Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, в системе юридической и, соответственно, правоохранительной деятельности следует рассматривать ее юрисдикционные и неюрисдикционные виды.
Основными элементами юридической деятельности являются субъекты, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, результаты действий; организующим началом для элементов содержания, имеющей собственную структуру, рассматривается внутренняя (процессуальная) и внешняя (правовой акт) формы [33].
В.Н.Карташов выделяет следующие признаки (свойства) юридической деятельности: Прерогатива государственных органов на ее осуществление. Государство обладает монополией на нее. В юридической деятельности находят проявление основные свойства государственного суверенитета. В качестве ее субъектов выступают либо непосредственно государственные учреждения, либо управомоченные государством на ту или иную разновидность деятельности общественные организации. Нормативно-одобренный, позитивный социально-преобразующий характер юридической деятельности. Правовые предписания устанавливают компетенцию субъектов и юридический статус участников деятельности, пределы осуществления их полномочий, перечень используемых средств и приемов, пути достижения намеченных целей, способы закрепления и оформления полученных результатов. Юридическая деятельность всегда связана с наступлением определенных юридических последствий. Главное место в юридической деятельности занимают правовые отношения, которые в каждом конкретном случае определяют направленность юридических действий и операций, состав ее участников, их правомочия и обязанности и иные содержательные моменты. Юридическая деятельность осуществляет организацию и регулирование, воспроизведение, моделирование фактических ситуаций, реальное изменение фактического и правового статуса участников общественных отношений, условий их действия и т.п. Юридическая деятельность имеет удостоверительно-поисковую направленность, заключающуюся в том, что любой ее субъект вынужден для принятия решения осуществлять поиск, собирать, официально подтверждать и регистрировать соответствующую информацию. В процессе деятельности происходит оценка законодательства, материалов юридической и иной практики, общественных отношений, поведения граждан, действий должностных лиц и других обстоятельств, что позволяет субъектам правильно ориентироваться в реальной действительности, принимать вполне обоснованные и квалифицированные решения 1. Аналогичные признаки юридической деятельности выделяют и другие ученые.
В рамках настоящего исследования данную традиционную трактовку юридической деятельности можно принять за основу с определенными оговорками. Долгое время считалось, что субъектами юридической деятельности могут быть только органы власти, то есть само государство, его органы и должностные лица. Например, В. Н. Кудрявцев под юридической деятельностью понимал «правовое поведение должностных лиц» [34]. На сегодняшний день в связи с существенными изменениями в экономической, политической и правовой сферах данный список несколько расширяется и в него следует добавить и негосударственные органы - местного самоуправления, различные юридические лица, граждан, которые осуществляют юридические функции.
Рассмотрение в качестве правоохранительных только государственных органов обусловлено рассмотрением правоохраны преимущественно деятельности по борьбе с правонарушениями, их расследованию. Это обусловило выделение в качестве главного признака правоохранительной деятельности возможность применения мер принуждения. Такого мнения придерживаются многие исследователи. Так А. Г. Братко, критериями отнесения какого-либо органа государства к правоохранительным называет осуществление правоохранительной деятельности и возможность применения государственного принуждения[35]. Ю. П. Соловей считает, что «…своим объединением под таким наименованием они (правоохранительные органы. – С.Н.) обязаны имеющейся у них возможности действовать методом принуждения. Это органы принудительного поддержания правопорядка»[36]. Учитывая названный критерий - возможность применения государственного принуждения, В.И. Гойман и В.В.Лазарев рассматривают в качестве правоохранительных органов судебные органы, органы прокурорского надзора и контроля, органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности. Примерно такой же подход к составу правоохранительных органов продолжает сохраняться и в современных учебниках по курсу «Правоохранительные органы».
Так же в данном определении в состав юридической деятельности не включаются различные организационно-юридические мероприятия, носящие, в большинстве своем, дополнительный характер по отношению к юридической деятельности. Таким образом, свойствами (признаками) юридической деятельности являются: 1) ее урегулированность правом; 2) осуществление государственными органами либо уполномоченными на то государством общественными организациями; 3) удостоверительно-поисковая направленность; 4) процедурно-процессуальная форма осуществления; 5) наличие юридических последствий. Указанные признаки присущи любому виду юридической деятельности, в том числе и правоохранительной.
Исследование правоохранительной деятельности как разновидности юридической деятельности позволяет выявить у правоохраны свойства деятельности юридической, отличающие последнюю от других видов социальной деятельности, установить общность содержания ее структурных элементов. Правоохранительная деятельность определяется как такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка[37]. В научных исследованиях правоохранительной деятельности в качестве ее существенных признаков, как отмечалось, выделяют: 1). урегулированность нормами права прав и обязанностей правоохранительных органов; 2). возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы; 3) соблюдение определенной процессуальной формы и процедур; 4) осуществление этой деятельности не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия в соответствии с предписаниями закона или иного правового акта; 5) осуществление деятельности путем проведения специфических действий принудительного характера[38].
Сравнение признаков юридической деятельности с выделяемыми в качестве существенных признаков деятельности правоохранительной показывает общность следующих из них: - урегулированность этой деятельности правом, а также - ее осуществление посредством процедурно-процессуальной формы.
Эти признаки правоохраны совпадают с признаками юридической деятельности. Вместе с тем, исследователи правоохраны не выделяют у нее такие признаки юридической деятельности, как ее удостоверительно-поисковая направленность и наличие юридических последствий по результатам правоохранительной деятельности. С учетом изложенного из всей совокупности выделяемых в научных исследованиях признаков правоохранительной деятельности к ее отдельным (собственным) свойствам относятся: 1) ее осуществление только государственными органами; 2) применение или возможность применения ими юридических мер воздействия; 3) проведение специфических действий принудительного характера. Таким образом, исследование правоохранительной деятельности в системе социальной деятельности на основе диалектического подхода во взаимосвязи категорий «отдельное» (единичное), «особенное» и «общее» позволяет рассматривать правоохранительную деятельность, юридическую деятельность и социальную деятельность в качестве относительно самостоятельных разноуровневых по отношению друг к другу видов(типов) деятельности с выявлением у правоохранительной деятельности, соответственно, общих, особенных и отдельных свойств (признаков) содержания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.006 с.) |