Инструменты и приспособления для резьбы по дереву, чеканных работ, выжигания и гравировки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты и приспособления для резьбы по дереву, чеканных работ, выжигания и гравировки.



Оформительская практика не ограничивается использованием красящих веществ. Широкое применение имеют резьба и выжигание по дереву, чеканка, витраж, инкрустация, аппликация и другие виды декоративного оформления. Поэтому в арсенале художника-дизайнера должны быть инструменты для выполнения этих работ.

Для резьбы по дереву применяются: а ) резцы (промышленные или самодельные), б) стамески (разных профилей), в) молотки, г) киянки, д) всевозможный столярный инструмент. Широкое применение имеет электроинструмент: а) рубанок, б) фреза, в) лобзик, г) дрель и т. д. Весь этот инструмент требует обучения специалистами его применению и твердого усвоения методик обработки дерева.

Существуют различные виды художественной обработки металла:

1. Чеканка;

2. Тиснение;

3. Гальванопластика.

Например, техника чеканных работ по листовому металлу сводится к обработке металла специальным стержнем – чеканом различного профиля и конфигурации. Нижний конец чекана (бой) оставляет на металле вмятину соответствующей формы. Перемещая чекан, специалист ударяет по нему молотком, тем самым как бы лепит нужную художественную форму.

Мастерская художника – дизайнера

Специфика творческой деятельности художника – дизайнера, многообразие используемых материалов, инструментов и приспособлений предполагает наличие оборудованной мастерской. Мастерская художник как элемент учреждения культуры, - это универсальный многофункциональный центр, используемый в социально - культурной сфере. Деятельность мастерской не ограничивается решением внутриклубных проблем. Проведение любого мероприятия, как правило, не обходится без художественно - дизайнерской мысли и действия. Обучение нештатных художников подразделений, кружковая работа и пр. – это также области реализации функций художественной мастерской.

Вследствие описанной многофункциональности данного центра, оборудование мастерской должно иметь упорядоченный характер. Желательно подобрать просторное основное и хотя бы небольшое подсобное помещение для хранения материалов и средств. В основном помещении желательно оборудовать несколько рабочих мест: художника, столяра, чеканщика, резчика по дереву и др. непременным условием содержания художественной мастерской является поддержания противопожарного состояния, рабочего порядка и чистоты, а также выполнение правил безопасности при работе с различными инструментами.

Таким образом, изобразительно-выразительные средства художественного оформления и дизайна требуют применения:

1. Разнообразных материалов;

2. Красящих веществ;

3. Инструментов;

4. Приспособлений.

Это позволяет расширить область творческого поиска художником - дизайнером нестандартных, оригинальных решений в ходе работы.

Методика использования фотоматериалов в художественно-

Дизайнерской деятельности

Фотография и фотоискусство. Фотография прочно вошла в число средств, применяемых художником-дизайнером. Она стала ведущим элементом визуальной информации, отражающей то или иное событие. Римский ритор Квинтилиан (I в. до н. э.) говорил, что о любом событии можно судить лишь в том случае, если есть ответы на следующие семь вопросов:

1. Кто?

2. Зачем?

3. Когда?

4. Как?

5. Какими средствами?

6. Что сделал?

7. Где?

На большинство этих вопросов отвечает фотография.

Фотография. (От греч. «свет» и «пишу», «черчу», «рисую»; буквально «светопись») – это область науки, техники и культуры, охватывающая разработку методов и средств получения сохраняющихся во времени изображений на светочувствительных материалах путем закрепления изменений, возникающих в светочувствительном слое под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом фотографирования.

Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда в Парижской академии наук физиком Д. Ф. Араго было сделано сообщение о разработанном Д. Дагером совместно с Е. Н. Ньепсом новом способе получения изображения. Развиваясь и совершенствуясь, художественная фотография превратилась в особый самостоятельный вид искусства - фотоискусство.

Фотоискусство. Фотоискусство – вид искусства, произведение которого создаются с помощью технических и изобразительных средств фотографии. Мы не ставим своей задачей ознакомить читателей с техническими средствами фотографии. В задачу авторов входит раскрытие изобразительных свойств фотографии и методики применения произведения фотоискусства в художественно-дизайнерской практике. Есть такая шутка, будто каждый человек имеет возможность стать художником, благодаря абстрактной живописи и фотографии. В Москве есть обезьянка Микки, умеющая фотографировать и запечатлевать удивительные композиции (дрессировщик – С. Комар). На самом деле фотоискусство – не менее сложный вид творческой работы, требующий не только большого объема знаний, но и довольно прочных навыков использования фотооборудования и фотоматериалов.

Фотография и дизайн. Очевидными достоинствами фотографии выступают ее лаконизм и образность. Благодаря этому она способна:

1. к художественному обобщению фактов.

2. Обогащению возможности традиционных художественных средств.

Осуществить указанное назначение на практике можно: а) при целостности охвата изображения, б) при искусном нахождении точки видения фотоаппарата, в) при умелом использовании света, г) при мастерском владении техникой фотосъемки, д) при владении техникой обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы. Фотоматериалы – это светочувствительные материалы, предназначенные для получения на них фотографических изображений.

1. Фотоматериалы делятся на: черно-белые и цветные.

2. Подразделяются на негативные (дают возможность многократного печатания позитивов); позитивные (служат для получения позитивного изображения при печатании с негатива) и обращаемые (используются для прямого получения позитивов) материалы.

3. По характеру пространственного восприятия изображения фотография делится на: а) плоскостную (обычную) и б) объемную (стереоскопическую).

4. Особым способом получения объемных изображений является голография.

5. В зависимости от основы, на которую накладывается светочувствительный слой, материалы называются: а) фотопленкой, б) фотобумагой, в) фотопластинкой, г) фототканью.

Широкие возможности для художественного проектирования предоставляет фототкань, если ее дополнить подсветкой изображения и обтянуть на основу не плоской, а круглой формы. Чем лучше приклеить фотографию на предметную основу (бумага, фанера, и пр.). Целесообразно применять: а) фотоклей, б) столярный, в) резиновый, г) клей ПВА.

Жанровая фотография. В художественно - дизайнерской практике чаще всего используется жанровая фотография. Основными жанрами фотоискусства выступают:

1. Фотопортрет,

2. Фоторепортаж,

3. Фотонаблюдение,

4. Фотообвинение,

5. Фотомонтаж.

При этом важно учитывать: а) актуальность, б) злободневность фотоснимков, в) единство зрительного восприятия, г) линейность построения фотоизображения.

Использование фотографии в художественном проектировании.

При своей широте использования фотографии возможности этого мощного документального средства художниками иногда ограничиваются. Поэтому дальнейшее изложение вопроса посвящено способам применения фотографии в практике художественного оформления и дизайна. Технические возможности фотографии очень велики:

1. Можно сделать очень контрастную фотографию, добившись при этом графического решения изображения;

2. можно получить полутоновую, размытую фотографию, выявив только основу сюжета;

3. Применить различные химические составы (например: фотовираж, растровые сетки и т. д.);

Вместе с тем художник при помощи фотографии может разнообразить свои средства, вести поиск способов и приемов их применения. При этом следует учитывать функциональные особенности оформительского и дизайнерского искусства в фотографии.

1. Документальность – от естественного сюжета (темы) до проработки фактуры и деталей;

2. Художественность – продуманную композицию кадра, хорошо найденный свет, неожиданный угол зрения.

Стенды и Доски почета. К числу наиболее распространенных способов применения светочувствительных материалов относится размещение фотографий на стендах и Досках почета. Чаще всего именно здесь проявляется художественное несовершенство фотоизделий: а) нагромождение информации; б) выделение фона цветом; в) попытка «осовременить» решение с помощью ассиметрических или каких-то других необычных построений небольших по размеру фотографий и т. п. г) необходимо избегать изготовления таких фотопортретов, где служащий позирует или скован. Эти фотографии имеют очень низкий уровень художественности. д) фотоснимок получится лучше, если фотохудожник снимет человека в естественной обстановке, за ратным делом, в этом случае можно выявить личностные качества, раскрыть духовный мир фотографируемого. Следует помнить, что при размещении фотографий на стенде, Доске почета необходимо соблюдать масштабность фигур, Если стенд содержит несколько фотоснимков, то основной снимок должен быть большего размера, а вспомогательные снимки - меньшего.

Применение стендов и Досок почета в уличном дизайне требует специальной обработки фотографии в целях ее предохранения от воздействия влаги. Для этого достаточно покрытия лицевой части фотографии, торцов планшета, а также изнаночной части основы цапонлаком. При выборе места размещения на территории художник-дизайнер должен учитывать возможное «выгорание» фотоизображения, особенно цветного.

Фотопанно. Как-то раз в одной из своих работ по дизайну интерьера архитектор Корбюзье применил вместо традиционной росписи фотографию огромного размера – фотографическое панно. Оно состояло из фотографий различных природных структур большого увеличения, что позволило дать новую зрелищную документальную информацию о красоте природы, создало хорошо вписавшееся в дизайнерское решение композиционное пятно. С тех пор фотопанно, а затем и диапозитивные панно прочно вошли в арсенал средств художника-дизайнера. Панно - удачный элемент дизайна интерьера и уличного дизайна. Фотопанно находит свое применение в оформлении фойе Домов культуры (клубов) комнат досуга, помещенийпсихологической разгрузки, столовых, кафе, чайных, кинотеатров и др.

Фоторетуш. Изготовление фотоотпечатков большого размера требует применение ретуши. 1. Светлые крапинки и штрихи закрашивают а) анилином, б) тушью, в) акварелью. 2. При этом не следует наносить краситель в таком количестве, чтобы сразу получить тон. 3. Это делается постепенно, наращивая плотность после высыхания предыдущего слоя. 4. Краситель рекомендуется наносить короткими штрихами, лучше точками, которые постепенно сольются и станут незаметными. 5. ретушировать можно и карандашом. 6. Если отпечатки сделаны на глянцевой бумаге, их нужно обработать спиртом, тогда карандашные метки будут лучше ложиться на поверхность. 7. на большие участки ретушь наносят тампоном, втирая грифельную пыль. 8. Если ретуши было много и есть опасения, что со временем она может отстать, отпечаток покрывают лаком. Его погружают в ванночку, а затем, дав излишкам стечь. Подвешивают для сушки.

Фотомонтаж. Из наиболее часто встречающихся вопросов, возникающих при оформительских работах, связанных с применением фотографии художник компонует по заданному тематическому плану. Часто возникает необходимость наложения фотографии на фотографию, причем наложения со сложным контуром.

Техника фотомонтажа состоит в том, что художник-дизайнер определенным образом компонует фотографии на плоскости, накладывая их последовательно от дальнего к ближнему плану (по теме), наклеивая их с помощью резинового клея мокрым способом (резиновый клей обладает удобным свойством: вытесненные из-под отпечатка излишки клея удаляются чистой тряпочкой, не оставляя следа).

Полученную массу фотографий фиксируют, а затем прорезают от ближнего плана (верхней фотографии) к дальнему плану. Края верхней фотографии отгибаются, из-под них достаются ненужные части нижележащей фотографии. И так до тех пор, пока фотомонтаж не превратится в одну плоскость. После этого фотомонтаж с основой кладется под пресс и выдерживается до высыхания клея. Получается идеально ровная поверхность с незаметными стыками. Необходимо следить за однородностью применяемой фотобумаги и степенью контрастности отпечатков.

Фотонаборный шрифт. Одним из способов применения светочувствительных материалов в художественно-дизайнерском деле является использование фотонаборного шрифта. Фотошрифт – изготовление шрифтовых (текстовых) фотоформ в виде диапозитивов или негативов для последующего изготовления печатных форм. Такое применение фотошрифта повышает качество работы художника и ускоряет процесс создания текстовых материалов. Работа с фотошрифтом заключается:

1. В изготовлении отдельных черно-белых букв (пересъемкой с имеющихся шрифтовых таблиц);

2. Сборке необходимого текста;

3. Дальнейшей пересъемке общей композиции.

При правильно организованной работе названный процесс достаточно продуктивен.

Фотошрифт может быть изготовлен с помощью пересъемки машинописного текста с последующим его увеличением до нужного размера тремя приемами.

Первый прием – изготовление текста на пишущей машинке, пропорционально соответствующего той площади, которая отводится шрифту по эскизу. Затем производится пересъемка, увеличения до нужного размера, печать. После этого полученный отпечаток вклеивается в отведенное место на оригинале.

Второй прием – более гибкий, чем первый. Сначала печатаются шрифтовые буквы (строчками) в произвольном порядке. Затем производится пересъемка распечатки, нужное увеличение, разрезание и компановка на листе. Правда, при применении второго приема остается больше следов склеивания, линий обреза, что придает некоторую неаккуратность работе. Поэтому может быть изготовлена и касса шрифтов из негативов, которая набирается непосредственно на фотобумаге и экспонируется.

Для получения оптимального решения используется третий прием. На эскизе примерно в 1/5 часть от оригинала собираются все необходимые черно-белые элементы – фотографии, шрифты, декоративные заставки, графические эмблемы.

Шрифты могут быть изготовлены как первым, так и вторым способом. Цветные же элементы наносятся непосредственно на оригинал. После того как все элементы будут увязаны в эскизе, они наклеиваются на планшет по задуманной схеме, которая переснимается, а затем печатается оригинал нужного размера. Оригинал наклеивается на планшет, ретушируется. Наносятся цветные элементы. Готовая работа обтягивается липкой прозрачной пленкой или лакируется (для уличного оформления). Используя третий прием, художник добивается качества, близкого к полиграфическому исполнению.

Надписи на фотографиях. Различные тексты, цифры, диаграммы можно наносить на поверхность фотографии гуашевыми красками или темперой. Лучше всего эти краски ложатся на матовую поверхность. Фотографии с накатом (с глянцевой поверхностью) нужно специально обработать, иначе краски не будут ровно ложиться на поверхность. То место фотографии, где должен разместиться текст или изображение, следует предварительно протереть ластиком или смочить (спиртом или водой). На подготовленную таким образом поверхность краски (гуашь, темпера) ложатся плотно.

Необходимо иметь в виду, что тушь (черная и цветная) на глянцевой поверхности фотографии держится плохо, при высыхании осыпается. Чтоб этого не случилось, надо добавить в тушь немного глицерина. Для создания цветного пятна на фотографии следует применять слабые растворы анилиновых красок или жидко разведенные масляные краски для живописных работ. Масляные краски одинаково хорошо кроют матовую и глянцевую поверхность фотографии, но они неудобны в оформительской работе, так как долго сохнут.

Таковы основные способы и приемы применения фотографии в художественном оформлении и дизайне. В дальнейшем читатель может познакомиться с технологией создания фотовыставки, фотогазеты, фотобюллетеня, фотолистовки и других форм с использованием фотографии. Результативность использования светочувствительных материалов в художественно- оформительской и дизайнерской практике в полной мере зависит от компетентности и опыта работы художника-дизайнера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.032 с.)