Государственный строй в 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй в 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.



Государственный строй:

1) Политическая форма правления

2) Структура и компетенция центральных и местных органов управления и власти

3) Военная организация

4) Судебная система

Осенью 1945 года был упразднен ГКО (Государственный Комитет Обороны). Политическая система по сравнению с довоенным периодом ни в чем существенном не изменилась. По-прежнему функционировали три «пирамиды власти»: партийная, советская и хозяйственная. Реальное руководство всеми сферами общественной жизни было сосредоточено в Политбюро (с 1952 года – Президиуме) и Секретариате ЦК коммунистической партии. Законы и постановления, разрабатываемые в высших партийных инстанциях, формально утверждались Верховным Советом СССР, который «формировал» правительство – Совет народных комиссаров (с марта 1946 года – Совет Министров). Фактически кандидатуры на должности министров утверждались в Секретариате ЦК. Местные партийные организации контролировали работу советов, деятельность администрации предприятий и учреждений, колхозов и совхозов. Все ключевые решения принимал лично И.В. Сталин – председатель Совета Министров и руководитель партии, переименованной в 1952 году из ВКП(б) в КПСС.

Жесткость административно-командной системы управления страной после победы в войне усилилась. Это было связано с общей обстановкой «холодной войны», а также с тем, что миллионы советских людей побывали за рубежом, общались с населением освобождаемых Советской Армией государств, с союзниками по антигитлеровской коалиции.

Высшее руководство СССР решило активизировать борьбу за чистоту идеологии, усилить репрессивный курс. Начались кампании против аполитичности в литературе и искусстве, против космополитизма и «низкопоклонства» перед Западом. Было подвергнуто резкой критике творчество М. Зощенко и А. Ахматовой, несколько литературоведов и критиков были обвинены в буржуазном национализме. По идеологическим причинам надолго приостановилось развитие генетики, кибернетики, психологии, отрицались квантовая теория и теория относительности, И.В. Сталин лично принял участие в дискуссиях по вопросам языкознания и экономики, тем самым предопределив поражение оппонентов.

Репрессии по-прежнему рассматривались как средство найти виновных в неудовлетворительном состоянии экономики, тяжелом положении трудящихся, как мера, способная объединить народ вокруг партии и правительства против его «врагов», как инструмент, обеспечивающий работоспособность административно-мобилизационной системы. В 1946 году срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли, на рубеже 40 – 50-х годов были якобы обнаружены вредители в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Были сфабрикованы «дела» против руководства Ленинградской партийной организации, против председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, крупного ученого-экономиста. Все явственнее становилось противоречие между объективной необходимостью изменений в экономике, социальной политике, методах управления и неспособностью партийно-государственной верхушки во главе с И.В. Сталиным осознать эту необходимость и провести реформы.

После кончины Сталина 5 марта 1953 г., на фоне острой борьбы за власть между его основными соратниками, наметились некоторые контуры либерализации государственно-политической системы в СССР.

После окончания второй мировой войны положение СССР было противоречивым. Государство расширило свою территорию, усилилась в военном отношении. Резко возросло влияние Советского Союза в Европе и в мире в целом. У СССР появились союзники – страны «социалистического содружества». В то же время страна понесла огромные людские и материальные потери, около 27 млн. человек погибли на фронтах Великой Отечественной войны, в плену, умерли в тылу от голода и болезней. Большой урон был нанесен народному хозяйству: страна потеряла более 18% экономического потенциала. Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции ушло в прошлое, уступив место «холодной войне».

Источники восстановления народного хозяйства, приоритеты экономического развития, социальная политика, особенности внутриполитического и идеологического курса – все это определялось главным образом двумя факторами: стремлением сохранить статус великой державы, а затем сверхдержавы, что было в условиях «холодной войны» единственным способом обеспечения экономической и политической независимости; а также существованием в стране в высшей степени централизованной политической и экономической системы, реформировать которую глава государства – И.В. Сталин не считал своевременным.
Советское руководство отказалось от получения экономической помощи от США по плану Маршалла – плану оказания помощи послевоенной Европе, поскольку участие в Европейском экономическом совещании и получение дешевых американских кредитов привели бы к отказу от самостоятельной роли в мировой политике, к экономической, а в перспективе, возможно, и политической зависимости от США. Этот отказ означал, что восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства планировалось осуществлять за счет внутренних ресурсов, так же, как и индустриализацию 30-х – начала 40х годов: за счет эксплуатации деревни, трудового энтузиазма, накоплений населения, широкого применения репрессий. Надеждам на некоторую децентрализацию экономики и демократизацию политической системы не суждено было сбыться.

Главными задачами экономического развития СССР в первые послевоенные годы были восстановление народного хозяйства; развитие экономики в условиях приоритетности энергетики, угольной и металлургической промышленности, оборонного комплекса. Восстановление народного хозяйства началось в 1943 году и осуществлялось по мере освобождения временно оккупированной территории. Но восстановительным считается период с 1946 по 1950 (четвертая пятилетка).

Восстановление промышленности осуществлялось одновременно с ее демилитаризацией. В 1946 – 1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности и созданы наркоматы (с весны 1946 г. – министерства) гражданского производства. Демобилизованные воины пополняли, прежде всего, ряды рабочего класса. Армия сократилась с 11,4 млн. человек в мае 1945 года до 2, 9 млн. человек в конце 1948 года. В связи с началом войны в Корее в 1950 года она вновь увеличилась до 5,8 млн. человек. Был восстановлен нормальный режим труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. В 1947 году была отменена карточная система на продовольственные товары. Формальная демилитаризация экономики завершилась в 1947 году. По существу расходы на оборону не сократились.

Промышленность восстанавливалась очень быстро. Заработали Днепрогэс – крупнейшая электростанция Европы, шахты Донбасса, металлургические гиганты юга России – Запорожсталь и Азовсталь. Новые промышленные предприятия строились на Урале, в Сибири, в Закавказье и Средней Азии. В республиках и областях, присоединенных к СССР накануне Великой Отечественной войны, были созданы новые отрасли промышленности: газовая, автомобильная, металлообрабатывающая, электротехническая и другие.

Особое внимание уделялось развитию обороной промышленности, прежде всего, созданию атомного оружия. На развитие ВПК направлялись колоссальные средства в ущерб производству предметов потребления, социальной политике, сельскому хозяйству. Целью было ликвидировать монополию США на атомное оружие. В 1949 году в СССР была создана атомная, в 1953 – водородная бомба. В конце 40-х годов в Советском Союзе начались работы по использованию атомной энергии для производства электричества. Первая в мире Обнинская АЭС вступила в строй в 1954 году.

В целом промышленность была восстановлена в рекордные сроки: в основном в 1947 году. К концу 1950 года уровень 1940 года был превышен на 73%. Однако легкая и пищевая промышленность план не выполнили. Усиливались диспропорции между развитием тяжелой промышленности и производством продукции группы «Б», оборонным комплексом и гражданским производством. Современной техникой оснащались в основном предприятия, связанные с ВПК.

Сельское хозяйство по-прежнему являлось основным источником развития промышленности. Как и в 30-е годы, из деревни изымались огромные средства. Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства не окупали затрат и периодически снижались, что позволяло понижать цены на предметы потребления в городах. Вознаграждение за труд в колхозах носило символический характер. Колхозники жили в основном за счет личного подсобного хозяйства, размер которого в годы войны увеличился. Но уже в 1946 году личные подсобные хозяйства были урезаны и обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор должен был поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц и других продуктов, часто без учета реальных возможностей хозяйства.

Колхозникам не полагалась пенсия, они не имели паспортов и не могли без разрешения председателя колхоза покинуть свою деревню. В 1947 году был подтвержден принудительный характер труда в колхозах. Все сельские жители, не работавшие в промышленности и не служившие в государственных учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах, вырабатывая определенное количество трудодней.

На развитии сельского хозяйства отрицательно отразились разгром научной генетики и ликвидация единоличных хозяйств в западных областях Белоруссии, Украины, в республиках Прибалтики и в Правобережной Молдавии. Коллективизация в районах, присоединенных к СССР в 1939 – 1940 годах, разрушила эффективные хозяйства на селе. Плановые задания четвертой пятилетки в области сельского хозяйства выполнены не были, тем не менее, по официальным данным, уровень сельскохозяйственного производства в 1950 году почти достиг уровня довоенного 1940 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)