Типы макроэкономического регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы макроэкономического регулирования



Типы макроэкономического регулирования различаются по субъектам (кто регулирует) и по субстратам (как регулируется) регулирования. Объект всегда один – макроэкономика.

1. Рыночное регулирование.

Рыночное регулирование – стихийное регулирование – возникает раньше всех остальных типов регулирования.

Субъект регулирования – рынок. Он выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения, те по средствам рыночных механизмов.

Сторонники:

1. Начал развивать Адам Смит (регулирование осуществляется невидимой рукой). Все последователи Смита развивали эту концепцию.

2. Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, Фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др). Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".

3. Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".

4. Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".

Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.

Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).

2. Государственное регулирование.

Субъект – гос-во.

Девиз сторонников рыночного регулирования: "Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".

Рынок подсказывает, что нужно делать, а гос-во – предписывает.

Основоположники:

1. В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хозяйственную деятельность, чтобы та была польза для всего общ-ва".

2. Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики – плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК – завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном – предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".

3. Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".

4. Не только социалисты являются сторонниками командной экономики: Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику. Муссолини: "Для нас гос-во - вовсе не ночной сторож, а великая политическая, социальная и экономическая сила, которая определяет развитие страны".

5. Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране. Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, который двигает экономику вперёд".

3. Смешанное регулирование.

Субъекты – рынок и государство (нет крайних, радикальных позиций).

Девиз сторонников концепции смешанного регулирования: "Всё, что лучше делает рынок, - отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку".

Сочетается рынок и защита от рынка. Соотношение рынка и гос-ва разное.

Рынок превпалирует в: США, Германии. Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея, Кирай.

 

На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов макроэкономической системы влияет её состояние: при благополучной экономике – доминирует рынок, кризис в экономике – государство берет правление в свои руки.

Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка.

Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд.

Отличия между гос и рыночным регулированием:

1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характер, управленческие решения формируются в головах людей;

2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);

3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При государственном – указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...)

4. Рыночное регулирование предполагает свободное действие субъектов – "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер);

5. Рынок – многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, - решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";

6. Рыночное регулирование – развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег – инициатива ограничена пределами плана;

7. Рын регулирование – гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос регулирование – прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;

8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;

9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);

10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);

11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;

12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.

 

Вопрос 29.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.008 с.)