Субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое лицо, виновным деянием которого причинен вред личным или общественным интересам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое лицо, виновным деянием которого причинен вред личным или общественным интересам.



Общими признаками, характеризующими физическое лицо, являются достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, т. е. способность осознавать фактический характер и общественную вредность своего поведения или руководить своими действиями. Однако к лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются, как правило, меры, предусмотренные федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вместе с тем при совершении определенных административных проступков (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения) лица в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях. Но и в этих случаях с учетом характера совершенных правонарушений, личности виновных в них дела на указанных лиц могут быть переданы на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подростки в возрасте до 16 лет административной ответственности не несут, но в некоторых случаях за их действия отвечают родители или заменяющие их лица. Например, ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает ответственность родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста.

Вменяемость - это нормальное состояние психики человека. Предполагается, что каждый гражданин вменяем. Невменяемый не может нести ответственности за свои деяния, какой бы вред они ни причинили потому, что в них не участвовали его сознание и воля. Деяния психически больных обусловлены их болезненным состоянием. Соответственно, применение наказания к невменяемому было бы нецелесообразным также и потому, что по отношению к ним недостижимы цели административного наказания -предупреждение совершения новых правонарушений.

Согласно статье 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий, бездействия (интеллектуальный момент) либо руководить ими (волевой момент) вследствие:

хронического психического расстройства. К таковым относятся неизлечимые или трудноизлечимые болезни, носящие длительный характер и имеющие тенденции к прогрессированию. Это шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, паранойя, эпилепсия, прогрессирующий паралич и др;

временного психического расстройства. К данному виду относятся психические заболевания, протекающие скоротечно и заканчивающиеся выздоровлением. Это алкогольный психоз, белая горячка, патологические аффекты и др.;

слабоумия. К нему относятся формы упадка психической деятельности с поражением интеллекта человека и необратимыми изменениями личности. Ононосит необратимый характер и является врожденным или приобретенным в первый год жизни в силу перенесенных тяжелых неврологических заболеваний (менингита, энцефалита, сотрясения мозга). Различаются 3 степени слабоумия (олигофрении): дебильность, имбецильность, идиотия.

иного болезненного состояния психики. К ним относятся такие состояния, которые не являются психическими заболеваниями, но сопровождаются нарушениями психики. Это острые бредовые состояния, вызванные инфекцией или отравлениями, тяжелыми травмами и т. п.

Наряду с общим субъектом, который характеризуется такими вышерассмотренными признаками как достижение 16-летнего возраста и вменяемость, различаются также:

1. Специальный субъект, который характеризуется дополнительными признаками - председатель или член избирательной комиссии (ст.ст. 5.24, 5.25 КоАТТ РФ); родители или законные представители несовершеннолетних, а также лица, на которые возложена обязанность по обучению и воспитанию несовершеннолетних (ч. 3 ст. 6.10 КоАП РФ); работник промышленного железнодорожного транспорта (ст. 11.2 КоАП РФ); граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 14.7 КоАП РФ) и др.

Признаки специального субъекта устанавливаются с целью дифференциации ответственности различных категорий лиц, и играют двойную роль. Во-первых, они могут быть конструктивными признаками простого состава, а это значит, что к административной ответственности за соответствующие правонарушения привлекаются только специальные субъекты (например, ст. 10.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за «непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли»). Во-вторых, они бывают квалифицирующими признаками квалифицированных составов. В таких случаях за соответствующие действия к административной ответственности может быть привлечен любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, а совершение тех же действий специальным субъектом рассматривается как выполнение квалифицированного состава. Поэтому, во многих статьях КоАП содержатся одновременно две санкции: одна - для граждан, другая - для должностных лиц.

К специальному субъекту ст. 2.4 КоАП РФ относит и должностных лиц,которые подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом их ответственность наступает за:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей лично;

- непринятие мер к своевременному и надлежащему исполнению правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей данного должностного лица.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями:

1. Осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

2. Выполняющее в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации других войсках и воинских формированиях Российской Федерации:

3. Организационно-распорядительные функции, то есть функции по руководству организацией или ее структурным подразделением, заключающиеся в возможности принимать решения и давать указания, обязательные для исполнения лицами, находящимися в подчиненности (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т. п.);

- административно-хозяйственные функции, то есть функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами (хранение, переработка, сбыт, учет и контроль, получение и выдача денежных средств и т. п.).

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Должностные лица указываются в качестве субъекта административного правонарушения во многих статьях КоАП РФ. При этом некоторые статьи сконструированы таким образом, что их субъектом может быть только должностное лицо (ст.ст. 5.15, 5.21, 5.27 и др.). В большинстве же статей КоАП РФ, в случае совершения предусмотренных ими административных правонарушений, для должностных лиц установлена повышенная, по сравнению с гражданами, административная ответственность.

В отдельных статьях КоАП РФ, субъектами которых могут быть только должностные лица, их круг сужается за счет введения дополнительных признаков. Так, ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за «нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации...».

К специальному субъекту ст. 2.6 КоАП РФ относит иностранных граждан и лиц без гражданства. К иностранным гражданам и лица без гражданства может быть приманена такая мера наказания как выдворение за пределы Российской Федерации, кроме того действующий КоАП России предусматривает ответственность за правонарушение, которые могут быть совершены только иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст.ст. 18.8, 18.10).

2. Особый субъект, то есть субъект, административная ответственность которого имеет особенности, обусловленные его особым правовым статусом.

Речь идет о признаках субъектов, которые закреплены статьями Общей части КоАП РФ; не входят в состав правонарушения, не являются конструктивными признаками состава, а значит, не влияют на квалификацию деяния; влияют на вид и размер наказания и процедуру его назначения. В главах 2 и 3 КоАП РФ названы такие особые признаки, как военнослужащий, несовершеннолетний, беременная женщина, инвалид I (И) группы и др. Например, дело о правонарушении, совершенном военнослужащим, может быть направлено командиру для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности; инвалида II группы, совершившего мелкое хулиганство, нельзя подвергать административному аресту.

Как уже отмечалось, наряду с физическими лицами субъектами административной ответственности могут быть и юридические лица.

КоАП РФ не содержит понятия юридического лица. Поэтому, при определении такового, необходимо руководствоваться ст. 48 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Следует иметь в виду, что согласно статье 51 ГК РФ юридические лица подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и считаются созданными со дня внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, юридические лица - это предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в качестве таковых в уполномоченном государственном органе и включенные в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодекс об административных правонарушениях четко закрепил ряд особенностей привлечения к административной ответственности юридических лиц. Необходимо выделить главные из них.

Так, частью 1 ст. 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности лишь в случаях, когда такой признак субъекта правонарушения прямо назван в статье Особенной части КоАП РФ, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей ответственность за соответствующие деяния.

Например, статья 14.11 КоАП РФ устанавливает: «Незаконное получение кредита. Получение кредита либо льготных условий кредитования а равно путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

Если в тексте этой статьи юридическое лицо не названо, то оно не может быть субъектом административной ответственности за такие деяния.

Круг родовых объектов, за посягательства на которые юридические лица несут административную ответственность уже, чем круг родовых объектов, за посягательства за которые могут быть наказаны граждане. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена главой 17 «Посягательства на институты государственной власти», главой 21 «Нарушения правил в области воинского учета» КоАП РФ.

Признаки вины юридического лица, закрепленные в части в ст. 2.1 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица, которые определяются в статье 2.2 КоАП РФ: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусматривается ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

В соответствии со статьей 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает и реализует права и обязанности через свои органы (администрацию), а в предусмотренных специальными законами случаях — через своих участников. Администрация (орган) юридического "лица обязана непосредственно выполнить или обеспечить выполнение обязанностей, в том числе и тех, за неисполнение которых законом предусмотрена – административная ответственность. Вина администрации в том, что ею не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению обязанностей юридического лица, в том, что она плохо руководит или сама плохо работает.

Вина юридического лица может быть виной только его руководителя или коллективной виной работников (должностных и недолжностных лиц) и руководящего органа.

Форма вины юридического лица, как правило, не является признаком соответствующего состава, но при наличии альтернативных санкций может повлиять на' размер наказания.

В соответствии с частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».

К юридическим лицам в основном применяются наказания, связанные с правами на имущество: штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Около десяти статей КоАП РФ предусматривает применение к юридическим лицам такой морально-правовой санкции, как предупреждение.

В основном юридические лица за административные правонарушения подвергаются штрафу.

Размеры штрафов, которыми могут быть наказаны юридические лица, намного больше, чем штрафы, которым могут быть подвергнуты должностные лица, и тем более граждане. По общему правилу размер штрафа на граждан не может превышать 5 000 рублей, на должностных лиц — 50 000 рублей, а на юридических лиц — 1 000 000 рублей, а за нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40 КоАП России) и за нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (ст.14.42) сумма штрафа может быть назначена не превышающая 5 000 000 рублей.

И вина, и ответственность юридического лица не связаны с конкретным физическим (должностным) лицом, поэтому статья 2.10 КоАП РФ допускает переход обязанностей и обременении, связанный с административной ответственностью, к другому юридическому лицу при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридических лиц. Ответственность гражданина, должностного лица всегда носит личностный характер, смерть лица прекращает все отношения, связанные с его административной ответственностью.

Юридическое лицо не может быть участником производства по делам об административных правонарушениях (знакомиться с делом, давать объяснения и т.д.). Защиту прав и законных интересов юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляет его законный представитель. Его полномочия подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. И даже при не исполнении наказаний — штрафа, конфискации — от имени юридического лица действуют его представители.

В соответствии с частью 3 ст. 24.7 КоАП РФ «издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику». С физических лиц таки издержки не взыскиваются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.024 с.)