Общие правила и принципы назначения административных наказаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие правила и принципы назначения административных наказаний



Порядок назначения наказаний регламентирован главой 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней определены основные положения и требования, которыми обязаны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и должностные лица при назначении административных наказаний.

В статье 4.1 КоАП РФ, указывается, что наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кроме того Федеральным законом от 23 июля 2010 г. № - 175 ФЗ внесены существенные изменения. Законодатель четко определил, что в случае выявления административного правонарушения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ, а в случаях, когда предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Назначение наказания – наиболее ответственный момент производства по делам об административных правонарушениях. Орган административной юрисдикции всегда должен учитывать, что только справедливое и правильно избранное административное наказание способно обеспечить достижение своей цели – предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общими правилами (принципами) назначения административного наказания являются: законность, справедливость, гуманизм. Нельзя отрицать значение и других принципов административного права при решении вопросов о назначении административного наказания, например принципа равенства перед законом, принципа вины.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. А для юридического лица - характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Характер правонарушения определяется степенью его общественной опасности, причинением вреда, его размером, способом совершения правонарушения, длительностью и интенсивностью противоправного поведения и другими обстоятельствами.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Не менее важным для применения справедливого наказания является учет факторов, характеризующих личность нарушителя, его поведение, трудовую деятельность, возраст, состояние здоровья, наличие судимости или административного наказания и т.п. На меру наказания влияет степень, форма вины правонарушителя (умышленно совершено правонарушение или по неосторожности). Принимается во внимание и имущественное положение правонарушителя (размер заработной платы, иных доходов, наличие детей, находящихся на его иждивении и др.).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность согласно ст. 4.2 КоАП РФ, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень не является исчерпывающим. Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ и законах субъектов РФ.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административное правонарушение, ст. 4.3 КоАП РФ относит: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Этот перечень, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств, является исчерпывающим.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ст. 4.4 КоАП РФ). Однако исключением из этого правила являются случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (установленной за более серьезной нарушение).

В целях повышения эффективности административной ответственности законом установлены давностные сроки назначения наказания.

Под давностью понимается истечение указанных в законе сроков после совершения административного правонарушения, в силу чего привлечение виновного к ответственности исключается. Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Если правонарушение является длящимся, то за точку отсчета берется день обнаружения противоправного деяния.

За совершение ряда административных правонарушений (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и др.) этот срок может быть увеличен до одного года со дня совершения административного правонарушения.

В случае применения административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Важно помнить, что ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ признана Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 № 15-П). Однако законодатель традиционно не успевает внести эти важные изменения в текст закона и часть 4 статьи 4.5 КоАП РФ остается в прежней редакции. В связи с этим, представляется, что должностное лицо обязано либо не учитывать этот срок давности в производстве по делам об административных правонарушениях либо считать его с момента официального получения документов в установленном законодательством порядке.

Вместе с тем очередной новеллой указанной статьи стало принятие законодателем части 6, в которой оговорено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Положение о том, что в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства лица — срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении осталось без изменений.

Законодательством об административных правонарушениях предусмотрен и давностный срок для погашения административного наказания – он равен одному году и исчисляется со дня окончания исполнения наказания. По истечении этого срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность рассмотрения повторности в качестве квалифицирующего признака или обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Если лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности возместить ущерб, причиненный гражданину, предприятию, учреждению в связи с совершением правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, юрисдикционный орган вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. При наличии спора вопрос решается в порядке гражданского судопроизводства.

В завершение отметим, что наложение административного наказания оформляется письменно в процессуальном документе, называемом постановлением по делу об административном правонарушении. Содержанию этого документа посвящена ст. 29.10 КоАП РФ.

Подчеркнем, что назначение административного наказания есть акт государственного воздействия на правонарушителя и одновременно процедура, подчиняющаяся установленным правилам, целью которой выступает определение вида и пределов ограничений, которые будет претерпевать нарушитель.

Принятие решения о применении административного наказания юрисдикционным органом - это ответственный и сложный шаг, при реализации которого необходимо: во-первых, достичь цели наказания, что может быть осуществлено лишь при правильном выборе конкретного и наиболее эффективного вида административного наказания; во-вторых, соблюсти законность и целесообразность административного наказания.

 

 


[1]См.: Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 5.

[2] См.: Раздел 4 НК РФ.

[3] См.: Часть 4 БК РФ.

[4] См.: Ст. 282 БК РФ; ст. 114 НК РФ.

[5] СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

[6] Бюллетень Верховного Суда РФ.2005. № 6.

 

[7] ВСНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.

[8] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.

[9] СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

[10]См.: СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.

[11] ВСНД и ВС РФ.1993. № 33. Ст. 1316.

[12] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 27.

[13] См.: ст. 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; ст. 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.

[14] См.: Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"// СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.

[15] СЗ РФ.1998. № 22. Ст. 2331.

[16] См.: СЗ РФ. 2007. № 47 (часть I). Ст. 5749.

[17] СЗ РФ 2006. №49 (часть I). Ст. 5089.

[18] Перечень грубых дисциплинарных проступков и порядок исполнения дисциплинарного ареста, назначенного судьей гарнизонного военного суда, изложены в приложении № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

[19] См., например: ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ.2004. № 31. Ст. 3215.

[20] См., например: Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1140 "Об утверждении Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 14; Приказ Минюста РФ от 2 декабря 2009 г. № 415 "Об утверждении Инструкции об организации служебных проверок в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных органах" // Российская газета. 2010.19 февраля.

[21] См., например: ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

[22] См., например: п.2 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 9 июня 2006 г. № 194 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 57; п. 2 Инструкции об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 17 марта 2009 г. № 104 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 17.

[23] См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

[24] См.: ВСНД и ВС СССР.1990. № 45. Ст. 955.

[25] См.: СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

[26] СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

[27] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

[28] См., например: Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть II). Ст. 3631.

[29] См.: Приказ МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 610 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 26 сентября. 2003.

[30] Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // ВСНД и ВС. 1993. №2. Ст. 70.

[31] Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682.

[32] Мы ограничимся краткой характеристикой данной особенности административной ответственности по причине того, что в последующей главе административное правонарушение будет нами проанализировано на предмет признаков, ему присущих и юридического состава.

[33] В юридической литературе этот факт признается бесспорным по причине того, что он нашел свое закрепление в законодательстве. Более подробно см.: Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 19.

[34] См.: Серков П.П. Характеристика правоотношений в сфере административной ответственности // Государство и право. – 2010. – № 9. – С. 26 – 35.

[35] Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С. 17.

[36] Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2006. – С. 406.

[37] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. – М.: Юринформцентр, 2001. – С.18.

[38] Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. – 2005. – 19 апреля.

[39] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 2 декабря.

[40] См.: Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – С. 376–382.

[41] См.: Примечание к ст. 15.3 КоАП РФ.

[42] Вестник КС РФ. – 1996. – № 2. – Ст. 150.

 

[43] См.: Назаров И.В. Административная ответственность юридических лиц в России: Учебное пособие. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – С. 22 – 23.

[44] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. № 8.

[45] См.: п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. – 2005. – 19 апреля.

[46] Вопросы обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные пунктами 4, 6, 8 будут подробно изучаться в рамках курса «Административное процессуальное право».

[47] Бахрах Д. Н. Административное право: (Часть Общая): учебник. М., 2010.

[48] СЗ РФ. 2003. № 51. Ст. 4990.

[49] Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438.

[50] СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

[51] СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.034 с.)