ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОП.08 РАДТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ



ОП.08 РАДТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ

для студентов заочного отделения

специальности

11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)

Курс - 2

 

Ухта


Одобрено УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссией специальности Заместитель директора по УР

Техническая эксплуатация

транспортного радиоэлектронного ____________ Т. М. Коротаева

оборудования (по видам транспорта) «___» __________ 2015 г.

Председатель- Марчак А.В.

____________________

Протокол № ___ от «___»_______ 2015 г.

 

 

Автор: Марчак А. В. – преподаватель специальных дисциплин УТЖТ-филиала ПГУПС

 

Рецензент: Разумов В. С. – преподаватель специальных дисциплин УТЖТ-филиала ПГУПС

 

Согласовано

на заседании методического Совета

Протокол № __ от «__»______ 2015 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......
Оформление контрольной работы…………………………………………………..
Примерный тематический план……………………………………………………..
Программа учебной дисциплины…………………………………………………...
Раздел 1 Сигналы радиосвязи Тема 1.1 Сигналы радиосвязи……………………………………………………….  
Раздел 2 Двухполюсники и колебательные системы Тема 2.1 Двухполюсники……………………………………………………………  
Тема 2.2 Колебательный контур…………………………………………………….
Тема 2.3 Связанные колебательные системы………………………………………
Раздел 3 Четырехполюсники Тема 3.1 Четырехполюсники и переходные трансформаторы……………………  
Тема 3.2 Электрические частотные фильтры………………………………………
Задание на контрольную работу № 1……………………………………………….
Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий…………….
Перечень вопросов для подготовки к экзамену……………………………………
Перечень рекомендуемой литературы……………………………………………...
Приложение 1  

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для освоения программы учебной дисциплины ОП.08 Радиотехнические цепи и сигналы.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) дисциплина «Радиотехнические цепи и сигналы» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла дисциплин в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Радиотехнические цепи и сигналы» является базовой для овладения специальными дисциплинами и служит основой для получения знаний по избранной специальности. Изучение дисциплины базируется на знании дисциплин ПД.03 Физика, ЕН.01 Прикладная математика, ЕН.02 Информатика, ОП.03 Теория электрических цепей, ОП.07 Электронная техника.

Целью дисциплины «Радиотехнические цепи и сигналы» является изучение следующих основополагающих вопросов:

1) свойства разнообразных полезных сигналов и помех, а также принципы их математического описания;

2) свойства физических систем, выполняющих роль радиотехнических цепей;

3) методы анализа преобразований сигналов в радиотехнических цепях, способы построения основных видов цепей;

4) приемы синтеза радиотехнических цепей с заданными свойствами.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- использовать характеристики радиотехнических цепей для анализа их воздействия на сигналы;

- использовать свойства параллельного и последовательного колебательных контуров;

- настраивать системы связанных контуров;

- рассчитывать электрические фильтры;

знать:

- физические основы радиосвязи;

- структурную схему канала связи на транспорте;

- характеристики и классификацию радиотехнических цепей;

- основные типы радиосигналов, их особенности и применение в транспортном радиоэлектронном оборудовании.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений программой учебной дисциплины предусмотрено проведение лабораторных работ, практических занятий, выполнение одной контрольной работы.

Для оказания помощи обучающимся в организации их самостоятельной работы по изучению учебного материала, после содержания каждого раздела, приводятся методические указания.

Оформление контрольной работы

 

Контрольная работа выполняется строго по варианту.

Контрольная работа выполняется в ученической тетради в клетку. Объем контрольной работы должен быть не менее 12 листов ученической тетради.

Ответы на вопросы контрольной работы должны быть четкими и конкретными. Не следует приводить в ответе материал, который не соответствует вопросу. Необходимо помнить, лишний материал не является достоинством работы и не может компенсировать отсутствие материала соответствующего вопросу.

Титульный лист контрольной работы оформляется по установленному образцу (приложение 1). На первой странице контрольной работы необходимо указать номера варианта, вопросов и задач, соответствующих варианту.

Каждое задание контрольной работы следует выполнять с новой страницы. Перед выполнением каждого задания необходимо полностью записывать вопрос и условие задания. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять поля.

Все графики, рисунки и таблицы сопровождаются номером и названием. Все схемы, графики необходимо выполнять простым карандашом, и если это необходимо – цветными. Схемы должны выполняться с помощью чертежных принадлежностей, элементы, входящие в схемы должны иметь размеры согласно стандартам ЕСКД. Если графический материал выполнен на отдельном листе, то его необходимо вклеить в тетрадь.

Формулы, содержащиеся в ответах необходимо сопровождать расшифровкой значений, составляющих их.

При решении задач необходимо выполнять все промежуточные действия и вычисления. Решение следует сопровождать пояснениями, показывающими порядок вычислений.

Допускается выполнение контрольной работы на компьютере. В этом случае контрольная работа оформляется на листах форматом А-4, объёмом не менее 10 страниц печатного текста (размер шрифта 14, интервал 1,15). Обязательны поля. Листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

Графический материал при выполнении работы на компьютере также необходимо выполнять в электронном виде в соответствующих графических программах (Visio, AutoCAD, Компас).

В конце необходимо записать перечень источников, используемых при выполнении контрольной работы в следующем порядке: нормативно-правовые акты, нормативно-техничекая документация, учебники, журналы, электронные ресурсы.

После перечня источников следует поставить дату выполнения контрольной работы и личную подпись.

 

Примерный тематический план

(для очной формы обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего в том числе
Теоретич. обучение лаб. занятий практ. занятий
Раздел 1 Сигналы радиосвязи -
Тема 1.1 Сигналы радиосвязи -
Раздел 2 Двухполюсники и колебательные системы
Тема 2.1 Двухполюсники -
Тема 2.2 Колебательный контур -
Тема 2.3 Связанные колебательные системы -
Раздел 3 Четырехполюсники
Тема 3.1 Четырехполюсники и переходные трансформаторы -
Тема 3.2 Электрические частотные фильтры
  Всего

 

 

Программа учебной дисциплины

Раздел 1 Сигналы радиосвязи

Тема 1.1 Сигналы радиосвязи

Содержание учебного материала

Информация, сообщение и сигнал. Общая структурная схема канала передачи информации. Электромагнитные волны как носители информации. Диапазоны частот, используемые в радиосвязи. Виды и параметры сигналов, используемых в транспортном радиоэлектронном оборудовании. Графическое, математическое и спектральное представление сигналов, представление рядом Фурье. Числовые характеристики сигналов и методы их определения.

Методические указания

Данная тема представлена в основной [1, с. 8-16, 29-51]; [2, с. 14-18, 34-64] и дополнительной [1, с. 400-413]; [2, с. 13-21]; [3, с. 11-71]; [5, с. 5-29]; [6, с. 9-11]; [8, с. 4-37]; [9, с. 5-10] литературе.

При изучении материала данной темы следует разобраться в том, что представляют собой понятия «информация», «сообщение», «сигнал».

Под информацией понимают совокупность сведений, представляющих интерес для потребителя информации и являющихся объектом хранения, передачи и преобразования. Это могут быть сведения, передаваемые электронными средствами массовой информации (радио и телевидение); сведения о координатах или скорости движения удаленного объекта (радиолокация); передаваемые на расстояние результаты измерения физических величин (радиотелеметрия) или команды управления (радиоуправление) и т. д.

Сообщение — это информация, выраженная в определенной форме и предназначенная для передачи от источника информации к ее потребителю. Например, в радиовещании передаются звуковые сообщения (речь, музыка), в телеграфии — текстовые сообщения (буквы, цифры), в телевидении сообщением является оптическое изображение.

Физический процесс, используемый в качестве носителя информации, называют сигналом. Сигналы различают по физической природе: электрические, электромагнитные, акустические, оптические и т.п. В радиотехнике используют электрические и электромагнитные сигналы. Электрические сигналы — это изменяющиеся во времени электрические токи и напряжения. Электромагнитные сигналы — распространяющиеся в пространстве электромагнитные волны.

Рассмотрите структурную схему канала передачи информации и назначение ее узлов. При этом необходимо уделить внимание видам сообщений, которые могут передаваться с помощью различных видов связи.

Для передачи сигналов используются физические процессы, которые отображают передаваемое сообщение. К числу таких процессов относятся применяемые в радиотехнике электромагнитные колебания — радиоволны. Выбор длины волны излучаемого колебания весьма существен для обеспечения устойчивой и надежной связи.

Рассмотрите диапазоны радиоволн, используемые в транспортном радиоэлектронном оборудовании и особенности их применения.

Виды радиотехнических сигналов, используемых в транспортном радиоэлектронном оборудовании, определяются видом сообщения и способом передачи по линии связи. Разделение сигналов на виды можно провести по следующим признакам:

форме – простые и сложные;

информативности – детерминированные и случайные;

характеристикам – непрерывные, дискретные и цифровые.

Существуют следующие представления сигналов:

графическое – временная диаграмма сигнала;

математическое – формула, уравнение, неравенство;

спектральное представление сигналов – графическое изображение коэффициентов ряда Фурье.

Рассмотрите примеры каждого из этих представлений сигналов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое информация?

2. Что такое сообщение?

3. Что такое сигнал?

4. Перечислите диапазоны частот, используемые в радиосвязи?

5. Что такое спектр сигнала?

6. Перечислите виды радиотехнических сигналов, используемых в транспортном радиоэлектронном оборудовании

Тема 2.1 Двухполюсники

Содержание учебного материала

Основные понятия и определения двухполюсников, их частотные характеристики. Виды двухполюсников: активные и реактивные; двухэлементные и многоэлементные; эквивалентные и обратные; идеальные и двухполюсники с потерями (реальные).

Методические указания

Приступая к изучению темы, повторите материал основной [1, с. 93-108]; [2, с. 84-90] и дополнительной [1, с. 136-142] литературы.

Двухполюсником называется электрическая цепь любой степени сложности, имеющая два зажима (полюса) для присоединения к источнику электрической энергии или к другой схеме.

Двухполюсники могут состоять из одного, двух, трех и т. д. элементов и называются соответственно одноэлементными, двухэлементными, трехэлементными и т. д. двухполюсниками.

Различают двухполюсники двух видов: активные, содержащие в своей схеме источники электрической энергии, и пассивные, не содержащие источников энергии.

По характеру сопротивлений элементов различают:

- двухполюсники, состоящие из индуктивностей и емкостей и называемые реактивными двухполюсниками;

- двухполюсники, состоящие из активных сопротивлений,

- двухполюсники, состоящие из элементов, обладающих активными и реактивными сопротивлениями.

В действительности чисто реактивных (как и чисто активных) двухполюсников не существует, так как и в катушках индуктивности, и в конденсаторах имеется активная составляющая сопротивления и мощность расходуется. При малой активной составляющей характеристики двухполюсника очень близки к характеристикам идеального двухполюсника, состоящего из чисто реактивных сопротивлений.

При изучении электрических фильтров и четырехполюсников, применяемых для уменьшения амплитудно-частотных и фазочастотных искажений, особенно важно знать характеристики реактивных двухполюсников, так как все выводы и характеристики для них получаются простыми и наглядными и облегчают усвоение более сложных вопросов.

По своим свойствам двухполюсники делятся на обратные, потенциально-обратные, эквивалентные и потенциально-эквивалентные.

Обратными называются два двухполюсника, имеющие различные схемы, а произведение их сопротивлений или проводимостей является постоянной величиной, не зависящей от частоты.

Потенциально-обратными называются два двухполюсника, имеющие различные схемы, а произведение их сопротивлений или проводимостей является постоянной величиной, не зависящей от частоты лишь при определенных условиях.

Эквивалентными называются два двухполюсника, имеющие различные схемы, их сопротивления или проводимости равны друг другу и имеют один и тот же характер частотной зависимости на всех частотах.

Потенциально-эквивалентными называются два двухполюсника, имеющие различные схемы, их сопротивления или проводимости равны друг другу и имеют один и тот же характер частотной зависимости на всех частотах, лишь при определенных условиях.

Процессы, происходящие в сложных схемах, можно понять, только изучив свойства двухполюсников, из которых состоят эти схемы. Кроме того, замена в сложной схеме одних двухполюсни­ков другими, эквивалентными первым, дает возможность упро­стить схему или сделать ее практически осуществимой.

Изучение темы необходимо начать с одноэлементных двухполюсников. При этом необходимо рассмотреть двухполюсники, состоящие только из индуктивности или емкости, и пользуясь формулами для их сопротивлений и проводимостей, необходимо научиться строить их частотные зависимости. Далее необходимо перейти к рассмотрению схем двухэлементных двухполюсников, состоящих из индуктивности и емкости при последовательном и параллельном соединениях. Следует уяснить сущность резонансов напряжений и токов, и в каких схемах проявляется тот или иной вид резонанса. А также необходимо выучить расчетные формулы для определения значений полных сопротивлений и проводимостей двухполюсников и научиться строить их частотные зависимости.

После изучения одно- и двухэлементных двухполюсников можно приступить к изучению многоэлементных, используя свойства одно- и двухэлементных.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется двухполюсником?

2. Какие двухполюсники относят к активным?

3. Какие двухполюсники относят к пассивным?

4. Как классифицируются двухполюсники по характеру сопротивлений элементов?

5. От чего зависит резонансная частота?

Содержание учебного материала

Идеальный одиночный колебательный контур. Затухающие колебания в реальном одиночном колебательном контуре. Параметры затухающих синусоидальных колебаний. Вынужденные колебания в последовательном колебательном контуре, резонанс напряжений. Свойства и параметры последовательного контура: полное сопротивление и его частотная зависимость; волновое сопротивление, добротность. Резонансные характеристики идеального и реального последовательного контура, его полоса пропускания. Особенности применения последовательных контуров в технике связи. Вынужденные колебания в параллельном колебательном контуре, резонанс токов. Свойства и параметры параллельного контура, резонансные характеристики идеального и реального контура, полоса пропускания. Особенности применения параллельных контуров в технике связи.

Методические указания

Материал темы представлен в основной [1, с. 109-129]; [2, с. 120-147] и дополнительной [1, с. 120-135]; [8, с. 132-139]; [9, с. 11-31] литературе.

Изучение темы необходимо начать с физических процессов в идеальном колебательном контуре при подключении его к постоянному напряжению. Необходимо уяснить процессы преобразования энергии электрического поля конденсатора в энергию магнитного поля катушки индуктивности и наоборот, а также причину возникновения колебаний. При этом следует четко понимать, чем определяется амплитуда и частота колебаний.

Далее необходимо рассмотреть физические процессы в реальном колебательном контуре. При этом следует подчеркнуть, что реальный контур также обладает активным сопротивлением, на котором часть энергии превращается в тепло, поэтому свободные колебания постепенно убывают (затухают) по амплитуде. Такие колебания называют затухающими. Затухание амплитуд свободных колебаний тока и напряжения зависит не только от величины активного сопротивления, но и от соотношения величин L и С, поэтому свойства контуров оценивают добротностью Q. Рассмотрите параметры контура (добротность, затухание, волновое сопротивление).

Для получения незатухающих колебаний в контуре необходимо компенсировать потери энергии на его активном сопротивлении. С этой целью контур подключают к внешнему источнику переменной ЭДС.Под действием этой ЭДС в контуре возникают вынужденные незатухающие колебания.

Рассмотрите свойства последовательного колебательного контура. При этом особое внимание уделите условиям и признакам резонанса напряжений. Обратите внимание на резонансные характеристики идеального и реального последовательного контура, его полосу пропускания и особенности применения последовательных контуров в технике связи.

Далее рассмотрите свойства параллельного колебательного контура. При этом особое внимание уделите условиям и признакам резонанса токов. Обратите внимание на резонансные характеристики идеального и реального параллельного контура, его полосу пропускания и от каких параметров зависит их вид. В заключение необходимо уяснить, в чем принципиальное отличие резонанса напряжений и резонанса токов, а также основных свойств контуров.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой контур называется идеальным?

2. В чем отличие свободных и вынужденных колебаний?

3. Поясните причину возникновения затухающих колебаний.

4. Чем определяется частота и амплитуда свободных колебаний?

5. Перечислите параметры колебательного контура.

6. Что такое резонанс напряжений и токов и где они наблюдаются?

Содержание учебного материала

Схемы связанных колебательных систем с индуктивной, автотрансформаторной, емкостной, гальванической, смешанной связью. Коэффициент связи между контурами системы. Резонансные кривые токов первичного и вторичного контуров и полоса пропускания связанной колебательной системы. Настройка системы связанных контуров.

Методические указания

При изучении материала данной темы в основной [1, с. 129-143]; [2, с. 148-151] и дополнительной [1, с. 220-230]; [4, с. 146-172]; [8, с. 32-42] литературе необходимо разобраться во влиянии связанных колебательных контуров друг на друга.

Два и более колебательных контура, взаимно влияющие на электрическое состояние друг друга, называются связанными. Колебания, возникающие в одном из таких контуров, немедленно появляются в другом, энергия из одного контура переходит в другой. Контур, получающий энергию от генератора, называется первичным, а контур, получающий энергиюот первичного, – вторичным.

Контуры могут быть связаны различными способами:

-индуктивная (трансформаторная или магнитная) связь;

-внутренняя емкостная связь;

-внешняя емкостная связь.

Рассмотрите схемы соответствующие каждому из указанных видов связей. Обратите особое внимание на способы увеличения (уменьшения) коэффициента связи в этих схемах. Так как величина связи между контурами оценивается коэффициентом связи, который показывает, какую долю (от максимально возможной) составляет ЭДС, наводимая во вторичном контуре.

Различают три степени связи между контурами:

- слабая связь, при которой во вторичный контур передается меньше половины энергии, полученной первичным контуром от генератора;

- критическая связь, при которой первичный контур передает вторичному половину полученной от генератора энергии. Критическая степень связи применяется часто, так как при этом вторичный контур получает наибольшее количество энергии;

- сильная связь, при которой во вторичный контур передается больше половины энергии, полученной первичным контуром от генератора. Однако ток в первичном контуре мал (так как велико вносимое сопротивление), и по абсолютному значению количество энергии, полученной вторичным контуром, будет меньше, чем в случае критической связи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие колебательные конуры называются связанными?

2. Перечислите виды связи контуров.

3. Что такое коэффициент связи?

4. Перечислите виды резонансов в связанных контурах.

5. Как усилить связь для различных схем связанных контуров?

6. В каком порядке настраивают контуры для получения частных резонансов?

Раздел 3 Четырехполюсники

Содержание учебного материала

Определения и классификация пассивных четырехполюсников. Сущность теории четырехполюсников и уравнения передачи четырехполюсников различных конфигураций. Режимы короткого замыкания и холостого хода в четырехполюсниках. Матрицы А-параметров четырехполюсников. Входное и характеристическое сопротивления четырехполюсников. Согласованная нагрузка четырехполюсников. Характеристическое и рабочее затухания четырехполюсников. Определение переходных трансформаторов и физическая сущность трансформации нагрузочного сопротивления. Применение переходного трансформатора в качестве согласующего элемента между каскадами. Переходные автотрансформаторы и практические схемы их включения в технике радиосвязи.

Методические указания

При изучении данной темы воспользуйтесь основными [1, с. 144-175]; [2, с. 103-119] и дополнительными [1, с. 233-255, 263-266]; [4, с. 173-230] источниками.

При передаче энергии по линии связи от передатчика к приемнику мощность сигнала уменьшается, так как возникает падение напряжения из-за сопротивления проводов и других устройств, образующих линии связи. Поэтому, проектируя ту или иную линию связи, проводят ее электрический расчет, пользуясь теорией четырехполюсников.

Теорию четырехполюсников используют для создания электрических цепей с определенными электрическими свойствами, которые задают в виде частотных зависимостей параметров, связывающих напряжения и токи. Далее по параметрам выбирают схему замещения, по которой и строят цепь. Сложные электрические цепи удобно рассматривать как различными способами соединенные между собой четырехполюсники. Рассчитав потерю напряжений на каждом участке цепи, находят суммарную потерю напряжения на всех участках, из которых состоит цепь связи.

Двухполюсная цепь полностью характеризуется величиной сопротивления и проводимости. Для каждого линейного четырехполюсника, схемой любой сложности можно выразить входное напряжение и входной ток с помощью системы из двух уравнений, называемых уравнениями передачи четырехполюсника.

Изучение темы необходимо начать с классификации четырехполюсников. Далее необходимо перейти к рассмотрению уравнений передачи четырехполюсников в общем виде в А-параметрах. После нужно рассмотреть систему уравнений применительно к конкретным видам четырехполюсников (Г-, П- и Т-образному), при этом, используя законы Кирхгофа, получить формулы для А-параметров.

При изучении четырехполюсников основное внимание следует уделить расчету сопротивлений их плеч, а также параметров (входного и характеристического сопротивления, характеристического и рабочего затухания четырехполюсников, постоянной передачи).

Одним из видов пассивных четырехполюсников является трансформатор. Трансформаторы, используемые в устройствах преобразования сигналов, мостовых электрических фильтрах, различных каскадах усилителей, при соединении аппаратуры и цепей проводной связи, называются переходными. Они кроме функции гальванического разъединения цепей решают задачу согласования сопротивлений.

В цепях аппаратуры связи используют способность транс­форматора преобразовывать величину сопротивления, подклю­ченного к зажимам вторичной обмотки. Переходные трансфор­маторы в отличие от силовых трансформаторов работают не на одной частоте, а в диапазоне частот. Переходный трансформатор должен обеспечить передачу максимально возможной мощности от генератора к нагрузке, что достигается согласованием их сопротивлений.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть свойства идеального и реального трансформаторов, а также применение переходного трансформатора в качестве согласующего элемента.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется четырехполюсником?

2. Какие четырехполюсники называются пассивными?

3. Что такое уравнения передачи четырехполюсников?

4. Что такое входное сопротивление четырехполюсника и от чего оно зависит?

5. Что такое характеристическое сопротивление четырехполюсника?

6. Что такое постоянная передачи четырехполюсника и что она характеризует?

7. Какое назначение имеет переходный трансформатор?

Содержание учебного материала

Назначение, классификация и параметры частотных фильтров. Фильтры типа «k»: определения, схемы, основные резонансные характеристики, преимущества и недостатки. Производные фильтры типа «m»: определения, схемы, основные резонансные характеристики, их преимущества и недостатки. Комбинированные частотные фильтры, их синтез и упрощение схемы. Особенности расчета частотных фильтров по рабочим параметрам. Нормированные схемы и характеристики частотных фильтров, пересчет схем нормированных фильтров на реальную нагрузку и полосу пропускания. Безындукционные электрические частотные фильтры. Схемы и особенности пассивных RC-фильтров. Пьезоэлектрические и магнитострикционные частотные фильтры.

Методические указания

При изучении данной темы с использованием основной [1, с. 177-232]; [2, с. 152-171] и дополнительной [1, с. 269-301]; [3, с. 333-343]; [4, с. 334-418]; [5, с. 450-456] литературы следует обратить внимание на свойства фильтров, их основные резонансные характеристики.

Электрическим частотным фильтром называется пассивный четырехполюсник, через который токи определенной полосы частот проходят с небольшим затуханием, а токи всех других частот проходят с большим затуханием.

Частота, лежащая на границе полос пропускания и непропускания, называется частотой среза или предельной частотой.

В зависимости от пропускаемой полосы частот различают следующие типы электрических фильтров:

1) фильтры нижних частот (ФНЧ), пропускающие токи, частоты которых ниже некоторой предельной частоты (или частоты среза); следовательно, эти фильтры пропускают токи всех частот от частоты среза до нуля, включая и постоянный ток;

2) фильтры верхних частот (ФВЧ), пропускающие токи, частоты которых выше некоторой предельной частоты среза; следовательно, эти фильтры пропускают токи всех частот от частоты среза до бесконечности;

3) полосовые фильтры (ПФ), пропускающие токи полосы частот в пределах от f1 до f2.

4) заграждающие фильтры (ЗФ), не пропускающие токи по­лосы частот в пределах от f1 до f2 и пропускающие токи всех ос­тальных частот.

Фильтры могут состоять:

а) из катушек индуктивности и конденсаторов; эти фильтры являются наиболее распространенными и называются фильтрами LC;

б) из резонаторов.

в) из конденсаторов и активных сопротивлений; такие фильтры называются фильтрами RC или безындукционные.

Электрические фильтры могут иметь различные схемы: Г-, Т-, П-образную и мостовую, выполненную по схеме моста.

При изучении электрических фильтров основное внимание уделите расчету элементов схем (индуктивностей, емкостей, активных сопротивлений, размеров резонаторов), определению предельных частот по величинам этих элементов, определению затухания в полосе непропускания, определению характеристического сопротивления и сдвига фазы.

Качество фильтра в основном характеризуется тремя показателями: крутизной кривой затухания в полосе непропускания, постоянством характеристического сопротивления и линейностью фазовой характеристики в полосе пропускания.

Свойства электрических фильтров LC получаются наиболее ярко выраженными, если рассматривать их схемы, состоящими условно из чисто реактивных элементов (индуктивностей и емкостей), не имеющих потерь. Весь ход расчета и расчетные формулы при этом допущении получаются простыми; в конце расчета можно внести поправки в полученные электрические характеристики, учитывая наличие потерь в элементах фильтров.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется частотным электрическим фильтром?

2. Что такое номинальное характеристическое сопротивление фильтра и чему оно должно равняться?

3. Запишите условие пропускания фильтров.

4. Перечислите недостатки фильтров типа «k».

5. Как получают фильтр типа «m» из фильтра типа «k»?

6. Каковы достоинства и недостатки фильтров RC-типа?

7. В чем состоит магнитострикционный эффект?

8. В чем состоит прямой и обратный пьезоэффект?

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 1

Задание на контрольную работу № 1 составлено в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице 1.

 

Таблица 1

две последние цифры шифра № варианта номера вопросов две последние цифры шифра № варианта номера вопросов
1, 16, 26, 41, 56, 71, 86 11, 21, 40, 46, 56, 76, 86
2, 17, 27, 42, 57, 72, 87 12, 22, 26, 47, 57, 77, 87
3, 18, 28, 43,58, 73, 88 13, 23, 27, 48, 58, 78, 88
4, 19, 29, 44, 59, 74, 89 14, 24, 28, 49, 59, 79, 89
5, 20, 30, 45, 60, 75, 90 15, 25, 29, 50, 60, 80, 90
6, 21, 31, 46, 61, 76, 91 1, 20, 31, 45, 65, 75, 95
7, 22, 32, 47, 62, 77, 92 2, 21, 32, 46, 66, 76, 96
8, 23, 33, 48, 63, 78, 93 3, 22, 33, 47, 67, 77, 97
9, 24, 34, 49, 64, 79, 94 4, 23, 34, 48, 68, 78, 98
10, 25, 35, 50, 65, 80, 95 5, 24, 35, 49, 69, 79, 99
11, 16, 36, 51, 66, 81, 96 6, 25, 36, 50, 70, 80, 00
12, 17, 37, 52, 67, 82, 97 7, 16, 37, 51, 65, 81, 87
13, 18, 38, 53, 68, 83, 98 8, 17, 38, 52, 66, 82, 88
14, 19, 39, 54, 69, 84, 99 9, 18, 39, 53, 67, 83, 89
15, 20, 40, 55, 70, 85, 00 10, 19, 40, 54, 68, 84, 90
1, 21, 30, 51, 61, 81, 91 11, 20, 30, 55, 69, 85, 91
2, 22, 31, 52, 62, 82, 92 12, 21, 26, 41, 70, 81, 92
3, 23, 32, 53, 63, 83, 93 13, 22, 27, 42, 61, 82, 93
4, 24, 33, 54, 64, 84, 94 14, 23, 28, 43, 62, 83, 94
5, 25, 34, 55, 65, 85, 95 15, 24, 29, 44, 63, 84, 95
6, 16, 35, 41, 66, 71, 96 1, 25, 30, 50, 64, 85, 96
7, 17, 36, 42, 67, 72, 97 2, 16, 31, 51, 65, 86, 97
8, 18, 37, 43, 68, 73, 98 3, 17, 32, 52, 66, 87, 98
9, 19, 38, 44, 69, 74, 99 4, 18, 33, 53, 67, 88, 99
10, 20, 39, 45, 70, 75, 00 5, 19, 34, 54, 68, 89, 00

 

 

Раздел 1 Сигналы радиосвязи

Тема 1.1 Сигналы радиосвязи

115. Определить абсолютные уровни мощности и напряжения в точке цепи, если мощность в данной точке цепи равна Р, мВт, а входное сопротивление равно Zвх, Ом. Дайте краткий ответ на вопрос. Исходные данные и номера задач приведены в таблице 2.

Таблица 2





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.036 с.)