Принципы экономического мышления и поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы экономического мышления и поведения.



Законы спроса и предложения.

Принципы экономического мышления и поведения

Процесс формирования современного экономического мышления, с одной стороны, осуществляется под влиянием априорных постулатов, а с другой – принципов выбора, обусловленных поведением человека в условиях институциональных ограничений и экономических изменений. Так как экономическое мышление является продуктом общественного сознания, то и выбор рационального поведения индивидуума определяется оценочными суждениями общества и самого человека. В процессе выбора, с одной стороны, возникает дилемма соотношения индивидуальных и общественных экономических интересов, а с другой – проблема противопоставления принципов, заложенных в системе отношений «норма – рациональность». В этом контексте норма, определяя степень рациональности выбора, выступает как определенное ограничение поведения. Следовательно, рациональность поведения индивидуума характеризуется такими чертами, как индивидуальность, ограниченность и субъективность.

Экономическое мышление формируется как в процессе получения определенного экономического образования, приобретения навыков поведения и экономической̆ культуры, так и в результате хозяйственной̆ деятельности. Все люди, как известно, так или иначе мыслят экономически. Это прежде всего означает, что, принимая решения, приступая к тому или иному действию, они соизмеряют выгоды и затраты, связанные с принятым решением и осуществленным действием. И то или иное действие предпринимается только тогда, когда выгоды превышают затраты. Этот принцип экономического мышления используется при принятии решений всеми субъектами экономики. Следовательно, экономическое мышление в первую очередь связано с такими понятиями, как выгода, результаты, затраты, прибыль, эффективность.

Закон спроса и предложения

· Одним из основных механизмов, действующих на рынке ресурсов является закон спроса и предложения.

Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена. по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т.е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар), В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием опроса и предложения. На рис. представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Билет №13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.004 с.)