Железный баркас 12 л.с. для Санкт – Петербургского порта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Железный баркас 12 л.с. для Санкт – Петербургского порта



Пароходы Воткинского завода

 

В данной статье показаны пароходы, построенные на Камско – Воткинском железоделательном заводе, под названием пароходы включены все плавсредства, имеющие силовую энергетическую установку (пароходы, шхуны, баркасы). Баркасы, не имеющие силовой установки, или ее наличие полностью не выяснено, в статье не показаны. Не показаны также землечерпательницы, драги и плавучие краны. Информация по пароходам крайне отрывочна и фрагментарна, найдена в Центральном государственном архиве Удмуртской республики, фонд 212 опись № 1 (ЦГА УР, Ф 212 Оп. № 1). Список пароходов наверняка не полный, возможно информация местами не достоверная. Вероятно, в приведенном перечне пароходы повторяются.

 

Пароход «АСТРАБАД»

 

Заказчик – Морское министерство. В 1842 году Российская империя закупила у Англии пять пароходов с деревянными корпусами, одним из них был пароход «Астрабад» (назовем его первым). В течение четырех лет эксплуатации этот пароход («Астрабад») пришел в аварийное состояние и возникла необходимость строительства своих отечественных пароходов.

Пароход «Астрабад» (назовем его вторым) был первым отечественным пароходом, построенным на Камско – Воткинском железоделательном заводе с привлечением английского оборудования и специалистов. По имеющимся данным в Центральном Государственном архиве Удмуртской Республики удалось установить сроки его строительства 1846 – 1849 годы.

Камско – Воткинскому железоделательному заводу (КВЖДЗ) был сделан запрос о возможности постройки на нем полностью железного парохода с одноименным названием мощностью 40 лошадиных сил (л.с.) и с доставкой его в Астрахань до закрытия навигации 1847 года. При этом железный корпус должен был сделать КВЖДЗ, а паровой котел и паровой двигатель планировалось снять со старого парохода. Чертежи парохода были сделаны Морским министерством Российской империи и рассмотрены начальником пароходостроительного заведения КВЖДЗ полковником Романовым. Он объяснил причины невозможности закончить строительство железного парохода «Астрабад» в установленные сроки:

а) не соизмеримы размеры ахтерштевня и руля, показанные в чертежах и таблицах;

б) на чертежах в корпусе не указано внутреннее расположение бимсов, полубимсов, люков и перегородок;

в) в размерах обшивных листов указана только толщина, длина отсутствует;

г) не в полном объеме указаны размеры колесных кожухов, помещения машины и котлов, а также угольных ящиков.

Министром финансов Российской империи сделан запрос в Комитет о пароходах по поводу замечаний полковника Романова; и одновременно было предложено Камско – Воткинскому железоделательному заводу построить пароход, сплавить его по реке Вотка и Сива весной 1848 года.

В результате анализа архивных данных удалось выяснить, что Комитет о пароходах на замечания полковника Романова ответил:

1) размеры ахтерштевня и руля указаны в разных масштабах;

2) деревянные детали показаны условно, строящийся пароход будет железным и в дальнейшем будут даны более подробные чертежи палуб и размеров;

3) в миделевом сечении показано сочленение обшивки, и можно сходя из этого можно будет рассчитать длину обшивочных листов. («Если на Воткинском заводе затруднительно сделать расчеты, их сделают в комитете о пароходах»);

4) подробные размеры кожухов, помещения машины, котлов и угольных ящиков будут получены из старого чертежа парохода «Астрабад».

На основании ответа Комитета о пароходах и с учетом замечаний полковника Романова Морское министерство Российской империи определило новые сроки доставки парохода в Астрахань – весна 1848 года.

После согласования выявленных противоречий с Императором Российской империи, Министром финансов и управляющим Морским министерством Российской империи было составлено шесть новых чертежей парохода «Астрабад» (один теоретический и пять в деталях).

Полковнику Романову было дано задание составить сметы на постройку парохода «Астрабад» и начать строительство (с соблюдением сроков окончания - весна 1848 года).

Предварительная смета на строительство парохода «Астрабад» была составлена 27 февраля 1847 года и составила:

- Лесные материалы – 579 р. 97 коп.;

- Железные припасы - 8294 р. 25 коп.;

- Медные вещи – 42 р. 00 коп;

- Прочие материалы – 697 р. 60 коп;

- Трудовые затраты – 2429 р. 45 коп.;

- Общие расходы - 2475 р. 49 коп.;

Итого – 14517 р. 00 коп.

В этот же период рассматривалось возможность строительства на КВЖДЗ другого судна по модели парохода «Ладога» (в дальнейшем это был пароход «Граф Вронченко»). Из этого можно сделать вывод, что Российская империя остро нуждалась в производстве отечественных пароходов в больших масштабах.

Строительство корпуса парохода «Астрабад» началось в конце 1847 года и было сопряжено с большими трудностями:

1) не было опыта строительства пароходов;

2) работы производились под открытым небом зимой, что создавало дополнительные сложности (более короткий световой день и неблагоприятные погодные условия);

3) в процессе строительства выяснилось, что котел требует очень серьезного ремонта.

В феврале 1848 года полковник Романов, руководивший строительством парохода в письменной форме известил Главного начальника Горных заводов Уральского хребта о невозможности построить пароход к навигации 1848 года. На что получил ответ, содержащий «пожелания о принятии усердия по завершению строительства».

Необходимые денежные средства на строительство парохода «Астрабад» перечислены в 1847 году и составили 14254 руб. 44 коп.

В 1847 году было израсходовано 1292 руб. 28 коп; в последующем 1848 году - 11129 руб. 98 коп. В ходе строительства корпуса парохода «Астрабад» было сэкономлено 1832 руб. 17 коп (по архивным данным). Сэкономленные денежные средства в 1848 году отправлены в Сарапульское уездное казначейство, поэтому можно предположить, что строительство корпуса было завершено в установленный срок (1848 год). По имеющимся архивным данным в 1849 году КВЖДЗ было выделено на ремонт паровых котлов, находящихся в аварийном состоянии - 3498 руб. 60 коп. Все выделенные денежные средства были израсходованы целенаправлено в текущем году.

Начиная с 1850 года в архивных данных информация о пароходе «Астрабад» отсутствует, из этого можно сделать вывод, что строительство парохода полностью было завершено в 1849 году.

 

Список литературы.

 

1. ЦГА УР Ф. № 212; Оп. № 1; Дело № 5451 Дело о постройке корпуса для парохода «Астрабад» 19 октября 1946 г – 28 февраля 1848 года.

2. ЦГА УР Ф. № 212; Оп. № 1; Дело № 5650 Отчет о действии завода за 1848 год – 569 листов

3. ЦГА УР Ф. № 212; Оп. № 1; Дело № 5756 Отчет о действии завода за 1849 год – 288 листов

 

Пароход «ГРАФ ВРОНЧЕНКО»

 

Заказчик – Морское министерство. Пароход «Граф Вронченко» был вторым пароходом, который построил Камско – Воткинский железоделательный завод.

Особенностями строительства данного парохода можно выделить следующее:

- это был первый пароход, построенный для навигации по Балтийскому морю;

- это был первый пароход, окончательная сборка которого производилась не на КВЖДЗ, а на месте его постоянного базирования.

Строительство планировалось вести в течение 1847 года с отправкой на сборку весной 1848 года в г. Санкт - Петербург.Корпус строился по чертежам парохода «Ладога». При подсчете предварительных затрат возникли затруднения с выбором средств доставки паровой машины из г. Екатеринбург на Камско - Воткинский железоделательный завод, т.к. сухопутная доставка обходилась до 1 р. 10 коп. серебром за 1 пуд, что вероятно, была слишком дорогой для того времени. Было принято решение паровую машину из г. Екатеринбург до реки Кушва доставить сухопутным путем, за затем произвести речную доставку до КВЖДЗ.

Подсчитанные затраты на постройку парохода «Граф Вронченко» составили:

- постройка железного корпуса обойдется - 21259 р. 77 коп;

- постройка двух паровых машин с котлами – 16182 р. 77 коп;

Итого - 37442 р. 54 коп.

Корпус и паровой котел строились на КВЖДЗ, а паровая машина на Екатеринбургской механической фабрике. В процессе обсуждения строительства парохода между Главным начальником горных заводов Уральского хребта с начальником Воткинского завода было принято решение как можно меньше делать отступлений от первоначального проекта парохода. Общие затраты, включая постройку и доставку парохода по частям в г. Санкт – Петербург, должны были составить 42793 р. 84 коп. Деньги были выделены из Государственного казначейства в 1848 году. При этом посчитанная структура затрат составила:

- постройка корпуса парохода «Граф Вронченко» 80 л.с по чертежу парохода «Ладога» - 25610 р. 72 коп;

- устройство железного трубчатого котла из двух частей –

4037 р. 30 коп;

- устройство и доставка паровых машин парохода из г. Екатеринбург – 13145 р. 81 коп.

Итого общие затраты (включая доставку парохода и частей к нему в г. Санкт- Петербург) – 42793 р. 84 коп.

В октябре 1849 года началась отправка парохода по частям в Санкт – Петербург. В декабре 1849 года для сборки парохода были отправлены 30 человек во главе с поручиком Котляровским. На содержание штата всех работников выделили 2104 р. 41 коп. Оплата одного работника в день составляла 15 коп. серебром. Все денежные средства и отпуск дров на отопление жилых помещений осуществлялся согласно установленных норм того времени.

При сборке парохода «Граф Вронченко» по архивным данным выявлены следующие трудности:

1) возникли вопросы о вооружении парохода и расположении кают и трюмов;

2) рабочие, откомандированные в г.Санкт – Петербург испытывали недостаток финансовых средств;

3) в процессе строительства парохода рабочим пришлось переделывать паровой котел;

4) не хватало дров для отопления выделенного жилья рабочим, что вынуждало приобретать дрова на рынке на свои денежные средства.

Можно сделать вывод, что существующие на тот момент нормы уже устарели и не отражали существующую структуру рыночных цен и фактическое потребление. (Примечание*. С точно такой же проблемой в свое время в г. Санкт – Петербург столкнулся Отто фон Бисмарк, будучи дипломатом). К тому же, принято считать, что в г. Санкт – Петербург потребительские цены очень высокие.

В мае 1850 года денежные средства, выданные рабочим, участвовавшим в сборке парохода «Граф Вронченко» были израсходованы.

В марте 1850 года пароход был зарегистрирован в г. Санкт - Петербург.

Анализируя дела, которые имеются в ЦГА УР, касающиеся строительства парохода «Граф Вронченко», к сожалению не удалось выяснить, был ли пароход полностью собран рабочими КВЖДЗ в г. Санкт – Петербурге. Но в годовых отчетах по КВЖДЗ за 1852 год информация о пароходе «Граф Вронченко» уже отсутствует, возможно строительство было закончено в срок.

 

Список литературы.

1.ЦГА УР, Ф. 212, Опись № 1, Дело № 5450 Дело о постройке в Воткинском заводе первого железного парохода в 100 сил. 1 августа 1846 г – 17 марта 1855 г. 222 листа.

2. ЦГА УР, Ф. 212, Опись № 1, Дело № 5549 Дело о постройке на заводе парохода в 80 лошадиных сил «Граф Вронченко» 20 декабря 1847 года – декабрь 1850 года. 144 листа.

3. ЦГА УР, Ф. 212, Опись № 1, Дело № 5651 Отчет о действии завода за 1848 год -276 листов.

4. ЦГА УР, Ф. 212, Опись № 1, Дело № 5764. Дело о постройке парохода «Граф Вронченко» и об отправке его для окончательной сборки в Петербург на Охтенскую верфь. 10 декабря 1849 года – 28 мая 1851 года. 295 листов.

 

 

Пароходы «УРАЛ» и «КУРА»

 

Заказчик – Морское министерство. При анализе архивных данных по строительству пароходов, особый интерес представляют «Урал» и «Кура». Отличительной чертой их строительства можно отметить то, что пароходы полностью строились КВЖДЗ с так называемого «нулевого» цикла, т.е. начиная от стадии проектирования и вплоть до сдачи в Астраханский порт.

В предыдущие годы на КВЖДЗ были построены пароходы:

1) «Астрабад» (1846 – 1849гг). Корпус парохода был спроектирован Морским министерством Российской империи, паровые котлы и паровые машины были сняты со старого парохода с одноименным названием (у старого парохода корпус был деревянный). КВЖДЗ произвел замену деревянного корпуса на железный, отремонтировал котлы и полностью произвел сборку парохода (корпус, паровые котлы, паровые двигатели);

2) «Граф Вронченко» (1848 – 1850 гг). Корпус был спроектирован с парохода «Ладога» и собирался по частям на Охтенской верфи г. Санкт – Петербург. К сожалению, при просмотре архивных данных не удалось выяснить, был ли этот пароход полностью собран рабочими Камско – Воткинского железоделательного завода, т.е. нет точных сведений кем были установлены паровые котлы и паровые двигатели.

Пароходы «Урал» и «Кура» планировалось заложить весной 1848 года, спуск на воду должен был состояться в навигацию 1849 года.

При проектировании пароходов «Урал» и «Кура»возникли ряд вопросов:

1) вид устанавливаемых котлов (трубчатые или обыкновенные);

2) силовая установка (с балансиром или без балансира);

3) тип пароходов (грузовой, пассажирский или грузопассажирский);

4) используемый вид топлива;

5) оснастка и вооружение пароходов;

6) дальность хода.

В процессе строительства пароходов происходила модернизация цехов на Екатеринбургской механической фабрике и Камско – Воткинском железоделательном заводе с привлечением английских специалистов и оборудования.

В процессе модернизации на КВЖДЗ возникли сложности с установкой крана грузоподъемность 1600 лошадиных сил (л.с.). Из архивных данных удалось выяснить, что был сделан запрос в Министерство путей сообщения Российской империи по поводу судоходства Волги: её наибольшая глубина в паводок и наименьшая в межень и их расположение.

Вероятно, первая смета на строительство пароходов «Урал» и «Кура» на 100 л.с. каждый, подсчитанная начальником КВЖДЗ Василием Игнатьевичем Романовым оказалась слишком высокой для того времени. В связи с этим Начальник Горных заводов Уральского хребта генерал – лейтенант Глинка настоятельно рекомендовал снизить смету.

Новая смета на строительство двух пароходов на 100 л.с., утвержденная правительством Российской империи составила:

1) Строительство двух железных корпусов совместно с деревянной выделкой – 45369 р. 43 коп;

2) Постройка и установка двух двойных железных котлов – 7596 р. 71 к;

3) Сборка и монтаж двух двойных паровых машин – 28109 р. 73 к;

4) Транспортные расходы по доставке двух двойных паровых машин из г.Екатеринбург до Усть реченской пристани – 1475 р.;

5) Постройка в Екатеринбурге крана для КВЖДЗ – 4000 р.

Итого --------------------------------------------------------83820 р. 87 к.

В 1849 году на КВЖДЗ поступили средства на строительство пароходов.

В январе 1850 года правительство окончательно утвердило проекты пароходов.

В результате анализа архивных данных выясняется, что утвержденные сметы оказались слишком занижены из – за ошибки при определении стоимости (цены) железных материалов. Вследствие этого в правительстве возник вопрос о целесообразности строительства пароходов на КВЖДЗ. Начальник Горных заводов Уральского хребта генерал – лейтенант Глинка настоятельно рекомендовал руководству КВЖДЗ не выходить за пределы утвержденной сметы. Возможно, КВЖДЗ разницу между фактической стоимостью строительства и утвержденной сметой проводил за счет собственных средств. Кроме того, из архивных данных выясняется, что в процессе строительства пароходов были потеряны утвержденные чертежи паровых котлов, что потребовало разработку новых проектов паровых котлов.

В июле 1850 года в царское правительство создало комиссию по контролю строительства пароходов на КВЖДЗ во главе с генерал – майором Фултоном. Комиссия сделала выводы, что дела по постройке пароходов «Урал» и «Кура» обстоят великолепно и есть смысл их дальнейшего строительства. В действительности, анализируя переписку задействованных в этом деле лиц, можно сделать твёрдый вывод, что дела по строительству пароходов шли далеко не блестяще; возможно, было явление, выражаясь современным языком «очковтирательство»;

24 декабря 1851 года вышло постановление Правительства Российской империи о постройке двух железных барж для данных пароходов в течение года. Стоимость барж согласно рассчитанной смете составляет 24771 р. 91 к.

Корпус первого парохода 100 л.с., «Урал».:

- заложен на строение 17 февраля 1850 г;

- доложен (внутренняя отделка) 7 августа 1850 г;

- спущен на воду 9 мая 1851 г (день Николая Чудотворца).

Корпус второго парохода 100 л.с., «Кура»:

- заложен на строение 12 мая 1851 г;

- доложен (внутренняя отделка) 13 октября 1851 г;

- спущен на воду 25 июня 1852 г (день рождения Николая Александровича).

Названия пароходам даны 21 июля 1852 года.

На каждом пароходе устанавливались две паровые машины мощность по 50 л.с.

Клапаны на подводную часть пароходов изготовила Екатеринбургская механическая фабрика.

Из архивных данных установлено, что при строительстве пароходов были внесены изменения в конструкции судов: предполагалось их сделать грузопассажирскими и расположить каюты не под палубой, а над палубой, в кормовой части.

Две железные баржи были заложены 1 июля 1852 года – в день рождения императрицы. Предполагалось спустить баржи и парохода на воду 23 апреля 1853 года.

В конце 1852 года пароходы «Урал» и «Кура» вместе с баржами были построены, и неожиданно встал вопрос о их вооружении.

Доставка и вооружение пароходов и барж с КВЖДЗ до Астрахании обошлось в 15600 р. По прибытии пароходов в Астрахань встал вопрос о снабжении пароходов боеприпасами, которые не были заложены в смету - на сумму 1082 р. 23 к. Необходимые средства выделил Камско – Воткинский железоделательный завод из своего капитала. По архивным данным можно сопоставить предварительные и фактические расходы.

Предварительные расходы были:

- на постройку пароходов – 83820 р. 87 к.;

- на постройку барж – 24771 р. 92 к.;

Итого: - 108592 р. 79 к.

Фактические расходы оказались:

- постройка пароходов – 45369 р. 43 к.;

- постройка котлов и крана – 8596 р. 71 к.;

- постройка барж - 24771 р. 92 к.;

- 78738 р. 6 к;

-Затраты Екатеринбургской механической фабрики – 20000 р.

Итого - 98738 р. 6 к.

В результате анализа разницы предварительных и фактических расходов, можно увидеть неучтенную сумму 9854 р. 73 к. Была организована проверка КВЖДЗ, в результате которой выяснилось, что завод из казны на строительство пароходов получил 88592 р. 79 к. и на самом деле оказался в убытке. Недостающие суммы КВЖДЗ от правительства так и не получил. Возникает вопрос, во время строительства, куда смотрел бухгалтер КВЖДЗ.

 

Исходя из изложенного материала по опыту строительства пароходов «Урал» и «Кура»можно сделать вывод:

1) возникали большие проблемы организационного и технологического характера;

2) строительство носило затяжной характер (пароходы должны быть спущены на воду в 1849 году, фактически корпус первого парохода заложен в 1850 году, а спущены на воду в 1853 году);

3) в результате строительства пароходов «Урал» и «Кура» КВЖДЗ понес убытки в результате ненадлежащего контроля со стороны бухгалтера;

4) должностные лица, участвовавшие в постройке пароходов подошли к их проектированию очень тщательно, в проектировании пароходов участвовало пять независимых друг от друга министерств и ведомств.

 

Список литературы.

1. ЦГА УР, Ф. 212., Опись № 1, Дело № 5450 Дело о постройке в Воткинском заводе первого железного парохода в 100 сил – 222 листа

Дело № 5659 Дело о постройке двух пароходов для каспийского пароходства 31 января 1848 года – 11 апреля 1852 года

2. ЦГА УР, Ф. 212., Опись № 1, Дело № 5756 Отчет о действии завода за 1849 год. Том 2. 288 листов.

3. ЦГА УР, Ф. 212., Опись № 1, Дело № 6135. Отчет о действии завода за 1852 год. Том 2.

4. ЦГА УР, Ф. 212., Опись № 1, Дело № 6153. Переписка с главным начальником горных заводов уральского хребта; управлением Астраханского порта о строительстве и отправке с завода двух пароходов, двух барж для Каспийского моря. Описание машин пароходов. 26 сентября 1852 г. – 23 сентября 1853 г. – 542 листа.

 

Пароход «РАБОТНИК»

 

Заказчик – Морское министерство. 1856 г. Пароход в 100 л.с. (в дальнейшем он получил название «Работник») предполагалось построить для Архангельского порта к августу 1856 г. и осенью в разобранном виде доставить до реки Сухоны, собрать в течение зимы и с первым паводком доставить до Архангельска. В этот же год началось строительство парохода.

В 1856 году на КВЖДЗ произошел пожар, сгорело пароходостроительное заведение; две железные баржи и значительно повреждена третья баржа для Аральского моря, строительство которых должно закончиться в сентябре 1856 г.; полностью сгорели и не подлежали восстановлению корпус баркаса в 12 л.с. и корпус железного парохода в 100 л.с. (возможно это был корпус парохода «Работник»), полностью сгорела мастерская по строительству котлов, вследствие этого строительство котлов для пароходов «Урал» и «Кура отодвинулось до весны 1857 г.

Февраль 1860 г. Изготовлены части корпуса парохода и встает вопрос о доставке их в г. Санкт – Петербург.

Сентябрь 1860 г. Вес корпуса парохода должен составить 8000 пудов.

20 ноября 1860 года в г. Санкт – Петербург заложен корпус парохода «Работник». Из КВЖДЗ для сборки отправлено 25 рабочих, руководит сборкой штабс – капитан Латынин.

Желая поскорее собрать подводную часть парохода, Латынин попросил у Морского министерства 25 склепщиков и 10 слесарей для конопатки стыковых швов, ему было выделено 18 человек, при этом выяснилось, что у них мало опыта и 17 человек были отправлены обратно. Пришлось нанимать со стороны от 10 до 15 склепщиков и от 5 до 10 слесарей. Работы по сборке корпуса велись с , т.е. по 9 часов в день,под открытым небом, мешали погодные условия. Зарплата рабочего в день составляла 1 рубль серебром.

Январь 1861 г. Пароход получает название «Работник» и на КВЖДЗ встает вопрос о готовности для него котлов.

21 июня 1861 г. корпус парохода временно переделывается в баржу.

Июль 1861 г. Собран корпус парохода. Штабс – капитан Латынин просит 1494 руб. 36 коп. для заработной платы нижним чинам и прогонные деньги на обратный путь в Воткинский завод.

Август 1861 года. Корпус парохода сдан Морскому министерству. С парохода снят караул Воткинского завода – 6 человек. Вес корпуса составил 8551 пуд.

Август 1861 г. Проведенные расчеты показывают, что ходовые качества при мощности парохода 100 л.с. могут оказаться недостаточными, встает вопрос об установке паровой машины в 160 л.с.

Ноябрь 1861 г. На КВЖДЗ собрали и провели испытания паровые котлы 100 л.с. вес котлов 1000 пудов.

Денежные затраты на постройку корпуса парохода «Работник»:

Расходы, произведенные на КВЖДЗ – 30384 руб. 80 коп.

Расходы, произведенные на сборку и склепку корпуса парохода на Галерном острове в г. Санкт – Петербург – 11314 руб. 11 коп.

Общие расходы – 41703 руб. 91 коп.

Вес корпуса парохода – 8551 пуд 1 фунт.

Расходы на постройку котлов для парохода «Работник» - 14595 руб. 14 коп.

Вес котла – 1895 пуд. 13 фунтов.

Общие расходы КВЖДЗ на строительстве парохода «Работник» - 56299 руб. 6 коп.

 

Список литературы

1. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 6715. Отчет о действии завода за май 1855 – май 1856 г.

2. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 6343. Дело о постройке парохода и баркаса для Морского министерства 29 июля 1853г. – 9 декабря 1866 г. – 463 листа.

3. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 6894 Отчет о действии завода за май 1856 – май 1857 г. Том 2.

 

Пароход «ТАРКИ»

Заказчик – Морское министерство. Строился для Каспийского моря.

Ноябрь 1865 года. Встает вопрос о возможности строительства на КВЖДЗ:

1) одной шхуны (в дальнейшем – шхуна «Анапа») и одного парового транспорта для Черноморской флотилии;

2) одного парохода для Каспийской флотилии (пароход «Тарки»);

3) трех грузовых барж для Санкт – Петербургского порта;

4) пять грузовых барж для Свеаборгского порта.

Суда должны быть готовы к навигации 1866 года.

Ноябрь 1866 года. Дано предписание начальнику КВЖДЗ прекратить постройку судов ввиду урезания бюджета.

Декабрь 1866 года. Принято решение достроить шхуну и пароход.

Февраль 1867 года. Продолжается строительство шхуны, парохода и транспорта.

Ноябрь 1867 года. Пароход «Тарки» будет готов к навигации 1868 года.

Апрель 1868 года. Пароход «Тарки» отправляется заказчику. Длина парохода – 186 футов, ширина – 25 футов, осадка в воде до 3,5 футов. Вес около 10000 пудов.

Затраты на постройку парохода «Тарки» определить не удалось.

 

Список литературы:

1. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8100. Дело о строительстве паровой шхуны для Черноморского флота и барж для Свеаборгского и Кронштадского портов и парохода для Каспийского флота. 8 декабря 1865 года – 29 января 1871 года. 178 листов.

2. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8101. Дело о строительстве на Воткинском заводе шхуны «Анапа» и парохода «Тарки». 8 декабря 1865 года – 15 сентября 1867 года. 113 листов.

3. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8310. Материалы к составлению отчета о действии завода и судостроительного цеха. 16 апреля 1868 года – 7 января 1869 года. 161 лист.

 

 

Шхуна «АНАПА»

 

 

Заказчик – Морское министерство. Строилась одновременно с пароходом «Тарки». Первое плавсредство, построенное на КВЖДЗ для навигации по Черонму морю. Основные детали шхуны изготовлены на КВЖДЗ, сборка произведена в г. Николаев Херсонской губернии.

Апрель 1868 года. Шхуна по частям отправляется для окончательной сборки в г. Николаев.

Вес шхуны – около 16000 пудов.

Затраты на постройку шхуны на КВЖДЗ:

заработная плата – 11376 руб. 40 коп.

железо разных сортов – 46257 руб. 68 коп.

покупные припасы – 516 руб. 60 коп.

железные вещи – 3149 руб. 70 коп.

Медные вещи – 10 руб. 50 коп.

лесные материалы – 3669 руб. 5 коп.

70527руб. 82 коп.

Затраты на постройку шхуны в г. Николаев – 10716 руб. 75 коп.

Итого – 85000 руб. серебром.

Список литературы:

1. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8100. Дело о строительстве паровой шхуны для Черноморского флота и барж для Свеаборгского и Кронштадского портов и парохода для Каспийского флота. 8 декабря 1865 года – 29 января 1871 года. 178 листов.

2. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8101. Дело о строительстве на Воткинском заводе шхуны «Анапа» и парохода «Тарки». 8 декабря 1865 года – 15 сентября 1867 года. 113 листов.

3. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8310. Материалы к составлению отчета о действии завода и судостроительного цеха. 16 апреля 1868 года – 7 января 1869 года. 161 лист.

 

Пароход «САМАРКАНД»

 

23 ноября 1867 г. Рабочие КВЖДЗ заключают контракт с администрацией на сборку парохода «Самарканд» для навигации по Сырдарье.

 

Список литературы

1. ЦГА УР, Ф 212., Опись № 1, Дело № 8386. Дело о строительстве барж и шлюпок для Аральской флотилии. 2 сентября 1869 г. – 27 сентября 1871 г. – 115 листов.

 

 

Пароход «ДЕЯТЕЛЬ»

 

Заказчик - частное лицо. Первый пароход, построенный для частного лица.

Сентябрь 1868 года КВЖДЗ рассматривает заказ на строительство парохода для купца Кусакина в 120 л.с., машина смешанного давления системы «Волбера».

30 сентября 1868 года КВЖДЗ заключил договор с купцом Кусакиным на строительство парохода. Некоторые выдержки из этого договора:

1) КВЖДЗ обязуется приготовить для Кусакина судно согласно спецификации, полученной от Кусакина, 120 л.с. с принадлежностями, машина смешанного давления, системы Волбера, корпус железный;

2) Длина судна 185 футов, ширина не менее 23 фута, осадка в воде при полном вооружении и запасе дров для трехсуточного действия не более 3,5 фута;

3) Пароход должен буксировать против течения не меньше ста тысяч пудов груза, положенного на двух баржах со скоростью не менее четырех верст в час;

4) постройка парохода должна быть окончена и пароход передан купцу Кусакину не позже 15 мая 1869 года;

5) за постройку парохода Кусакин обязуется уплатить КВЖДЗ 50000 руб. серебром в следующие сроки: а) 10000 руб. при заключении договора; б) 6000 руб. не позже 1 ноября 1868 года; в) 17000 руб. при приемке парохода; г) оставшиеся 17000 руб. до 1 ноября 1869 года и до того времени обеспечивается пароходом;

6) отделка и обшивка стен в каютах парохода, а также диванов и вся мебель при которых должны быть приготовлены за счет купца Кусакина за дополнительную плату сверх 50000 руб.;

7) Условия договора соблюдаются свято и нерушимо с обеих сторон, оригинал договора хранится на КВЖДЗ, копия – у купца Кусакина.

Октябрь 1868 года. Была проведена ревизия машины с парохода «Урал» и принято решение переделать ее для парохода Кусакина, для этого дополнительно потребуется 3423 руб. 97 коп.

Ноябрь 1868 года. От купца Кусакина получено 16000 руб.

12 января 1869 года планируется заложить корпус парохода и на это мероприятие приглашен заказчик с супругой.

5 февраля 1869 года КВЖДЗ получает от Фрума (поставщик, частное лицо) железные трубы, вес труб должен быть 360 пудов, фактический же вес оказался 306 пудов, т.е. меньше на 54 пуда.

18 апреля 1869 года. Кусакин просит внутреннюю отделку парохода предоставить КВЖДЗ.

Май 1869 года. Пароход еще не построен, сделаны только корпус и один котел, машины еще не сделаны.

Июнь 1869 года. Опробованы котлы для парохода гидравлическим способом на давление 7,5 атмосфер. Пароход построен, должен быть спущен и освидетельствован 20 июня 1869 года. Размеры парохода: длина 185 футов, ширина 23 фута, вышина 10 футов.

Август 1869 года. Пароход не прошел освидетельствование, осадка парохода выше нормы, решено переделать гребные колеса и изменить длину котлов.

Сентябрь 1869 года. Пароход может быть исправлен к 15 мая 1870 года, Кусакин его не принял, но на пароход нашелся другой покупатель, который просит завершить его к 1 мая 1870 года.

Ноябрь 1869 года. КВЖДЗ средства на исправление (переделку) парохода берет из депозитов, полученных от частных заказов.

Февраль 1870 года. Пароход получил название «Деятель».

Март 1870 года. Пароход «Деятель» еще не окончен, но дано указание сделать его к 20 апреля 1870 года, чтобы в дальнейшем выставить на торги.

Сентябрь 1870 года. Пароход «Деятель» еще не прошел испытания, но на него уже назначены торги.

Октябрь 1870 года. Затраты на постройку парохода «Деятель»:

Выдача заработной платы – 12144 руб. 59 коп.;

Цеховые расходы – 3524 руб. 95 коп.;

Особые расходы – 222 руб. 98 коп.;

Расходы на металлы – 26675 руб. 14 коп.;

? (Невозможно прочитать) – 923 руб. 73 коп.;

Покупные материалы – 672 руб. 85 коп.

44170 руб. 25 коп.

Отделка – 1311 руб. 93 коп.

Испытание парохода – 731 руб. 53 коп.

Вес парохода – 8000 пудов

Ноябрь 1870 года. Пароход «Деятель согласен купить почетный гражданин Фриланд за 45000 рублей, но при этом требует: 1) переделки корпуса и другую внутреннюю отделку; 2) покупную сумму 45000 руб. Фриланд обязуется выплатить в течение 6 месяцев со дня продажи по 7500 ежемесячно и до погашения долга Фриланд не может им пользоваться (возможно, не является собственником парохода).

Апрель 1871 года. Пароход «Деятель» покупает граф Григорий Александрович Строганов за 55000 руб. через доверенное лицо Ивана Трунова.

15 мая 1871 года Пароход «Деятель» получен Иваном Труновым и ему выдана квитанция.

Май 1871 года сломался балансир парохода «Деятель» (возможно из – за плохой эксплуатации) и Трунов просит КВЖДЗ произвести ремотн парохода.

Февраль 1872 года. Пароход «Деятель» нуждается в ремонте и на это требуется 4000 руб.

Купец Трунов должен был заплатить за пароход 8000 руб. в ноябре 1871 года, но деньги не заплатил; по контракту КВЖДЗ имеет право забрать пароход обратно, что он, возможно и сделал. Пароход будет ремонтироваться и стоит на Усть Реченской пристани. Расходы на ремонт котлов и машины парохода составляют 3433 руб. 32 коп.

Март 1872 года. Трунов заплатил за пароход 8000 руб. и 5000 руб. за ремонт парохода. Пароход планируется отремонтировать к 20 апреля 1872 года.

Май 1872 года. Пароход «Деятель» доставляет до Перми Фриланд и одновременно наблюдает за работой котлов и паровых машин.

 

Список литературы

1. ЦГА УР, Ф 212, Опись № 1. Дело № 8313. Дело о строительстве парохода для купца Кусакина 1 октября 1868 г. – 5 февраля 1873 г. – 124 листа.

 

Пароход «МАТВЕЙ»

 

Заказчик – частное лицо.

Январь 1885 года. Ярославский купец Кашин хочет заказать пароход из железа и стали на КВЖДЗ длина – 28 саженей, ширина – 21 фут, высота 8 фута. Пароход должен быть готов к навигации 1885 года. На запрос Кашина КВЖДЗ отвечает, что завод может изготовить:

1) железный корпус парохода без палубы и деревянной выделки, с окраской снаружи и внутри по цена 5 руб. 75 коп. за пуд;

2) стальной корпус парохода при таких же условиях по цене 5 руб.95 коп. за пуд;

3) железные корабельные листы при размерах в длину от 3 до 6 аршин ширина от 1 до 2 аршин по цена 3 руб. 15 коп. за пуд; стальные корабельные листы таких же размеров по цене 3 руб. 25 коп. за пуд; угловое корабельное железо не размерное по цене 1 руб. 95 коп. за пуд; сортовое железо от 1 руб. 60 коп. до 1 руб. 90 коп. за пуд.

По желанию заказчика сортовое железо можно заменить сортовой сталью, но это будет на 25 – 30 % дороже. Сталь обладает на 25 % большей прочностью, чем железо. Пароход можно сделать и сдать 15 сентября 1885 года в Паздерах.

Январь 1885 года. Ответ Кашина КВЖДЗ. Цена парохода для Кашина подходящая, но не устраивают сроки сдачи. Он хотел бы получить пароход 15 – 20 июля 1885 года, чтобы пароход мог поработать в навигацию. Кроме того, Кашин хотел бы заказать дополнительный пароход мощностью 70 л.с. для плавания по р. Волга с паровой машиной системы Вульфа (Вольфа), котел на древесном и нефтяном топливе, колеса системы Моргана.

Февраль 1885 года. КВЖДЗ не может сделать пароход к 15 – 20 июля. Кашин принимает решение обратиться к частным пароходостроителям. В случае невозможности частных пароходостроителей сделать пароход к 15 – 20 июля 1885 года, Кашин обещает вновь обратиться на КВЖДЗ, с условием чтобы пароход был готов к навигации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.169 с.)