И опыта профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И опыта профессиональной деятельности



В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА

_______________________________________________________________

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: «Дошкольная дефектология»

 

Челябинск 2014

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

ПРАКТИКА

ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА

_______________________________________________________________

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

 

Профильная направленность: «Дошкольная дефектология»

 

Челябинск 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка  
1.1. Общие сведения  
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики  
1.3. Место практики в структуре образовательной программы  
1.4. Цель и задачи практики  
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики  
2. Содержание практики  
3. Формы отчетности по практике  
4. Фонд оценочных средств по практике  
5. Учебно-методическое обеспечение практики  
6. Перечень информационных технологий  
7. Описание материально-технической базы  
8. Методические указания  
  Приложения  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения Форма обучения
очная
   
Вид практики Производственная
Название практики Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с НОДА
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 4 курс
Семестр 7 семестр
Способ проведения Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 4 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 2 2/3 недели; 144 часа
Календарный срок со 2 недели декабря по 4 неделю декабря (включительно)

1.2.Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя – дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с последствиями органического поражения центральной нервной системы и нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; научно-исследовательская; культурно-просветительская.

 

1.3. Место практики в структуре образовательной программы.Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы

 

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и прохождения практик. Практика проводится пятой в общей системе практик (табл. 2)

 

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п Название практики Вид практики Место практики в учебном плане Формиру- емые компетенции
Курс Се- местр Сроки Кол-во недель Трудо-емкость в ЗЕТ
1. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с ЗПР учебная     1-я неделя апреля – 2-я неделя апреля     ПК-2 ПК-3 ПК-5 (ПК-4)
2. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с ЗПР производственная     3-я неделя апреля – 4-я неделя апреля       ПК-2 ПК-5   (ПК-1, ПК-14)
3. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушением интеллекта учебная     1-я неделя апреля   1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5   (ОК-7)
4. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта производственная     2-я неделя апреля - 3-я неделя апреля     ПК-1 ПК-3   (ПК-2, ПК-5)
5. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями слуха учебная     4-я неделя апреля   1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5   (ПК-9)
6. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями слуха производственная     1-я неделя мая – 2-я неделя мая     ПК-2 ПК-6   (ПК-3, ПК-13)
7. Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушением зрения   учебная     2-я неделя ноября   1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5   (ПК-12)
8. Научно-исследовательская работа (практика) в ДОО для детей с нарушениями зрения производственная     3-я неделя ноября – 4-я неделя ноября     ПК-8 ПК-9   (ПК-6, ПК-10)
9. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с НОДА   учебная     1-я неделя декабря   1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5   (ПК-8)
10. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с НОДА производственная     2-я неделя декабря – 4-я неделя декабря 2 2/3   Пк-3 ПК-5   (ОК-3, ПК-7)
11. Преддипломная практика производственная     3 неделя апреля – 4 неделя апреля     ОК-8 ОК-9

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры нарушения опорно-двигательного аппарата при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений психофизического развития дошкольников с НОДА, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с НОДА, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации дошкольников с НОДА. В процессе теоретической подготовки к данной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам психолого-педагогического обследования ребенка, как показателя глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения. Студенты должны владеть навыками использования имеющихся социогуманитарных и естественнонаучных знаний в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с НОДА, умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи детей с НОДА и педагогов, работающих с детьми с НОДА. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития на индивидуальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с НОДА, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с НОДА в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Информационные технологии в специальном образовании», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Психопатология», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ», «Детская олигофренопсихология», «Психология детей с ЗПР», «Детская тифлопсихология», «Детская сурдопсихология», «Психология детей с нарушениями речи», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения», «Детская олигофренопедагогика», «Детская сурдопедагогика», «Детская тифлопедагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Воспитание и обучение детей с ЗПР», «Ознакомление с окружающим миром детей с ОВЗ», «Методика умственного воспитания», «Методика физического воспитания», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания», «Методика развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха», «Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», «Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей раннего возраста», «Игровая деятельность детей с ОВЗ», «Обучение игровой деятельности детей с ОВЗ», «Методика развития речи детей с ОВЗ», «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ», «Социализация детей с ОВЗ», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ», «Профессиональная деятельность дефектолога» и прохождения практик во II, IV и VI семестрах – «Учебная практика в дошкольных образовательных учреждениях», «Учебная практика в ДОУ для детей с задержкой психического развития», «Учебная практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта», «Учебная практика в ДОУ для детей с нарушением слуха», «Учебная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения», «Учебная практика в ДОУ для детей с НОДА», «Производственная практика в ДОУ для детей с ЗПР», «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта», «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха».

 

1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития», «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями развития», «Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», «Организация сотрудничества образовательных учреждений с семьей». Данная практика является завершающей в общей системе практик подготовки студентов по профилю «Дошкольная дефектология», поэтому вносит большой вклад в успешное прохождение студентом «Итоговой государственной аттестации».

 

Цель и задачи практики.

Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи практики:

- о знакомление с функциональными обязанностями учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со спецификой работы в данной конкретной организации;

- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом их возрастных особенностей;

- овладение у мениями анализировать занятия учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, протоколы индивидуального обследования дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий, с учётом возрастных особенностей дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, навыками составления конспектов и проведения занятий по основным образовательным областям в дошкольном образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; навыками комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).

 


№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ООП) Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать Уметь Владеть
         
  ОК-3 – Способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности З.1. - Теоретические основы экономических проблем и общественных процессов (в том числе в сфере образования).   У.1. - Планировать собственную профессиональную деятельность с учетом экономических проблем и общественных процессов (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом реализации сопровождения детей с НОДА В.1. - Технологиями анализа экономических проблем и общественных процессов (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом реализации сопровождения детей с НОДА
  ПК-7 - Способен осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности З.2 – Современные подходы к осуществлению динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности в сопровождении детей с НОДА;   У.2 – Проводить динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности в сопровождении детей с НОДА В.2. – Приемами осуществления динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности в сопровождении детей с НОДА


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание практики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.62 (0.017 с.)