Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности



 

Оперирование общим, социально-философским понятием деятельности выступает первым шагом исследования правоохранительной деятельности, за которым должен следовать второй, предполагающий построение уже не общего, а специализированного понятия деятельности для определенной предметной области, которой, применительно к настоящему исследованию, является юриспруденция.

 

Правоохранительная деятельность представляет собой не только отдельный вид социальной деятельности, но и самостоятельный вид деятельности в сфере юриспруденции. Осуществляемая в сфере юриспруденции деятельность – юридическая, представляет собой сложную высокоорганизованную, самоуправляющуюся и динамичную систему, состоящую из материальных и идеальных, индивидуальных и социальных моментов, процессов субъективации и объективации, опредмечивания и распредмечивания, экстерриторизации[24].

 

В качестве относительно самостоятельной системы (подсистемы) юридическая деятельность входит в систему более высокого порядка, которой, по нашему мнению, является социальная деятельность, и в то же время она сама является системой более высокого порядка по отношению к составляющим ее системам (подсистемам), одной из которых следует рассматривать правоохранительную деятельность. Этот уровень – юридическая деятельность, является, таким образом, посредствующим звеном между правоохранительной деятельностью, как категории «отдельное» и социальной деятельностью – как категории «общее».

 

В философии, с позиции диалектического подхода, таким посредствующим звеном между категориями «отдельное» и «общее» является категория «особенное». Гегель указывал, что в развитии, выявляется сущность единичного. Единичное и всеобщее оказываются при этом «связанными» посредствующими звеньями (выделено мною – С.Н.) развития явления[25]. Понять единичное и всеобщее можно только через категорию особенного, которая сама в силу этого предстает самостоятельным моментом диалектики единичного и всеобщего[26].

 

Особенное представляет собой не только промежуточное звено между общим и отдельным (единичным), но и тождество отдельного и общего. При этом предполагается, что общее по своему объему шире особенного, которое в свою очередь шире отдельного. Полагаем, что юридическая деятельность, по отношению к правоохранительной, в соответствии с диалектическим подходом, является вышестоящим типом (видом) деятельности - «особенной» деятельностью

Такой подход позволяет рассматривать соответственно социальную, юридическую и правоохранительную деятельность в качестве разноуровневых, относительно самостоятельных (по отношению друг к другу) систем, с выявлением общих и особенных признаков содержания структурных элементов и последующей их группировкой по определенному принципу. Это будет способствовать ее более упорядоченному описанию и объяснению, позволит выявить определенное сходство и различия видов правоохранительной деятельности.

 

Исследование правоохранительной деятельности как разновидности юридической деятельности позволяет выявить у правоохраны свойства деятельности юридической, отличающие последнюю от других видов социальной деятельности, установить общность содержания ее структурных элементов.

Предложенный подход позволит также определить и отличительные признаки самой правоохраны в системе юридической деятельности, установить особенности содержания структурных компонентов (предмета и целей, способов и методов осуществления и т.д.), чем способствовать обобщению и структурированию значительного объема научной информации, разработке общей методики исследования и формированию единой концепции правоохранительной деятельности.

Исследование правоохранительной деятельности в системе юридической деятельности соответствует Номенклатуре специальностей научных работников[27], определяющей развитие содержания и форм новых научных знаний, паспорт специальности 12.00.11 которой («Судебная деятельность, прокурорская деятельности, правозащитная и правоохранительная деятельность») ориентирует направленность научных исследований правоохранительной деятельности как вида юридической деятельности.

 

Следует отметить, что концепция юридической деятельности является относительно новой - ее формирование стало результатом теоретического обобщения в 80-х годах прошлого века научного материала, посвященного конкретным разновидностям деятельности в сфере юриспруденции, а также их отдельным компонентам и сторонам. Однако, несмотря на то, что юридическая деятельность активно исследуется относительно недавно, она достаточно проработана и представляет собой самостоятельную правовую категорию в теории права и государства[28].

 

Как самостоятельная научная категория юридическая деятельность изучает таковую в качестве самостоятельного вида (типа) деятельности, а также отдельные ее виды и технологии. С юридической деятельностью непосредственно связан генезис практически всех элементов механизма правового регулирования и их объединение в определенные системы.

В научных исследованиях содержание юридической деятельности определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования.

При этом деятельность признается юридической не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, наоборот, сохраняет наличное бытие правовой реальности.

 

Современная система юридической деятельности представляет собой общую теорию юридической деятельности, а также теории отдельных ее видов (форм осуществления), одной из которых, по нашему мнению, является формирующаяся теория правоохранительной деятельности.

 

Юридическая деятельность определяется ее как:

- опосредованная правом трудовая, управленческая, государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на выполнение общественных функций и задач (создание законов, осуществление правосудия, конкретизация права и т. п.) и удовлетворение общесоциальных, групповых, а также индивидуальных потребностей и интересов (В.Н.Карташов) [29];

- осознанные, волевые, властные юридические действия и связанные с ними организационно-юридические мероприятия, осуществляемые на основе норм права компентными органами и должностными лицами, а в отдельных случаях и гражданами, направленные на реализацию общественных целей, либо удовлетворение корпоративных и индивидуальных законных интересов (Ю.Г.Арзамасцев) [30];

- совокупность таких юридически значимых актов компетентных органов и должностных лиц, которые нацелены на внесение организованности в иную социальную деятельность в интересах защиты прав, свобод и безопасности граждан и их объединений, а также охраны общества и государства (Б.В.Шагиев) [31].

Исследователи юридической деятельности по-разному определяют место в ней правоохранительной деятельности, а также ее содержание.

 

В.Н.Карташов выделяет два типа юридической деятельности - правотворческую и правоприменительную. В составе последней, как разновидность, он рассматривает правоохранительную (юрисдикционную). С помощью правоохранительной (юрисдикционной) деятельности, отмечает ученый, осуществляется защита субъективных прав, обеспечивается исполнение юридических обязанностей, реализация конкретных мер государственного принуждения. Юрисдикционная деятельность направлена на вытеснение из жизни общества антисоциальных явлений, служит средством пресечения и ликвидации правонарушений. Исходя из осуществляемых ею функций, В.Н.Карташов выделяет следующие ее разновидности: правообеспечительную, превентивную, карательную, правововосстановительную, компенсационную. Каждый из указанных видов и подвидов деятельности имеет свою специфику и нацелен на выполнение строго определенных задач, стоящих перед государством и обществом[32].

Таким образом, правоохранительная деятельность рассматривается как вид правоприменения и отождествляется с юрисдикционной деятельностью. Разделяя позицию ученого о взаимосвязи правоохраны и правоприменения вместе с тем полагаем, что отождествление последнего с юрисдикционной деятельностью нуждается в уточнении, поскольку юрисдикционная деятельность, как правило, отождествляется с деятельностью суда и разных ветвей судебной власти.

Вместе с тем в юридической литературе обосновывается разделяемый нами подход, согласно которому термин «юрисдикция» употребляется в юриспруденции двояко. В более широком понимании – это понятие, описывающее круг всяких, любых полномочий какого-либо органа (а не только суда). В более узком смысле он понимается и широко применяется как термин, определяющий круг полномочий суда или административного органа по разрешению какого-либо правового спора. «Юрисдикция» имманентна не только суду, но и таким органам, как таможенные, налоговые и др., которые в силу своей компетенции имеют права на рассмотрение дел об административных правонарушениях. В этой связи юрисдикция определяется как деятельность по разрешению какого-либо правового спора, осуществляемая как судами, так и иными органами1.

 

Однако правоприменение не ограничивается только ситуациями по разрешению правового спора, составляя тем самым прерогативу только судебных и «квазисудебных» (иных) органов. Правоприменение осуществляется и на досудебных стадиях юридического процесса. Например, при прекращении юридического дела органами расследования, или же в процессе надзорной деятельности органами прокуратуры и органами специализированного (административного) надзора применяется право.

Таким образом, правоприменение составляет компетенцию как юрисдикционных (преимущественно), так и не юрисдикционных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.008 с.)