Тема 2.2. Система методов управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Система методов управления.



Тема 2.2. Система методов управления.

1. Общие понятия методов управления.

2. Экономические методы управления.

3. Административно-правовые методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Самоменеджмент.

6. Механизм управления организацией.

 

Общие понятия методов управления.

 

В общем виде управление представляет собой определен­ный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой — в по­зиции объекта управления.

Для этого взаимодействия характерно то, что:

- субъект управления направляет объекту управления им­пульсы воздействия (команды управления), которые содержат ин­формацию о том, как должен функционировать объект управления;

- объект управления получает данные импульсы и дейст­вует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие — объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений ор­ганизации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения — объекты управления.

Управление может осуществляться только в том случае, ес­ли существует реально действующая система, являющаяся орга­ничной частью организации, которую называют системой управ­ления.

Непременным элементом любой системы управления явля­ется связь. Связь можно определить как важный для целей управ­ления, взаимодействия канал обмена между субъектами вещест­вом, энергией, информацией.

Систему управления можно представить в общем, элемен­тарном виде, состоящем из двух подсистем:

· управляющей (субъ­екта управления)

· управляемой (объекта управления),

а также прямых и обратных связей между ними.

Контрольные вопросы:

Что такое субъект управления?

Что включает в себя система управления в элементарном виде?

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей.

Различают методы управления и методы процесса управления.

Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления.

Контрольный вопрос: Что такое методы управления?

Методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные.

При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся:

Экономические, методы побуждения

Административные (иногда их называют организационными), методы принуждения

Социально-психологические методы, методы убеждения.

4.

Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К формам экономического стимулирования относятся:

* формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

* бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;

* участие работника в распределении прибыли организации;

* предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

* предоставление работнику льготных кредитов;

* льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.

3. Административные методы управления включают:

* систему законодательных актов страны и региона;

* систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов предприятия;

* систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретного предприятия.

Важное значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого использования до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

4.Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

* личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;

* способы организации труда и рабочих мест;

* система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

* информационное обеспечение и его использование;

* система стимулирования работников;

* морально-психологический климат в коллективе;

* социально-бытовые условия работников;

* инфраструктура региона.

Управление социально-психологическими процессами включает:

* анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;

* организацию выполнения поставленных задач;

* регулирование социально-психологических процессов.

Важнейшей задачей социально-психологических методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Важнейшие признаки его:

* отсутствие давления руководителей на подчиненных;

* достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

* взаимная требовательность и общая ответственность;

* удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

* доброжелательная и деловая критика;

* свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

* высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

Необходимо отметить, что на практике методы управления постоянно изменяются. Так, при переходе от плановой экономики к рыночной чаще применяются экономические методы управления. Кроме того, в процессе демократизации общественной жизни и экономики возрастает роль человеческого фактора, поэтому больше внимания уделяется социально-психологическим методам.

Однако используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

Контрольные вопросы:

Самоменеджмент.

Время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность — его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время — деньги. Это не просто слова.

Действительно, если, например, работник неправильно распорядился своим временем, условия контракта не были выполнены в срок, фирме придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки, связанные с простоем. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением — временем. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.

Тема 2.2. Система методов управления.

1. Общие понятия методов управления.

2. Экономические методы управления.

3. Административно-правовые методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Самоменеджмент.

6. Механизм управления организацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.019 с.)