Лекция 1. Правопонимание как основа формирования теории правоохранительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Правопонимание как основа формирования теории правоохранительной деятельности



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Актуальные проблемы теории правоохранительной деятельности»

 

 

Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат».

 

Квалификация магистр

 

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

Ростов-на-Дону – 2016

 

Тематический план дисциплины

  Название тем. Количество часов  
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа  
лекции семинары    
1. ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Занятие 1. Правоохранительная функция государства          
    Занятие 2. Охрана права и правопонимание          
  ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Занятие 3. Правоохранительная деятельность в системе социальной деятельности          
  Занятие 4. Категория «правоохранительная деятельность» в российском законодательстве          
    Занятие 5. Назначение правоохранительной деятельности и ее признаки          
3. ТЕМА 3. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРАВОВЫХ ФОРМ          
  Занятие 6.Правоохранительная деятельность как вид юридической деятельности          
  Занятия 7. Правоохранительной деятельность в системе правовых форм деятельности          
  Занятие 8.Процессуальная форма правоохранительной деятельности          
4. ТЕМА 4. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ          
  Занятие 9.Содержание правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью          
  Занятие 10.Виды правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью          
  ТЕМА 5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНЫХ СФЕРАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ          
  Занятие 11.Охрана права судебным нормоконтролем          
  Занятие 12. Надзорная деятельность          
  Всего          
  ИТОГО 108 часов

ЛЕКЦИИ (6 часов).

Литература

 

1. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969; ЧерноголовкинН.В. Теория функции социалистического государства. М., 1970; Герасимов А.П. Организационно-правовые основы правоохранительной деятельности милиции (полиции) социалистического государства. М., 1989.

2. Аврутин Ю. Е. Эффективность правоохранительной деятельности (опыт системного исследования) СПб.,1998.

3. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1978.

4. Братко А. Г. Правоохранительная система: понятие и основные элементы содержания //Проблемы развития правоохранительных органов. М., 1994. С. 8-23. Цит. по: Аврутин Ю. Е. Указ.соч. С. 442.

5. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 154. Цит. по: Аврутин Ю. Е. Указ.соч. С. 443.

6. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. М.,2007. Т.2.

7. Любашиц В. Я. Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М., 2003.

8. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

9. Законность также определяется как «принцип, метод, элемент демократического режима формирования и функционирования правового государства и гражданского общества, в основе которого лежат всеобщее равенство перед законом, точное соблюдение и исполнение законов всеми государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2005. С.344); как «определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»(Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998.С.4.); как «принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).В результате деятельности указанных субъектов возникает такой режим общественной жизни, при котором большинство его участников соблюдают и исполняют правовые предписания» (Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 188.); как «…идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве» (Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 15.); как «политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений» (Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 548) и др.

10. Николаева Л.А. Общий надзор прокуратуры в советском государственном управлении. Л., 1979.

11. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

12. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996.

13. Алексеев С.С. Право.Опыт комплексного исследования. М.,1999.

14. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

15. Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М.,2005.

16. Гущина Н.А. Поощрительные нормы Российского права. Теория и законодательная практика. СПб., 2003.

17. Стецовский Ю.И. Судебная власть. М., 1999.

18. Ляхов Ю.А. Новая уголовно-процессуальная политика. Ростов-на-Дону, 1992.

19. http://state.kremlin.ru/face/19807. 9 декабря 2013.

20. Клочков В.В. О конституционной законности // Конституционная законность и прокурорский надзор: Сб. научн. трудов. М., 1994.

21. Шифиров В.М. Естественно-позитивное право (вопросы теории и практики): Автореф. дис… д-ра юрид.наук. Н.Новгород, 2005.

22. Общая теория государства и права: Акад.курс / Под ред. М.Н.Марченко. М.,1998. Т. 2.

 

ЛЕКЦИЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение на современном этапе природы правоохранительной деятельности является актуальной научной и практической задачей, поскольку сложившиеся в науке советского периода определения (понятия) правоохранительной деятельности, в условиях коренных политических и социальных преобразований в нашей стране, не отражают в полной мере произошедших в правовой сфере изменений.

 

В правовом государстве правоохранительная деятельность приобретает новое адекватное ее богатству и сложности социальное содержание и направленность и уже не соответствует традиционным представлениям о ней.

 

Без четкого понимания сущности правоохранительной деятельности, сложноорганизованной природы структуры этой деятельности, ее внутреннего строения и содержания элементов невозможна правильная оценка места правоохраны в механизме правового регулирования общественных отношений и грамотное его использование в качестве средства эффективного воздействия на различные сферы общественной жизни.

 

Исследование природы правоохранительной деятельности в новых условиях позволит лучше понять ее место, роль и значение, а значит, позволит создать условия для повышения социальной значимости права, открыв при этом новые возможности и перспективы его осуществления в целях формирования основных институтов гражданского общества, демократизации общественной жизни.

Для этого необходим теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления в целях определения перспектив и направлений ее совершенствования.

Важным условием познания правоохранительной деятельности является выбор методологии ее исследования, т.е. системы определенных принципов, способов, приемов, методов, правил научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний об окружающей действительности [12].

 

Современная наука отличается методологическим плюрализмом, вызванном ее обновлением в постсоветский период, поэтому выбор методологии является важным условием эффективности исследования. В научной литературе обосновывается разделяемая нами перспективность сочетания классической и постклассической методологии, взаимодополняемость всех известных науке методов, поскольку осознание и истолкование как правовой, так и всякой иной реальности в рамках какого-либо одного метода невозможно [13].

Многоаспектность качественного проявления сущности правоохранительной деятельности делает ее объектом научного изучения различными отраслями права (конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного и д.р.), социологией, психологией, теорией управления и т.д.

 

Это предопределяет необходимость комплексного подхода к изучению правоохранительной деятельности, системное осмысление ее сущностных проявлений, позволяющего охватывать, во-первых, общенаучные методологические (в том числе и на философском уровне) принципы исследования правоохранительной деятельности, во-вторых, методологию и конкретные методы ее исследования с позиции тех наук и научных дисциплин, предметом которых является правоохранительная деятельность во всем многообразии своих проявлений, в-третьих, специальные методы исследования, обеспечивающие предметное рассмотрение правоохранительной деятельности, в том числе ее оценку и измерение ее эффективности с помощью количественных методов[14].

Правоохранительная деятельность исследуется преимущественно как самостоятельный, отдельный вид деятельности. Однако, отмеченные аспекты правоохраны, тем не менее, отражают ее «одноуровневую» многогранность - как относительно обособленного вида деятельности. Наряду с этим правоохранительная деятельность представляет собой определенный уровень специфической деятельности в системе социальной деятельности, являющейся многоуровневой.

 

Значительно меньше уделяется внимание ее исследованию, используя системный подход, во взаимосвязи с более общими уровнями деятельности (категориями), которыми, по нашему мнению, являются «социальная деятельность» и «юридическая деятельность».

Э. Г. Юдин отмечает универсальный характер категории «деятельность» и выделяет методологически существенное свойство деятельности – полифункциональность. В соответствии с этим деятельности соответствует множество выполняемых функций. Применительно к понятию деятельность, по мнению ученого можно указать, как минимум, пять его различных функций:

1) деятельность как объяснительный принцип—понятие с философско-методологическим содержанием, выражающим универсальное основание (или, в более осторожной формулировке, универсальную характеристику) человеческого мира;

2) деятельность как предмет объективного научного изучения, т. е. нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии с методологическими принципами последней, со спецификой ее задач и совокупностью основных понятий;

3) деятельность как предмет управления — то, что подлежит организации в систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов;

4) деятельность как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации определенных (преимущественно новых) видов деятельности;

5) деятельность как ценность, т. е. рассмотрение места, которое занимает деятельность в различных системах культуры [15].

Правоохранительная деятельность, с учетом указанных функций, исследуется нами как предмет объективного научного изучения, т. е. нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии с методологическими принципами последней, со спецификой ее задач и совокупностью основных понятий;

В юридической литературе обращалось внимание на многоаспектность качественного проявления сущности самой правоохранительной деятельности и необходимость, в связи с этим, ее рассмотрения как специфического вида человеческой деятельности, реализуемой в интересах жизнеобеспечения социума посредством специальных механизмов: правовых, моральных, психологических, организационных; как институализированного специфического вида человеческой деятельности, являющегося результатом естественноисторического профессионального разделения труда, связанного с формированием различных сфер жизнедеятельности общества и соответствующих институтов по управлению ими; как специфического вида предметной человеческой деятельности, границы, формы и методы, осуществления которой определены государством, выступающим в качестве субъекта правовой регламентации компетенции и предметов ведения[16].

 

Осмысление увеличивающегося многообразия форм человеческой деятельности, выявления их фундаментальных характеристик и построения их типологии выявляет их зависимость от общего понятия деятельности и необходимость применения системного подхода к анализу деятельности.

Рассмотрение правоохранительной деятельности в этом аспекте - как отдельного проявления социальной деятельности, обусловливает необходимость в анализе соответствующих философских основ, преломление в них диалектических законов и категорий.

Деятельность определяется как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры[17].

 

Применение диалектического метода связано с использованием выделяемых в философии категорий «отдельное» («единичное»), «особенное» и «общее»(всеобщее).

Познание предметного многообразия мира, согласно законам диалектики, идет от изучения единичных явлений, условий, определяющих их специфику, к обнаружению их общих закономерных отношений, а затем – к теоретическому объяснению единичностей с точки зрения закона общего.

Как справедливо отмечает Б.П. Курашвили, наряду со специфическими особенностями, свойственными конкретной деятельности, последние, представляют собой частные проявления общей сущности, общих особенностей, характеризующих деятельность, как общественное явление, имеет единые для всех свойства, позволяющие характеризовать их как деятельность. В связи с этим все отрасли обществоведе­ния должны опираться на единое общее представление о структуре деятельности1.

Такой подход соответствует соотношению выделяемых в философии категорий «единичное» и «общее», согласно которой познание предметного многообразия мира идет от изучения единичных явлений, условий, определяющих их специфику, к обнаружению их общих закономерных отношений, а затем – к теоретическому объяснению единичностей с точки зрения закона общего.

 

Исследование правоохранительной деятельности как проявления общего – социальной деятельности включает в себя анализ соответствующих философских основ, преломление в них диалектических законов и категорий, т.е. обусловливает необходимость применения диалектического метода.

Отдельные деятельности, одной из которых является правоохранительная, отражают часть реальной действительности, представляют собой сочетание как общего, позволяющего осуществить данную конкретную деятельность, так и отдельного (единичного), характерного только для данной деятельности. Как указывает известный классик, чье философское наследие сохраняет свое непреложное значение, «... отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное (выделено мною – С.Н.). Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д., и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д...»[18]

Таким образом, каждая конкретная (отдельная) деятельность содержит единые для всех видов социальной деятельности свойства, характеризующие деятельность, как общественное явление, а также специфические особенности, свойственные ей как частному проявлению общей сущности.

Соответственно, с позиций материалистической диалектики, правоохранительная деятельность, наряду со специфическими особенностями, свойственными ей как конкретной деятельности, представляет собой частное проявление общей сущности, общих особенностей, характеризующих деятельность.

Научные исследования всего многообразия форм социальной деятельности позволили выявить их фундаментальные характеристики, определить структуру и типологию, обосновать зависимость от общего понятия деятельности.

С учетом изложенного правоохранительная деятельность нами исследуется как «частное проявление общей сущности» - во взаимосвязи с категориями «социальная деятельность», позволяющая выявить у правоохраны те единые для всех видов социальной деятельности свойства и выработать, с одной стороны, представление об общей структуре деятельности и ее типах, а с другой – представление о ее механизмах и средствах, а также во взаимосвязи с категорией - «юридическая деятельность», которая по отношению к правоохране является проявлением особенного.

Исследование правоохранительной деятельности как вида социальной деятельности обусловливает применение системного подхода и диалектического метода к ее изучению, позволяющего изучать правоохрану во взаимосвязи с категориями «социальная деятельность», а также ее видами.

 

Предложенный подход от «общего» к «частному» позволяет не только оттенить методологическую и практическую значимость вопросов содержания правоохранительной деятельности, но и конкретизировать исходные положения теории правоохранительной деятельности, показать значение отдельных ее видов, элементов содержания и формы.

 

В связи с этим правоохрана в системе социальной деятельности рассматривается как:

- самостоятельная предметная деятельность (единичное), выражающая дискретность, отграниченность от других явлений в пространстве и времени, присущие ей специфические особенности, составляющие уникальную качественную и количественную определенность;

- разновидностью юридической деятельности (особенного), объединяющей в рамках целого «единичное» и «общее»;

- специфический вид социальной деятельности (общего). указывающий на наличие в правоохранительной деятельности того, что характерно и для других единичных явлений.

Таким образом, системный подход к изучению правоохранительной деятельности позволяет охватывать все элементы структуры правоохраны во взаимосвязи с другими уровнями социальной деятельности, определить ее целевое предназначение, обеспечивающее конкретные потребностями общества, а также используемые при этом формы, методы и средства.

 

Вместе с тем само «единичное» (т.е. правоохранительная деятельность), взятая как система, также может состоять из определенного множества элементов, частей, каждая из которых представляет собой единичное. Это позволяет рассматривать правоохранительную деятельность как сложное образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих элементов.

 

Общность правоохранительной деятельности с другими видами социальной деятельности состоит в единстве ее содержания и элементов структуры деятельности.

Содержание деятельности, согласно определению последней, состоит в «…целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры»[19].

Элементы структуры деятельности обоснованы Гегелем, который определил ее через категории цель, средства и результат. Им же обоснована глубокая взаимоопределяемость и сложное взаимодействие этих категорий. Реализация цели, отмечает Гегель, требует определенных средств, с помощью которых цель объективируется. «Хитрость» разума в том и заключается, что он «вдвигает» между собой и объектом другой объект (средство, орудие) и заставляет его работать на себя. В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой [20].

Реализация цели есть деятельность, которая выполняет двойную функцию: эта деятельность снимает субъективный характер цели, поскольку цель осуществляется, объективируется вовне, и она, с другой стороны преодолевает внешний, чуждый характер объекта, так как подчиняет его субъекту, субъективирует его[21].

 

Советский философ Э. Г. Юдин[22] обосновал, что структура деятельности может быть раскрыта не столько через анализ исключительно категории цели, сколько через понятие конкретной цели. Анализ диалектики структуры деятельности показывает, что если ее основанием является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере идеалов и ценностей человека. Отсюда следует, что сущность деятельности нельзя понять, не выходя за пределы ее внутренней структуры, не давая ей внешних определений.

Разгадка природы деятельности коренится не в ней самой, а в том, ради чего она совершается, в той сфере, где формируются цели человека и строится образ действительности, какой она должна стать в результате деятельности.

В поиске оснований самой деятельности и ее внешних регуляторов исследователи обращают внимание на лежащие за пределами самой деятельности такие внедеятельностные факторы. В качестве таковых представителями немецкой классической философии рассматриваются нравственность деятельности (Э.Кант), личностные факторы, не сводимые к деятельности как таковой, в качестве которой называется совесть (Фихте), эмоциональные и нравственные характеристики (С. Киркегор), воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Э.Г.Юдин, во всеобщую структуру деятельности, наряду с целью, средством и результатом, включает и сам процесс деятельности. Процесс реализации деятельности обеспечивают с редства деятельности, которые таким образом, связаны с результатом. Средство оказывается не только центральным звеном структуры деятельности, но и тем ее моментом, который реально воплощает единство мыслимого и действительного.

Концепцию психологической структуры деятельности обосновал известный советский ученый А. Н. Леонтьев[23]. «Деятельность, - писал он, - это... система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Внутренние системные связи деятельности характеризуют отношение действий и операций, проявляются в трансформации деятельности, а также в подвижности «образующих» системы деятельности»2.

Раскрывая характеризующие внутренние отношения человеческой деятельности, А.Н.Леонтьев, не расчленяя, по его образному выражению, живую деятельность на элементы, выделяет следующие «единицы» человеческой деятельности, образующих ее макроструктуру: отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов; действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Это – отношения, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении1.

Отдельные деятельности, как отражающие часть реальной действительности, представляет собой сочетание как общих действий, позволяющих осуществить данную конкретную деятельность, так и особенных, характерных только для данной деятельности. Это обусловлено наличием в каждой конкретной деятельности единых для всех свойств, характеризующих деятельность, как общественное явление, а также специфических особенностей, свойственные конкретной деятельности как частному проявлению общей сущности.

Конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Потребность в деятельности является с одной стороны внутренним условием, одной из обязательной ее предпосылок, а с другой, что важно, – то, что направляет и регулирует конкретную деятельность. Потребности побуждают деятельность и управляют ею со стороны субъекта. Понятие деятельности связано с понятием мотива.

Первичным элементом структуры деятельности является действие, которое помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), что определяется не самой целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется.

Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия – процессом, подчиненным сознательной цели. Формами деятельности являются внутренняя (мыслительные операции, умственные действия и т.д.), и внешняя (практическая), которые имеют одинаковое общее строение. А.Н. Леонтьевым, следовательно, введено представление о психологической структуре деятельности, в котором со структурным рядом: деятельность – действие - операция сопоставляется ряд: мотив – цель - условие.

 

Таким образом, исследование правоохранительной деятельности должно включать исследование специфики проявления в ней всех элементов структуры деятельности - потребность в ней и предмета деятельности, цели, средств и результата деятельности, действий и операций, способов, методов и условий осуществления деятельности, а также сам процесс деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятие 3. П равоохранительная деятельность в системе социальной деятельности (2 часа).

Коллоквиум - вопросы для обсуждения:

 

1. Методология исследования правоохранительной деятельности.

2. Правоохранительная деятельность как специфический вид социальной деятельности.

3. Элементы структуры правоохранительной деятельности.

4. Концепция психологической структуры правоохранительной деятельности.

 

Занятие 4. Категория «правоохранительная деятельность» в российском законодательстве (2 часа).

Коллоквиум - вопросы для обсуждения:

 

1. Категории «правоохранительная деятельность», «правоохранительные органы», «правоохранительная служба».

2. Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» о правоохранительной деятельности.

3. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» о правоохранительной деятельности.

4. Опыт Республики Казахстан в правовом регулировании правоохранительной службы.

5. Категория «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» в российском законодательстве.

Занятие 5. Назначение правоохранительной деятельности и ее признаки (2 часа).

Коллоквиум - вопросы для обсуждения:

 

1. Назначение правоохранительной деятельности в уголовно-правовой сфере регулирования.

2. Правоохранительной деятельности в иных сферах правового регулирования.

3. Функции правоохранительной деятельности.

4. Правоохранительная и правозащитная деятельность, их соотношение.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Актуальные проблемы теории правоохранительной деятельности»

 

 

Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат».

 

Квалификация магистр

 

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

Ростов-на-Дону – 2016

 

Тематический план дисциплины

  Название тем. Количество часов  
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа  
лекции семинары    
1. ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Занятие 1. Правоохранительная функция государства          
    Занятие 2. Охрана права и правопонимание          
  ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Занятие 3. Правоохранительная деятельность в системе социальной деятельности          
  Занятие 4. Категория «правоохранительная деятельность» в российском законодательстве          
    Занятие 5. Назначение правоохранительной деятельности и ее признаки          
3. ТЕМА 3. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРАВОВЫХ ФОРМ          
  Занятие 6.Правоохранительная деятельность как вид юридической деятельности          
  Занятия 7. Правоохранительной деятельность в системе правовых форм деятельности          
  Занятие 8.Процессуальная форма правоохранительной деятельности          
4. ТЕМА 4. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ          
  Занятие 9.Содержание правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью          
  Занятие 10.Виды правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью          
  ТЕМА 5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНЫХ СФЕРАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ          
  Занятие 11.Охрана права судебным нормоконтролем          
  Занятие 12. Надзорная деятельность          
  Всего          
  ИТОГО 108 часов

ЛЕКЦИИ (6 часов).

ЛЕКЦИЯ 1. ПРАВОПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Понятие «правоохранительная деятельность» получило широкое употребление в научной литературе и на практике, однако до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к его определению.

Характеристика правоохранительной деятельности дается, как правило, либо в учебной литературе по теории государства и права при рассмотрении функций государства, либо в монографической литературе, посвященной проблеме функций государства[1].

Специальные исследования, посвященные этим вопросам, в настоящее время немногочисленны. В юридической литературе отсутствует единство мнений относительно самой сущности теории правоохранительной деятельности, ее места в системе научного знания.

В результате этого существующая доктринальная трактовка правовой природы правоохранительных органов не предлагает сколько-нибудь обоснованной и строгой системы критериев отнесения государственных и негосударственных структур к числу правоохранительных, что приводит к появлению исключительно широкого перечня этих органов. Четкой позиции по этому вопросу не имеет и законодатель [2, с.443-444].

При традиционном подходе к пониманию правоохранительной деятельности ее существенными признаками называют осуществление этой деятельности государственными органами с соблюдением определенной процедуры, причем не любым способом, а лишь с помощью применения мер юридического воздействия, в целях обеспечения режима законности. Однако при этом в число субъектов реализации правоохранительной деятельности, наряду с такими государственными органами, как прокуратура, милиция(полиция), КГБ (ФСБ) и др., относили и относят иные органы - товарищеские суды, адвокатуру, частный нотариат и др.Понятие «правоохранительная деятельность» было введено в юридический обиход в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в.Однако в условиях коренных политических и социальных преобразований в нашей стране сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности не отражают произошедших в правовой сфере изменений, а также сложноорганизованной природы самой структуры этой деятельности. Современная правоохранительная деятельность уже не вписывается в традиционные представления о ней, поскольку приобретает новое адекватное ее богатству и сложности социальное содержание и направленность.

В связи с изложенным необходим теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлений ее совершенствования, что является актуальной научной и практической задачей.

Методологическую основу формирования теории правоохранительной деятельности составляет, по нашему мнению, правопонимание. Поскольку правоохранительная деятельность предназначена для охраны права, то официальный подход государства к определению последнего детерминирует содержание этой деятельности.

На разных исторических этапах развития нашей страны такой подход был неоднозначен. Всоветский период, (когда формировалась концепция правоохранительной деятельности), официальный подход к праву был иным, чем в современный период. Это обстоятельство, по нашему мнению, обусловливает имеющиеся различияв понимании сущности деятельности по его охране (правоохране), а также ее содержанию, структуре и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.185 с.)