Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные изменения содержания Я-концепции
В период новорожденности ребенок во всем зависим от внешних воздействий в том, что касается организации его жизнедеятельности и обучения. Я-концепция не может развиваться, так как нет условий, способствующих этому процессу. Во время младенчества появляется возможность социальных действий, что является основой для развития Я-концепции. От полутора до 3-4 лет ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. От 4 до 6 лет появляются первые представления о том каким он может быть человеком (начинает формироваться идеальное Я). В школьные годы ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. В подростковом возрасте Я-концепция остается чем-то поверхностным и синкретическим. Самооценка выступает в этом возрасте как основной регулятор поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В юности Я – концепция более устойчивая, но претерпевает большие изменения. Источники самооценки являются основой самоценности. Наиболее часто люди, участвующие в опросах, называют в качестве важнейших источников самооценки свои собственные качества, способности, знания, облик. На втором месте стоят социальные источники, как, например, вовлеченность в социальные отношения. Некоторое число опрошенных считает важнейшим источником самооценки то, что они в чем-то превосходят других людей, чем-то "лучше", чем другие. Примечаетльно, что весьма ограниченное число опрошенных отмечает, что они не нуждаются во внешних источниках, поскольку они обладают способностью принимать себя такими, каковы они есть. Стоит отметить, что именно самооценка, базирующаяся на самоприятии, является стабильной основой ощущения самоценности, поскольку не зависит от успеха или признания со стороны других людей. Про таких людей можно сказать, что их самооценка базируетсай на внутренних источниках. Самооценка, основывающаяся на самовосприятии, будет более устойчивой, поскольку она (базирующаяся на объективных критериях) существенно меньше зависит от влияния внешних факторов. Остальные (внешние) источники самооценки можно назвать проблемными. Так, поиск внешнего признания ведет к тому, что человек стремится подстраиваться под других. Стремление к превосходству может сопровождаться АГРЕССИВНОСТЬЮ в межчеловеческих отношениях. Все источники самооценки (особенно внешние) являются весьма динамичными, поскольку имеют склонность меняться в их выраженности, а иногда и вовсе исчезать. К таким переменным относятся следующие виды источников самооценки:
52 Понятие об эмоциях, их физиологические основы. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями)[.Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения
53 Виды эмоций: высшие и низшие, положительные и отрицательные, стеничные и астеничные. Возрастные особенности проявления эмоций. Простые эмоции. Вызываемых непосредственно действием на организм тех или иных объектов, связанных с удовлетворением его первичных потребностей. Цвета, запахи, вкусы и т. бывают приятные или неприятные, могут вызывать удовлетворения или неудовлетворения. Эмоции, непосредственно связанные с чувствами, называются эмоциональным тоном ощущений. Он возникает, в частности, во время восприятия объектов, связанных с удовлетворением первичных потребностей человека. Переживание удовольствие и неудовольствие, приятного и неприятного являются основными качествами элементарных эмоций. Будучи полярными, они проявляются в жизни человека как единство противоположностей. Эмоциональный тон ощущений и восприятий играет важную роль в деятельности человека. Он регулирует ее действия, побуждая искать одни объекты и избегать, отказываться, защищаться от других. Сложные эмоции. В процессе жизни и деятельности человека элементарные переживания ее превращаются в сложные эмоции, связанные с пониманием их объектов, осознанием их жизненного значения.К сложным эмоциям принадлежат интерес, удивление, радость, страдание, горе, депрессия, гнев, отвращение, презрение, неприязнь, страх, тревога, стыд и т.п. К. Изард называет их ";фундаментальными эмоциями";, которые имеют свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме. Меняются способы произвольного реагирования на те или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего бросится к близким ему людям (матери, отцу, сестре, брату). Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда. Вследствие этого он выбирает другой способ совладания со страхом - старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.
54 Настроения и их виды. Конфликтные эмоциональные состояния: аффект и стресс. Этапы их протекания. Настрое́ние — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов[1]. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций. Существуют, различные виды настроения.
· Благополучное – низкая эмоциональность, импульсивность, повышенная энергичность. Низкая возбудимость. Таких людей мало беспокоят причины дискомфорта, вызванные внутри личностными конфликтами. Им присущи трудности в самовыражении, одиночество, иногда недостаток энергии. При этом, они как правило, очень коммуникабельны. · Одушевлённое – высокая активность, высокая энергичность, пластичность, низкая эмоциональность. Эти люди высоко оценивают свой личный успех, очень уверенны в себе, нацелены на реализацию своих возможностей. Особо не рефлексируют. Им присущи те же трудности, как и первому типу. Их настроение обеспечивает им стойкость. · Созерцательное – повышенный тонус, низкая активность, пластичность, импульсивность. Люди у которых такие виды настроения оценивают личную успешность низко, от других ждут такой же оценки, не верят особо в хорошее будущее. Больше всех обеспокоены финансовой сферой. Меньше всего – процессом общения. · Синтонное – средние тонус и активность. Слегка пониженная эмоциональная импульсивность, остальное на среднем уровне. Выше других оценивают свой личностный потенциал. Очень чувствительны к проблемам со здоровьем, надёжного места работы, внешнего вида, проблем с родителями. Меньше: невозможность выразить себя, проблемы с покупками, бытовые трудности и т.д. Эти люди удовлетворены собой. Механизм поддержания настроения – равновесие, уверенность в себе. Им свойственна приглушённость чувств. · Деятельностное – повышенная эмоциональность, пластичность, высокая активность, некоторая устойчивость. Активность часто инициируется с азартностью. Чувство стыда заострено. Эти люди выше большинства оценивают свой успех, чувство неполноценности практически не выраженно. Высокая спонтанность, ригидность, очень лабильны. У них обычно продуктивная активность. Острее других чувствуют перегруженность делами. Меньше других страдают от одиночества. · Тоскивое, грустное, меланхолическое —
· Раздражительное – понижен тонус и активность. Низкая энергичность и пластичность. Высокая эмоциональность, импульсивность. У них преобладает чувство немощности, бессилия. Угрюмое, сварливое, с повышенной чувствительностью к внешним раздражениям. Присутствует чувство гнева и страха, растерянности и вины. Низкая оценка своей личностной успешности, ожидание от других такой же оценки. Желание успеха есть, но при этом они чувствуют неполноценность. Более чувствительны к межличностным контактам, социальным трудностям, сексуальным проблемам. Не уверены в себе, чувствительны к критике, зависимы от окружающих. Мотивированы страхом неудачи. Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них. Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которую ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил, на поиск выхода из создавшегося положения 55 Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние эмоций на течение болезни. Внутренние: Психогальванический рефлекс (ПГР) Частота сердечных сокращений Кровообращение, кровяное давление(побледнение, покраснение) Дыхание(задыхается, перехватывает дыхание) Мышечные изменения(нарушение маторики, тремор) Пиломоторная реакция(«гусиная кожа» Работа пищеварительного и мочевого тратка(движение желудочка и кишечника- замедление или усиление перестальтики) Расширение или сужение зрачков Содержание сахара, адреналина, холлестирина в крови Выделение слезных, потовых, слюнных желез Электрическая деятельность мозга(Бета-ритмы) Внешние: Изменение поведения Смех Экспрессивные движения Пантомимические- охватывают все тело, топание ногами, сжимание кулков Выразительные звуки- аопли, стоны, смех, междометия, интонация и т.д. Действия-бегство, нападение, настороженность
Амбивалентность чувств- противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения. 57 Понятие личности в психологии. Общественная сущность личности. Соотношение понятий «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми – необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека. Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). 58 Направленность личности. Основные характеристики направленности: интересы, потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы. Направленность личности [1] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на её процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием). Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей. Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание. Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения. Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец. 59 Любовь как высокое проявление положительных чувств человека. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. 60 Понятие о воле. Этапы волевого действия. Борьба мотивов. Во́ля способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители — Слабости. Начальным моментом волевого акта является возникновение в сознании ясного представления, или мысли о цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремление, к достижению этой цели. Этот момент в протекании волевого акта, когда налицо имеется ясное сознание цели, связанное со стремлением к ней, называется желанием.
61 Формирование и развитие личности. Стадии развития личности по Э. Эриксону.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.021 с.) |