Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы макроэкономического регулирования
Типы макроэкономического регулирования различаются по субъектам (кто регулирует) и по субстратам (как регулируется) регулирования. Объект всегда один – макроэкономика. 1. Рыночное регулирование. Рыночное регулирование – стихийное регулирование – возникает раньше всех остальных типов регулирования. Субъект регулирования – рынок. Он выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения, те по средствам рыночных механизмов. Сторонники: 1. Начал развивать Адам Смит (регулирование осуществляется невидимой рукой). Все последователи Смита развивали эту концепцию. 2. Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, Фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др). Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает". 3. Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит". 4. Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка". Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо. Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм). 2. Государственное регулирование. Субъект – гос-во. Девиз сторонников рыночного регулирования: "Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия". Рынок подсказывает, что нужно делать, а гос-во – предписывает. Основоположники: 1. В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хозяйственную деятельность, чтобы та была польза для всего общ-ва". 2. Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики – плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК – завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном – предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".
3. Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой". 4. Не только социалисты являются сторонниками командной экономики: Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику. Муссолини: "Для нас гос-во - вовсе не ночной сторож, а великая политическая, социальная и экономическая сила, которая определяет развитие страны". 5. Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране. Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, который двигает экономику вперёд". 3. Смешанное регулирование. Субъекты – рынок и государство (нет крайних, радикальных позиций). Девиз сторонников концепции смешанного регулирования: "Всё, что лучше делает рынок, - отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку". Сочетается рынок и защита от рынка. Соотношение рынка и гос-ва разное. Рынок превпалирует в: США, Германии. Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея, Кирай.
На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов макроэкономической системы влияет её состояние: при благополучной экономике – доминирует рынок, кризис в экономике – государство берет правление в свои руки. Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка. Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд. Отличия между гос и рыночным регулированием: 1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характер, управленческие решения формируются в головах людей; 2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);
3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При государственном – указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...) 4. Рыночное регулирование предполагает свободное действие субъектов – "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер); 5. Рынок – многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, - решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят"; 6. Рыночное регулирование – развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег – инициатива ограничена пределами плана; 7. Рын регулирование – гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос регулирование – прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает; 8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва; 9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению); 10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные); 11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно; 12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.
Вопрос 29.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.008 с.) |