Билеты по экономике 106 уп фгу. 2014-2015 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеты по экономике 106 уп фгу. 2014-2015



Билеты по экономике 106 УП ФГУ. 2014-2015

Билет №1

Предмет экономической науки

Виды денег

Предмет экономической науки

Экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.

Предмет ЭН: создать представление о сущности экономики, чтобы заставить экономику служить обществу. Также предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Итак, экономическая наука способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов, росту ассортимента товаров и услуг, является фактором экономического развития, помогает как можно полнее удовлетворить потребности общества и каждого его члена. Экономисты изучают также хозяйственные связи между странами и народами: почему страны импортируют одни товары, а экспортируют другие; какие факторы способствуют внешнеэкономическим связям, а какие - сдерживают их развитие; природе и причинах богатства, как на разных этапах развития человеческого общества изменялось отношение самого понятия «богатство» и источников его роста.

Экономика постоянно сталкивается с тремя основными вопросами:

Что производить? (какие продукты и в каком количестве)

Как эти товары производить? (кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии)

Билет №2

Экономическая наука.

Сущность и роль конкуренции.

Экономическая наука.

ЭН предполагает составление гипотез, к-ые проверяются на практике.

Наука и управление.

Управление считается одной из конкретных ЭН.

Рассмотреть по порядку все функции ЭН и показать их важность для управленца.

ЭН -- один из научных базисов управления, без знания к-ой нельзя быть управленцем. Нужна во всех функциях.

Нужна прагматич сторона ЭН: решения должны быть научно обоснованными.

1. Экономика -- объект управления. Чтобы принимать правильные решения, надо знать объект.

2. Экономика даёт методы воплощения в жизнь эконом решений (эконом регулирования).

3. Экономика -- критерий правильности решений (показатель, барометр).

4. Экономика -- источник средств, на к-ые сущ-вует управление.

5. Экономика требует совершенствования управления, заставляет управление обновляться.

Основные Эконом школы. История эконом науки.

В XI в. возникает каноническая школа; руководитель -- монах Грациан (продолжатель -- Фома Аквинский): объединяются аристотельские представления об экономике с библейскими положениями.

С появлением капитализма возникает меркантилизм. Источник богатства -- внешняя торговля.

Физеократы (Гиней и Тюрго) -- источник богатства в сельском хоз-ве.

Классическая английская школа (Питте, Адам Смит, Рикардо).

Затем много течений: Школа спроса и предложения, Школа полезности (Галиани), Школа факторов пр-ва.

Возникновение Марксизма.

Немецкая историческая школа (Лист, депран): источник богатства -- народное хоз-во.

Соц школы: основа экономики -- правовые институты.

Математико-экономическое направление.

Австрийская школа: марженализм, школа предельных величин.

Неоклассика (Маршалл).

Институционализм (Митчел, Брайн).

XX в. -- появление Кейнсианства: в предмет ЭН вводится гос-во.

Билет №3

Функции экономической науки.

Методы конкуренции.

Методы конкуренции

v Ценовая кон-ция (с помощью ценовых методов)

Методы ценовой конкуренции:

а) Снижение цен;

б) Маневрирование цен;

в) Сезонирование цен (выбор момента снижения или повышения цен);

г) Ценовая дискриминация;

д) Использование демпинговых цен и цен проникновения;

Ценовая кон-ция может быть явной и неявной.

Приносит выгоду и продавцам и покупателям.

Механизмы:

1. Одна фирма снижает цены, покупатели (клиенты) другой фирмы переходят к первой;

2. Цены снижают обе фирмы, но одна имеет резерв ресурсов. Вторая снижает цену и разоряется.

Пример ценовой политики в худ литературе: Куприн "Яма" (два пароходства переправляли паломников через реку в монастырь...)

v Виолентная кон-ция (стратегия фирм) -- направлена на снижение пр-венных издержек;

v Неценовые методы кон-ции:

а) Повышение кач-ва продукции (дизайн, надёжность, долговечность). С этим связана патентная политика -- выпуск небольшого кол-ва продукции с целью выяснить потребности рынка;

б) Выпуск новых видов продукции;

в) Дифференциация товаров (различные кач-ва одного и того же товара): гарантийное обслуживание, приятное оформление товаров и проч.;

г) Высокое кач-во предложения (продажи) товара;

д) Более выгодные условия продажи товаров: в кредит, в рассрочку, со скидкой;

е) Обеспечение послепродажных услуг: обмен, ремонт, обслуживание;

ж) Маркетинговая деятельность: изучение потребностей рынка и более кач-венное их удовлетворение;

и) Учёт местных особенностей при реализации продукции;

к) Использование технических достижений и достижений науки;

л) Использование товарных знаков (брендов), фирменной упаковки и проч.;

м) Использование экзотических методов конкуренции (в Японии фирма, продающая пиво, вывела розы, чем улучшила собственное положение на рынке);

н) Реклама (товара или фирмы).

v Информационные методы кон-ции;

v Запрещённые методы кон-ции -- недобросовестная кон-ция: кон-ция с нарушениями моральных норм и норм права.

Методы недобросовестной конкуренции:

а) Смешение своей д-ти с д-тью конкурентов (пр-ство поддельной продукции);

б) Использование похожих товарных знаков и фирменной упаковки;

в) Копирование чужих образцов (выдача чужой модели за свою);

г) Распространение ложной инф-ции (введение покупателей в заблуждение);

д) Вмешательство в деловую д-ть (переманивание поставщиков, расстройство переговоров);

е) Шпионаж (экономический, промышленный);

ж) Оппортунистическая д-ть.

v Криминальные методы кон-ции -- нарушают УК.

Криминальные методы:

а) Запугивание конкурента;

б) Нанесение ущерба доходу (рэкет, требование взяток);

в) Нанесение ущерба имуществу (поджог, взрыв);

г) Физическое воздействие на конкурентов.

Билет №4

Метод экономической науки.

Совершенная конкуренция.

Метод экономической науки.

1. Наблюдение эконом действительности (знать цены, зарплата и т.д.);

2. Фиксировать (записывать) эконом явления;

3. Сортировать и систематизировать (цены к ценам, зарплату к зарплатам);

4. Анализ систематизированных фактов: нахождение общего, определяющего фактора. Надо расчленить изучаемое явление на части.

5. Абстракция: убирать второстепенные детали, с тем чтобы добраться до сущности.

6. Перейти от сущности к анализу связей, к-ые сущ в эконом действительности (как зарплата связана с ценами, цены с курсом доллара);

7. Рассмотреть причинно-следственные зависимости;

8. Синтез всех частей с тем, чтобы получить научное представление эконом ситуации (применение индукции и дедукции).

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

• значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

• объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

• всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

• все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

• мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей.

Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

Билет №5

Монополия и олигополия.

Отраслевые экономики

Отраслевая структура - это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (производственной) и нематериального производства (непроизводственной сферой).

Основу единого народнохозяйственного комплекса составляет сфера материального производства.

Историческая экономика

Как наука история экономики выполняет ряд функций:

· познавательная;

· практическая (прагматическая);

· мировоззренческая;

· прогностическая;

· историческая;

· гуманистическая.

Внутреннее поле истории экономики можно структурировать по различным критериям:

· по исторической эпохе (экономическая история Древнего мира; эпохи Возрождения и т. п.); по географическому признаку (экономическая история Сибири; Европы и т. п.);

· по сферам и отраслям хозяйства (история торговли; нефтяной промышленности и т. п.);

· по элементам экономической инфраструктуры (история ден. обращения, обмена)

История экономической мысли

Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

К современным направлениям экономической мысли относят:

· неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;

· неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

· неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

· неолиберализм - экономическое учение о государственном регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

· марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.

6. Смежные области:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

Теория управления

Монополия и олигополия

Монополия - это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма.

Виды монополий:

· Экономическая

Ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Государственная

Монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация. Применяется не во всех государствах (например, ее нет в Великобритании). Существует в Италии (на табак, спички, пиво,спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий).

· Природная

Монополия, которая возникла в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение).

· Естественная

Предприятия, объединенные единой сбытовой организацией (железная дорога, системы водоснабжения), когда только 1 производитель может производить товар в силу его технологической сложности.

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Пример: производители автомобилей («Мерседес», «БМВ»), производители пассажирских самолетов («Боинг», «Эйрбас»)

Билет №6

Билет №7

Билет №8

Билет №9

Факторы спроса.

Распределение

а) Привлекает производителей;

б) поддерживает существование людей;

в) стимулирует лучший труд.

Вторичное распределение предполагает 2 вида действий: инъекции и изъятия.

Третичное распределение денежной массы гос-ва:

трансферты -- изъятия из бюджета и инъекции другим участникам экономического процесса (пособия, дотации -- деньги на текущие расходы, субвенции -- деньги, получаемые на определённые программы, субсидии -- целевые трансферты, к-ые выделяются на долевой основе).

Обмен -- приведение продукта, полученного в результате распределения, в соответствии с собственными потребностями.

Обмен должен быть:

а) эквивалентным;

б) взаимовыгодным.

Потребление -- использование созданных продуктов и услуг.

Бывает двух видов:

а) личное потребление;

б) производительное потребление.

Факторы спроса

Спрос зависит от ряда факторов. Факторы формируются потребителями в процессе их (покупателей) действий, в процессе потребительского поведения.

Потребительское поведение -- совокупность действий покупателей на рынке.

Имеет ряд сущностных характеристик, к-ые позволяют влиять на спрос.

Постулаты (характеристики) потребительского поведения:

1. Множественность -- спрос на множество различных товаров (на хлеб, на пиво, на автомобили);

2. Ёмкость -- потребности постоянно растут;

3. Транзитивность -- устойчивость поведения (в силу субъективных пристрастий конкретных покупателей к определённому виду продукции; напр. "люблю мандарины").

4. Субстициональность -- возможность замены тех или иных товаров ("люблю мандарины, но если мандаринов нет, куплю грейпфрут", (Нет "Запорожца" -- куплю "Вольву"");

5. Ориентация на полезность (принцип выгодности) -- получения наиболее полезного товара;

6. Возможность искажений -- при возникновении чрезвычайных обстоятельств возможно резкое увеличение/снижение спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

1. Цена -- спрос -- ф-ция от цены.

Билет №10

Потребности и ресурсы.

Билет №11

Кривые спроса и предложения

Курно разработал закон спроса: спрос растёт по мере уменьшения цены (обратно пропорциональная зависимость).

Для иллюстрации строится кривая спроса:

по горизонтали Q -- кол-во покупателей (спрос), по вертикали цена P/

Кривая сверху слева идёт направо вниз под различным углом.

Каждая точка кривой отвечает на 2 вопроса: "Какая цена товара" и "Какой спрос на товар".

"Почему линия спроса имеет такую направленность?"

Условие: меняется только один рассматриваемый фактор при прочих неизменных.

а) Эффект дохода -- по мере сокращения цены ч-к на тот же доход может купить большее кол-во товара;

б) Эффект замещения (замены) -- цена субституда неизменна, а исследуемый товар дешевеет. Потребители переходят на него. ("Мандарины 100 руб, апельсины 80: покупают апельсины. Мандарины 60 руб, апельсины 80 руб: покупают мандарины. Растёт спрос на мандарины");

в) Психологический фактор -- "Ура! Мандарины подешевели! Все за мандаринами";

г) Эффект подключения более бедного покупателя, к-ые увеличивают спрос;

д) Эффект перехода с других рынков ("Покупал редьку, но мандарины-то подешевели... Хрен с ней, с редькой... Куплю сегодня мандарин!");

е) Эффект (предельной) полезности (связан с первым законом Госсона: каждый последующий товар имеет меньшую предельную полезность) -- если полезность товара меньше, то покупатель его купит только по более дешёвой цене. Отсюда, цена на товар падает (при неизменной полезности), то спрос растёт.

Это св-во определяет кривизну линии спроса.

Виды (конфигурации) кривой спроса:

а) Крутая -- по мере падения цены спрос растёт незначительно;

б) Пологая -- по мере падения цены спрос резко возрастает;

в) Вогнутая -- сначала спрос растёт медленно, потом быстрее;

г) Выпуклая -- замедляющийся рост спроса (сначала быстро, потом медленно);

д) Параллельна оси абсцисс -- рост спроса при неизменной цене;

е) Параллельна оси ординат -- падение цены при постоянном спросе.

Кривая спроса показывает выручку: площадь криволинейной трапеции ABCD, где A и B -- точки на кривой спроса, D и C (слева направо) -- точки на оси абсцисс.

Если линия спроса параллельна оси абсцисс, то выручка получается простым умножением постоянной цены на меняющееся кол-во покупателей.

Достроив линию спроса до оптимальной, можно рассчитать выигрыш и потерю выручки.

Если ограничить её конкретным значением, то можно рассчитать точно кол-во выручки. Можно определять, насколько прибыльно (убыточно) снижение цен при таком-то спросе. На какой спрос рассчитывать, чтобы выручка была такой-то...

2. Предпочтение (вкус, желание) покупателей -- какого товара хотят купить больше, какого меньше, исходя из потребностей, привычек (независимо от цены товара).

В этом случае меняется не величина спроса, а сам спрос: перемещается направо или налево (увеличивается или уменьшается).

Обуславливается традициями, обычаями, религиозными и др. убеждениями...

В основе предпочтения лежит желание получить большую полезность: растёт полезность товара, увеличивается спрос и наоборот.

Билет №12

Закон спроса и предложения

· Одним из основных механизмов, действующих на рынке ресурсов является закон спроса и предложения.

Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена. по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т.е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар), В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием опроса и предложения. На рис. представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Билет №13

Билет №14

Билет №15

Эластичность спроса.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Эластичность спроса.

Эластичность гибкость, приспособляемость, реакция одной переменной величины на изменение другой переменной величины.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое в следствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

§ ΔQ — изменение величины спроса;

§ ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы эластичности спроса

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

§ наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

§ временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

§ доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

§ степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок не насыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

§ разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

§ важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

Билет №16

Факторный рынок.

Факторный рынок.

Факторные рынки – это рынки, где реализуются факторы производства.

Особенности факторного рынка:

1. Объект - средства производства и другие факторы;

2. Удовлетворяет другие потребности покупателей, служит интересам производства, удовлетворяет производственные потребности людей;

3. Особая конфигурация субъектов рынка: на потребительском рынке покупатели были дифференцированы, раздроблены (домохозяйства и отдельные люди), а на факторном рынке потребители концентрированы: не отдельные люди, а фирмы, объединения, концерны;

Предложение наоборот: на потреб рынке концентрировано (фирмы), а на факторном фирмы, домохозяйства и отдельные люди;

4. Место факторного рынка в кругообороте и доходе обратно потребительскому. Меняются производители и потребители;

5. На потребительском рынке потребители формируют спрос, на факторном спрос носит производственный характер, он зависит от и опосредован потребительским рынком (если увеличивается спрос на хлеб, увеличится спрос на пшеницу, на тракторы для крестьян, на руду для тех, кто тракторы выпускает, на рабочую силу для тех, кто добывает руду...);

6. Потребительский рынок подчиняется потребителю напрямую, а факторный опосредованно.

Факторы потребительского рынка влияют на факторный рынок (объём, цена, доходы).

7. На факторном рынке в основе лежит предельная производительность факторов производства (производительность последнего станка вещественного капитала, производительность последнего участка земли предельная производительность земли, производительность рабочего, управленца, предельная производительность раб силы);

Предельный продукт в денежном выражении количество денег, которое приносит фактор при своей предельной производительности (количество единиц продукта умножить на стоимость).

8. Закупки носят комплексный характер (для производства необходимы все 3 фактора: труд, природа, вещественный капитал). Без одного производство невозможно.

9. Чтобы максимизировать доход, на потребительском рынке был принят закон предельной полезности. На факторном рынке существует закон предельной производительности:

а) Принцип наименьших издержек: предельный продукт капитала, делёный на цену, должен быть равен предельному продукту труда, делёному на цену труда, и предельному продукту природы, делёную на единицу природных ресурсов.

То есть предельный продукт на рубль затрат должен быть одинаковым у всех факторов.

б) Принцип максимизации прибыли: предельная выручка должна быть равна предельным издержкам.

(Отношения предельной выручки к предельным издержкам по каждому фактору должны быть равны между собой и все равны 1).

10. На факторном рынке должно происходить постоянное замещение факторов (так как они развиваются, совершенствуются: по мере тех прогресса растёт производительность факторов).

Факторный рынок состоит из:

· Рынка вещественного капитала

· Рынка природных ресурсов

· Рынка труда

Билет №17

Сущность и свойства товара.

Спрос на факторном рынке.

Свойства товара.

1) Товар -продукт товарного пр-ва, то, что создано товарным хоз-вом.

Товар -продукт пр-ва, предназначенный для продажи, обмена -объект рыночных отношений, то, что продаётся и покупается на рынке. Товарная форма выходит за пределы продуктов пр-ва -не только продукты, но и другие объекты купли-продажи (продукт, созданный природой, -земля; рабочая сила; совесть, чиновники, депутаты, избирательные комиссии).

Свойства товара.

Товар продаётся и покупается из-за его полезных свойств:

Объективные:

1. потребительная стоимость -способность товара удовлетворять ч-ческие потребности (этим св-вом обладают также и продукты природы). Говоря о товаре, имеем в виду св-во удовлетворять потребности посредством купли-продажи.

Потребительная стоимость зависит от:

а) от природных качеств товара;

б) от той формы (вида), к-ая ему в процессе труда придана.

Труд, создающий потребительную стоимость, наз конкретным трудом.

2. Меновая стоимость -способность товара обмениваться на определённое кол-во других товаров; покупательная сила товара.

Виды меновой стоимости:

а) простая форма (пример: рыбак и садовод с яблоками):

относительная форма стоимости -один товар выражает свою стоимость в потребительной стоимости другого товара (рыба меняется на яблоки);

эквивалентная форма стоимости -садовод яблоками создаёт эквивалент рыбе.

б) Полная (развёрнутая) форма стоимости;

в) всеобщая форма стоимости -разнообразные товары выражают свою стоимость во всеобщем эквиваленте (деньгах).

3. Цена -способность товара приносить определённое кол-во денег, выручка, покупательная сила товара в деньгах;

4. Редкость -степень ограниченности распространения товара, выражает соотношение между тем кол-вом товара, к-ое есть, и тем, к-ое необходимо;

5. Ликвидность товара - способность быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

6. Стоимость товара -воплощённый в товаре абстрактный труд (общее св-во всех товаров);

7. Абстрактный труд:

а) затрата сил и энергии ч-ка;

б) выражение того, что всякий наш труд -частица общественного труда (при общественном разделении труда);

в) наличие или отсутствие этого труда устанавливается в обмене: купили -признали, что труд общественный (на пользу общ-ву), не купили -не признали общественную полезность данного конкретного труда.

Субъектиные:

1. Полезность -признание товара нужным (необходимым). Для разных людей нужность товара разная (пример: сигареты).

Виды полезности:

а) индивидуальная;

б) общая;

Предельная полезность товара -полезность последнего товара, на к-ый существует спрос.

2. Ценность -определение Ч-ком степени нужности товара, значение, к-ое придаёт Ч-к товару.

Спрос на факторном рынке

Факторный рынок -продаются средства пр-ства, инвестиционные товары:

а) Рынок природных ресурсов -земельный, леса, рыбных запасов (лицензии на вылов рыбы);

б) Рынок труда;

в) Рынок вещественного капитала (средств пр-ства) -нефтепродуктов, электроэнергии...

Особенность факторного рынка:

· продавцы -домохозяйства и фирмы, покупатели -фирмы.

· спрос носит пр-венный характер -он зависит от и опосредован потреб рынком (если увеличивается спрос на хлеб, увеличится спрос на пшеницу, на тракторы для крестьян, на руду для тех, кто тракторы выпускает, на рабочую силу для тех, кто добывает руду...);

· На факторном рынке предложение определяется предельной полезностью.

(Подробнее см 2 ч 16 билета)

Спрос на факторы производства – желание и способность покупателей приобретать факторы производства, её количество выражается в денежной форме.

Билет №18

Виды товаров.

2. Предложение на факторном рынке.

Виды товаров.

Товары – продукт производства, труда, созданный для обмена и продажи (объект купли – продажи)

Виды товара:

1. Потребительские товары -то, что удовлетворяет личные потребности людей (ручки, хлеб, стиральные машинки);

2. Товары производственного назначения (факторные товары) -удовлетворяют не личные, а пр-ственные потребности (станки, оборудование, молотки, гвозди);

3.Товары текущего спроса -товары, к-ые покупаются каждый день (предметы питания);

4. Товары краткосрочного пользования -покупают не на один день, а на некоторое время (рубашка, костюм, авторучка);

5. Товары длительного пользования -автомашины, холодильники, телевизоры;

6. Предметы роскоши (элитные товары) -товары, к-ые удовлетворяют далеко не первостепенные жизненные потребности;

7. Товары внутреннего пользования -товары, к-ые могут быть проданы и потреблены только в стране-производителе (дача, дом);

8. Экспортные товары -производятся для продажи в других странах (нефть, газ, алюминий);

9. Импортный товар -привозится из-за рубежа и, как правило, в стране не производится (бананы);

10. Дефицитные товары -кол-во невелико, а спрос большой;

11. Уценённые товары -предложение на них превышает спрос (чб их продать, снижают цену);

12. Товары низкого качества -товары, спрос на к-ые уменьшается по мере роста дохода;

13. Товары высокого качества (нормальные товары) -по мере роста дохода спрос на эти товары растёт (большинство товаров);

14. Товар Гиффина -спрос на этот товар растёт по мере роста цены

15. Биржевый товар -товар, продающийся на биржах (массовый товар, и его продажа осуществляется по образцам: образцы зерна, сырья; предполагается, что весь остальной товар такого же качества);

16. Аукционный товар -как правило, единичные товары, выдающегося качества, к-ые продаются на аукционах (картины, драгоценности);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.194 с.)