Що прийнято розуміти під просвітництвом. Який часовий проміжок займає ця епоха. Яку роль відіграло просвітництво в культурному розвитку людства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Що прийнято розуміти під просвітництвом. Який часовий проміжок займає ця епоха. Яку роль відіграло просвітництво в культурному розвитку людства.



Варіант 1

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Чому театр викликає захоплення у перса? Які особливості французького театру можна виділити із оповідання? «К концу послеобеденного времени все собираются и разыгрывают своего рода представление, которое, называют комедией. Главное действие происходит на подмостках, именуемых театром. По обеим сторонам, в конурках, которые зовутся ложами, видны мужчины и женщины, разыгрывающие между собою немые сцены. Внизу стоит толпа, потешающаяся над теми, что находится наверху, на театре, а эти последние смеются над стоящими внизу. Но особенно суетятся несколько человек, которых для этого набирают из числа молодых людей, способных выдерживать усталость. Они обязаны быть всюду; они пробираются сквозь им одним известные лазейки, с удивительной ловкостью носятся с яруса на ярус; они и наверху, и внизу, и во всех ложах. Они, так сказать, ныряют: только потеряешь их из виду, как они тут как тут; часто они покидают свое место на сцене и идут играть в другое».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения». На яких особливостях архітектури наголошує автор? «Архитекторам приходится удолетворять растущую потребность в уюте, создавая маленькие абсолютно изолированные комнатки; уют и тишина, игра коридоров и переходов – заблудиться можно. Отсюда пренебрежительное отношение к новым домам, построенных вне новых форм. И в архитектуре, и во внутреннем убранстве ХVIII век решительно гонится за новизной; древности он не признает, он отметает и презирает её. Мадам Граффиньи хочет, чтобы её комната в Сире была открыта всем ветрам, и она там мерзнет. Напомним ещё раз, триумф маленьких комнат связан не только с растущей потребностью в уединенности, но с усовершенствованием дымоходов, отопительной системы, коленчатых труб, восточных печей, которые через Германию распространяются в богатых домах Европы».

3) Чому ХVII ст. називають «століттям геніїв»? Завдяки чому генії могли творити? (Відповідь обґрунтуйте).

Варіант 2.

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма. Чому перс вважає, що культурна ідентифікація «Ми-Вони» лежить в основі будь-якої релігії? Чи згодні Ви зі світоглядною установкою людини епохи Просвітництва? «Мне кажется, Узбек, что мы всегда судим о вещах не иначе как втайне применяя их к самим себе. Я не удивляюсь, что негры изображают черта ослепительно белым, а своих богов черными, как уголь, и что, все идолопоклонники представляют своих богов с человеческим лицом и наделяют их своими собственными наклонностями. Кто-то удачно сказал, что если бы треугольники создали себе бога, то они придали бы ему три стороны. Когда я вижу, как люди, пресмыкающиеся на атоме, сиречь на Земле, которая всего лишь маленькая точка во вселенной, - выдают себя за образцовые создания Провидения, я не знаю, как примирить такое сумасбродство с такой ничтожностью».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения». Яку особливість архітектури виділяє Шоню? З чим вона пов'язана? « Настоящий урбанизм эпохи Просвещения принимает во внимание старую основу. Как мы помним, городской дом в старой Европе, где города строятся из камня или кирпича, стоит в среднем три века. Тон задаёт королевская площадь: в Европе ХVIII века «так называли площадь, на которой воздвигали статую правителя». Первые её образцы появились во Франции; отправная точка 1614 год, статуя Генриха IV, а вокруг площадь дофина. Французские архитекторы просто объединили два элемента, доставшиеся от универсальной модели итальянского Ренессанса: красивая, организуемая аркадами площадь, где возведение фасадов должно подчиняться общим правилам; это площадь со своей программой, располагающей государя на самом виду».

3) До якого часу стиль бароко вважали пануванням „несмаку” в мистецтві? Чому? Охарактеризуйте особливості цього художнього стилю.

Варіант 3.

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма. Які риси світогляду людини Епохи Просвітництва висміює Монтескье? « Притворство это искусство, у нас весьма распространенное и даже необходимое, все разговаривают, все видятся друг с другом, все слушают друг друга; сердца открыты так же, как и лица; в нравах, в добродетели, даже в пороке всегда замечаешь что-то наивное. Чтобы нравиться женщинам, надо обладать некоторым талантом: этот талант заключается в особой игривости ума, забавляющей женщин потому, что она каждое мгновение обещает им то самое, что можно исполнять только через большие промежутки времени. Эта игривость, созданная для будуарных разговоров, дошла, до того, что стала отличительной чертой национального характера; шутят в Государственном совете; шутят во главе армии; шутят с послом».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения».Як характеризує Шоню жанр мистецтва епохи Бароко?Чому саме портрет став домінуючим жанором живопису епохи барокко? «Живопись придаёт вещам оттенок серьёзности. Во Франции вХVIII веке питали особое пристрастие к портрету, который выходит за пределы зримого, который всегда найдёт лицо за покровами и душу во взгляде. Социальная роль, которую играл портрет в мире, где люди путешествовали, в мире сильных эмоциональных связей и в тесном семейном кругу была огромна. До изобретения фотографии он был спасением от стремительного бега времени. Портрет неотделим от внешности, он призван продлить время, но при этом быстротечность и зыбкость ощущается ещё резче, портрет останавливает мгновение жизни дорого существа, выхватывает его из неумолимого потока; портрет – робкий протест против эсхатологических ожиданий времени. Кроме того портрет многообразен. Все социальные группы нуждаются в содействии живописи, которая способна пастелью или маслом создать зыбкое убежище перед лицом безнадежных мечтаний о вечности, взамен которой предлагается иллюзорный дубликат человеческой жизни».

Варіант 4

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Чому наука у французів перетворюється на схоластику? Чи відбулась наукова революція у епоху Просвітництва? «Здесь много занимаются науками, но я не знаю, так ли уж здесь люди учены. Тот, кто во всем сомневается в качестве философа, не решается ничего отрицать в качестве богослова. Такой противоречивый человек всегда доволен собою, лишь бы только договориться о том, какое ему носить звание. Большая часть французов помешана на том, чтобы слыть умными, а тот, кто считает себя умным, помешан на том, чтобы писать книги. Между тем хуже этого нельзя ничего придумать: природа, по-видимому, мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже и тем, что он надоел всем своим современникам, а он хочет досаждать еще и грядущим поколениям; он хочет, чтобы его глупость торжествовала над забвением, которым он мог бы наслаждаться, как могилой; он хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы оно вовеки не забыло, что он был дурак».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения». «В середине века, с одной стороны, можно отметить развитие эстетического дискурса: две очень старые идеи. Может быть два слова «завладели умами: философы, эстеты, литераторы, моралисты, экономисты искали одновременно возврата к разуму и возврата к природе». Эти два утверждения, в защиту которых было произнесено немало эстетических речей, полных противоречий, принадлежат к двум противоположным течениям мыслиХVIII века, противоречивым, как сама философия Просвещения Действительно, не является ли определяющей чертой 18 века стремление определить противоречия на практике?» Дайте відповідь на запитання автора. Відповідь обгрунтуйте.

3) Яким було історичне підґрунтя Нового часу у розвиткові культури?

Варіант 5

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Чому Монтескье засуджує плагіат? « Из всех писателей я больше всего презираю компиляторов, которые набирают где только могут обрывки чужих произведений и вкрапливают их в свои, как цветочные клумбы в однообразный газон. Они нисколько не выше типографских рабочих, набирающих буквы, из сочетания коих составляется книга, к которой они приложили только руку. Хотелось бы, чтобы люди уважали самобытные сочинения, и мне кажется, что выдергивать отдельные отрывки из святилища, в котором они заключаются, чтобы подвергнуть их незаслуженному презрению, - своего рода святотатство».

2) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Як Ви вважаєте, чому на думку Озборна, витвори мистецтва бароко не мають художнього впливу? «Произведения барокко, оформившегося в XVII веке, выглядят слишком напыщенными на современный взгляд, нарочитые и причудливые, они демонстрируют мастерство художника, но бессильны оказать художественное воздействие; к тому же в мире, в котором деньги являлись пропуском в высшее общество, искусство встало на службу состоятельных людей, желавших выделить себя из массы. Впрочем, даже в эту эпоху были исключения из общего правила: в творчестве Караваджо, Веласкеса и других мы обнаруживаем попытку противостоять окружавшим их в избытке воплощениям неумеренно идеализированной красоты

 

3) В чому полягало значення наукових знань у добу Нового часу? Чи дійсно відбулась наукова революція? (Відповідь обгрунтуйте).

 

 

Варіант 6

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма».Як Ви вважаєте, що за традицію чи концепцію описує Монтеск’є? «Не все европейские народы одинаково подчиняются своим государям: нетерпеливый нрав англичан никогда не дает их королю возможности упрочить свою власть; покорность и повиновение - добродетели, на которые они притязают меньше всего. На сей счет они высказывают самые диковинные суждения. По их мнению, одна только связь может соединять людей, а именно благодарность: муж, жена, отец и сын связаны между собою только любовью, которую они питают друг к другу, или благодеяниями, которые они друг другу оказывают; и различные поводы для признательности являются источником возникновения всех государств и всех обществ. Но если государь, вместо того чтобы обеспечить подданным счастливую жизнь, вздумает их угнетать или истреблять, повод к повиновению прекращается: подданных ничто больше не соединяет с государем, ничто не привязывает к нему, и они возвращаются к своей естественной свободе».

2) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Як Ви вважаєте, чому на думку Озборна, живопис зник в Німмеччині та Англії? Чому у Нідерландах навпаки живопис розквітав? « В протестантских странах церковные власти смотрели на живописные и скульптурные изображения святых как на проявления идолопоклонства, вследствие чего местным художникам пришлось зарабатывать на жизнь книжными иллюстрациями и портретами. Живопись как профессия практически вымерла во многих частях Германии и Англии. Однако в Нидерландах она не только не вымерла, но даже расцвела. В том, что касалось изображения природы, репутация фламандцев превзошла даже репутацию итальянских мастеров. Исключительное умение Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена добиваться достоверной передачи всевозможных поверхностей, прославившее их имена на всю Европу, было унаследовано позднейшими фламандскими живописцами».

Варіант 7

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Що пропагує автор прогрес чи регрес? Чому гроші у даному уривку є незручними товарами? « Я в Европе недавно, но слышал от осведомленных людей об опустошениях, которые причиняет химия. По-видимому, она является четвертым бичом, разоряющим людей и уничтожающим их понемногу, но беспрестанно, в то время как война, моровая язва, голод уничтожают их во множестве, зато с перерывами. К чему послужило нам изобретение компаса и открытие множества новых племен, как не к тому, что к нам перешли от них не столько их богатства, сколько болезни? По общему соглашению, золото и серебро должны были определять стоимость любых товаров и служить залогом их ценности, так как эти металлы были редки и не годились для какого бы то ни было иного употребления. Зачем же нужно было, чтобы они стали менее редки и чтобы для обозначения стоимости какой-нибудь снеди у нас было два-три денежных знака вместо одного?»

2) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Чим можна пояснити розвиток живопису? Чи погоджуєтесь Ви з точкою зору автора? «Питер Брейгель, и другие стали специализироваться на индивидуальных и групповых портретах. Голландские бюргеры были особенно пристрастны к изображениям ассоциаций и клубов, являвшихся опорой их общества, что дало возможность Хальсу и Рембрандту запечатлеть столь характерное сочетание личных особенностей каждого и сплачивающей коллективной цели — мы видим это в «Ночном дозоре» Рембрандта. Другие голландские мастера зарекомендовали себя в пейзаже, жанре, возникшем как бы в качестве компенсации горожанам за отстраненность от жизни природы. Расцвет портретной живописи, обусловленный ролью практически единственного источника дохода для фламандских художников, явился также признаком подчеркнутого внимания к человеческой индивидуальности. Английские, немецкие и голландские купцы стали заказывать свои изображения столь же активно, как итальянские князья и испанские короли».

Варіант 8

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Чим можна пояснити розвиток літератури у Новий Час? Чи погоджуєтесь Ви з точкою зору автора? « При том, что живопись везде, кроме Нидерландов, не могла отыскать подобающего места в новом мире, ее нишу начала занимать литература. Распространение книгопечатания означало, что теперь любой состоятельный вельможа мог сочинить поэтическую книжку или изложить историю своих путешествий на бумаге и затем распространять экземпляры среди своих друзей, знакомых и тех, на кого он хотел повлиять. В XVI веке Европу наводнили повести о приключениях — их авторы представляли собой массу отдельных людей, каждый из которых пытался возвысить голос над шумной толпой. И так же, как из-под кисти фламандцев выходило искусство, в котором религиозный сюжет сменялся выражением духовности и особого настроя самого художника, из-под пера европейских писателей выходила литература, в которой не было Бога».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация классической Европы». Чи погоджуетесь Ви з думкою автора про те, що барокко це мистецтво Контрреформації?Наведіть аргументи, що заперечують або підтверджують цю думку. «Конец периода лёгкого роста, конец глупой веры в безграничные возможности человеческой природы. Он вернул человека к главному – к размышлению о своём положении. В. Тапье назвал это искусством гипериерархиезированного общества, приобщающего простолюдинов к литургии прекрасного, которая легкодоступна для них в силу присущей им восприимчивости и отзывчивости. Это искусство есть демократическое искусство аристократического общества в той мере, в какой оно по сути религиозно. Может, лучше говорить об искусстве контрреформации?»

3) Охарактеризуйте художній стиль класицизм на прикладі будь-якого виду мистецтва. Поясніть характерні особливості цього стилю мистецтва.

Варіант 9

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Чим можна пояснити розвиток преси у Новий Час? Чому стало популярними бібліотеки? «Как бы то ни было, ничто не могло остановить стремительное распространение газет. К концу XVIII века своя газета имелась в каждом сколько-нибудь значимом немецком городе, а после 1770 года неудержимо набирала обороты провинциальная пресса во Франции, Польше. России и Нидерландах. Для английского джентльмена даже самого скромного достатка стало обязанностью иметь собственную библиотеку и посылать детей, даже дочерей, получать образование в специальном заведении. Распространение грамотности являлось составной частью процесса трансформации Европы из устной, фольклорной культуры в информационное, рационалистическое, технологическое общество».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация классической Европы». Поясніть, чому у Франції відмовились від шедера надзвичайно популярного скульптора Берніні? «Бюст Людовика XIV в 1665 году был принят благосклонно. Одетый на римский манер, на вздыбленном коне Людовик XIV в роли участника нескольких знаменитых осад взмывал с камня. Возникла трудноразрешимая проблема равновесия. Под грудью лошади и для поддержания всего ансамбля пришлось оставить блок мрамора. Но время прошло. Статуя прибыла в Париж, когда часть её истёк. Переделку, граничащую с искалечением поручили Жирардону. Лицо Людовика XIV было перечеканено под Марка Курция, блок мрамора трансформировался в пламя. Так вот застрявший возле швейцарского пруда Людовик XIV был преращён в Марка Курция, бросающегося в огненную бездну. Для парка лучше не придумаешь. Франция, которая была так близка к принятию от Бернини прекраснейшего сооружения столицы, уже не знала, что делать с его скульптурой, и спрятала её. В этот день она избежала соблазна барокко».

3) Охарактеризуйте художній стиль романтизм на прикладі будь-якого виду мистецтва. Поясніть характерні особливості цього стилю мистецтва.

Варіант 10

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація».Чи погоджуєтесь Ви з точкою зору автора? (Відповідь обґрунтуйте). «Еще один сокрушительный удар по оптимизму ученых-рационалистов и «просветителей» нанес шотландский философ Дэвид Юм. В своем «Трактате о человеческой природе» (1739) Юм показал, что сеть причинно-следственных связей, существование которой было центральной предпосылкой всех объединительных устремлений той эпохи, на самом деле представляет собой иллюзию. Выстраивая связи между вещами на основе предшествующего опыта и знакомства, мы неверно предполагаем, что устанавливаем между ними логическую зависимость. Юм убедительно продемонстрировал, что существование такой зависимости в реальности недоказуемо и что она лишь порождение нашего ума. Следуя пути, проложенному Локком и его скептическим эмпиризмом относительно независимого существования внешнего мира, Юм уничтожил философский фундамент большинства тогдашних и будущих концепций, объяснив, что рационализм в своей самодостаточности не способен сказать о реальности ровным счетом ничего. Многотрудный поиск постижения мира, складывалось такое впечатление, вернулся туда, откуда начинался. Разумеется, люди не отказались от рационализма, однако большинство увидело, что неимоверное разнообразие природного мира и человеческого опыта не дает оснований для простого всеобобщающего анализа. Два ориентира просветительской мысли — стремление к ничем не ограниченному исследованию мира и желание познать универсальные принципы, — как оказалось, противоречили друг другу».

2) Чи відбулась еволюція літературних жанрів у добі Нового часу? Підтвердіть або заперечьте на конкретних прикладах.

 

Варіант 11

1)Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма».. Які риси світогляду людини епохи Просвітництва висміює Монтескье? « Англичане рассказывают, что один из их королей, победив и взяв в плен государя, который оспаривал у него корону, вздумал упрекать его за неверность и измену. "Да ведь всего только мгновение тому назад, - ответил ему незадачливый государь, - выяснилось, кто из нас двоих изменник". Узурпатор объявляет мятежниками всех, кто не угнетал Отечество подобно ему, и, думая, что нет закона там, где не видно судей, приказывает почитать, как веления неба, прихоти случайности и фортуны».

Варіант 13

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація».Чи погоджуєтесь Ви з точкою зору автора? (Відповідь обґрунтуйте). «Влияние немецкого «ренессанса» конца XVIII века на будущее Запада оказалось огромным. Из столкновения рационализма и романтизма, часто соседствовавших в произведениях одного и того же автора, родился целый ряд понятий и концепций, которые фактически воплощали неразрывное переплетение этих двух по видимости противоположных начал. То, что мы могли бы назвать романтической рациональностью, являлось попыткой наделить смыслом мироздание, которое представлялось человеку лишенным духовной и нравственной цели. Рационалисты испытывали потребность в этом, поскольку наука, как казалось, доказывала, что у природного мира нет ни морального, ни метафизического, ни религиозного оправдания, а Юм вдобавок объявил иллюзией всякую внутреннюю причинную связность — для чего вообще в таком случае было изучать мир? Романтики оказались в таком же тупике, ибо их сосредоточенность на отдельной личности провоцировала не менее насущные вопросы. Должны ли люди оставить общество и превратиться в погруженных в себя идеалистов или следует попытаться действенно повлиять на несовершенный и порочный мир, который их окружает? Должны ли они уйти в поля и долины, чтобы стать ближе к природе, или, наоборот, с усердием взяться за решение проблем общества?».

Варіант 1

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Чому театр викликає захоплення у перса? Які особливості французького театру можна виділити із оповідання? «К концу послеобеденного времени все собираются и разыгрывают своего рода представление, которое, называют комедией. Главное действие происходит на подмостках, именуемых театром. По обеим сторонам, в конурках, которые зовутся ложами, видны мужчины и женщины, разыгрывающие между собою немые сцены. Внизу стоит толпа, потешающаяся над теми, что находится наверху, на театре, а эти последние смеются над стоящими внизу. Но особенно суетятся несколько человек, которых для этого набирают из числа молодых людей, способных выдерживать усталость. Они обязаны быть всюду; они пробираются сквозь им одним известные лазейки, с удивительной ловкостью носятся с яруса на ярус; они и наверху, и внизу, и во всех ложах. Они, так сказать, ныряют: только потеряешь их из виду, как они тут как тут; часто они покидают свое место на сцене и идут играть в другое».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения». На яких особливостях архітектури наголошує автор? «Архитекторам приходится удолетворять растущую потребность в уюте, создавая маленькие абсолютно изолированные комнатки; уют и тишина, игра коридоров и переходов – заблудиться можно. Отсюда пренебрежительное отношение к новым домам, построенных вне новых форм. И в архитектуре, и во внутреннем убранстве ХVIII век решительно гонится за новизной; древности он не признает, он отметает и презирает её. Мадам Граффиньи хочет, чтобы её комната в Сире была открыта всем ветрам, и она там мерзнет. Напомним ещё раз, триумф маленьких комнат связан не только с растущей потребностью в уединенности, но с усовершенствованием дымоходов, отопительной системы, коленчатых труб, восточных печей, которые через Германию распространяются в богатых домах Европы».

3) Чому ХVII ст. називають «століттям геніїв»? Завдяки чому генії могли творити? (Відповідь обґрунтуйте).

Варіант 2.

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма. Чому перс вважає, що культурна ідентифікація «Ми-Вони» лежить в основі будь-якої релігії? Чи згодні Ви зі світоглядною установкою людини епохи Просвітництва? «Мне кажется, Узбек, что мы всегда судим о вещах не иначе как втайне применяя их к самим себе. Я не удивляюсь, что негры изображают черта ослепительно белым, а своих богов черными, как уголь, и что, все идолопоклонники представляют своих богов с человеческим лицом и наделяют их своими собственными наклонностями. Кто-то удачно сказал, что если бы треугольники создали себе бога, то они придали бы ему три стороны. Когда я вижу, как люди, пресмыкающиеся на атоме, сиречь на Земле, которая всего лишь маленькая точка во вселенной, - выдают себя за образцовые создания Провидения, я не знаю, как примирить такое сумасбродство с такой ничтожностью».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения». Яку особливість архітектури виділяє Шоню? З чим вона пов'язана? « Настоящий урбанизм эпохи Просвещения принимает во внимание старую основу. Как мы помним, городской дом в старой Европе, где города строятся из камня или кирпича, стоит в среднем три века. Тон задаёт королевская площадь: в Европе ХVIII века «так называли площадь, на которой воздвигали статую правителя». Первые её образцы появились во Франции; отправная точка 1614 год, статуя Генриха IV, а вокруг площадь дофина. Французские архитекторы просто объединили два элемента, доставшиеся от универсальной модели итальянского Ренессанса: красивая, организуемая аркадами площадь, где возведение фасадов должно подчиняться общим правилам; это площадь со своей программой, располагающей государя на самом виду».

3) До якого часу стиль бароко вважали пануванням „несмаку” в мистецтві? Чому? Охарактеризуйте особливості цього художнього стилю.

Варіант 3.

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма. Які риси світогляду людини Епохи Просвітництва висміює Монтескье? « Притворство это искусство, у нас весьма распространенное и даже необходимое, все разговаривают, все видятся друг с другом, все слушают друг друга; сердца открыты так же, как и лица; в нравах, в добродетели, даже в пороке всегда замечаешь что-то наивное. Чтобы нравиться женщинам, надо обладать некоторым талантом: этот талант заключается в особой игривости ума, забавляющей женщин потому, что она каждое мгновение обещает им то самое, что можно исполнять только через большие промежутки времени. Эта игривость, созданная для будуарных разговоров, дошла, до того, что стала отличительной чертой национального характера; шутят в Государственном совете; шутят во главе армии; шутят с послом».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения».Як характеризує Шоню жанр мистецтва епохи Бароко?Чому саме портрет став домінуючим жанором живопису епохи барокко? «Живопись придаёт вещам оттенок серьёзности. Во Франции вХVIII веке питали особое пристрастие к портрету, который выходит за пределы зримого, который всегда найдёт лицо за покровами и душу во взгляде. Социальная роль, которую играл портрет в мире, где люди путешествовали, в мире сильных эмоциональных связей и в тесном семейном кругу была огромна. До изобретения фотографии он был спасением от стремительного бега времени. Портрет неотделим от внешности, он призван продлить время, но при этом быстротечность и зыбкость ощущается ещё резче, портрет останавливает мгновение жизни дорого существа, выхватывает его из неумолимого потока; портрет – робкий протест против эсхатологических ожиданий времени. Кроме того портрет многообразен. Все социальные группы нуждаются в содействии живописи, которая способна пастелью или маслом создать зыбкое убежище перед лицом безнадежных мечтаний о вечности, взамен которой предлагается иллюзорный дубликат человеческой жизни».

Що прийнято розуміти під Просвітництвом? Який часовий проміжок займає ця епоха? Яку роль відіграло Просвітництво в культурному розвитку людства?

Варіант 4

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Чому наука у французів перетворюється на схоластику? Чи відбулась наукова революція у епоху Просвітництва? «Здесь много занимаются науками, но я не знаю, так ли уж здесь люди учены. Тот, кто во всем сомневается в качестве философа, не решается ничего отрицать в качестве богослова. Такой противоречивый человек всегда доволен собою, лишь бы только договориться о том, какое ему носить звание. Большая часть французов помешана на том, чтобы слыть умными, а тот, кто считает себя умным, помешан на том, чтобы писать книги. Между тем хуже этого нельзя ничего придумать: природа, по-видимому, мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже и тем, что он надоел всем своим современникам, а он хочет досаждать еще и грядущим поколениям; он хочет, чтобы его глупость торжествовала над забвением, которым он мог бы наслаждаться, как могилой; он хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы оно вовеки не забыло, что он был дурак».

2) Прокоментуйте уривок з тексту П’єра Шоню «Цивилизация Просвещения». «В середине века, с одной стороны, можно отметить развитие эстетического дискурса: две очень старые идеи. Может быть два слова «завладели умами: философы, эстеты, литераторы, моралисты, экономисты искали одновременно возврата к разуму и возврата к природе». Эти два утверждения, в защиту которых было произнесено немало эстетических речей, полных противоречий, принадлежат к двум противоположным течениям мыслиХVIII века, противоречивым, как сама философия Просвещения Действительно, не является ли определяющей чертой 18 века стремление определить противоречия на практике?» Дайте відповідь на запитання автора. Відповідь обгрунтуйте.

3) Яким було історичне підґрунтя Нового часу у розвиткові культури?

Варіант 5

І. Дайте відповіді на питання:

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма». Чому Монтескье засуджує плагіат? « Из всех писателей я больше всего презираю компиляторов, которые набирают где только могут обрывки чужих произведений и вкрапливают их в свои, как цветочные клумбы в однообразный газон. Они нисколько не выше типографских рабочих, набирающих буквы, из сочетания коих составляется книга, к которой они приложили только руку. Хотелось бы, чтобы люди уважали самобытные сочинения, и мне кажется, что выдергивать отдельные отрывки из святилища, в котором они заключаются, чтобы подвергнуть их незаслуженному презрению, - своего рода святотатство».

2) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Як Ви вважаєте, чому на думку Озборна, витвори мистецтва бароко не мають художнього впливу? «Произведения барокко, оформившегося в XVII веке, выглядят слишком напыщенными на современный взгляд, нарочитые и причудливые, они демонстрируют мастерство художника, но бессильны оказать художественное воздействие; к тому же в мире, в котором деньги являлись пропуском в высшее общество, искусство встало на службу состоятельных людей, желавших выделить себя из массы. Впрочем, даже в эту эпоху были исключения из общего правила: в творчестве Караваджо, Веласкеса и других мы обнаруживаем попытку противостоять окружавшим их в избытке воплощениям неумеренно идеализированной красоты

 

3) В чому полягало значення наукових знань у добу Нового часу? Чи дійсно відбулась наукова революція? (Відповідь обгрунтуйте).

 

 

Варіант 6

1) Прокоментуйте уривок з тексту Монтескье «Персидские письма».Як Ви вважаєте, що за традицію чи концепцію описує Монтеск’є? «Не все европейские народы одинаково подчиняются своим государям: нетерпеливый нрав англичан никогда не дает их королю возможности упрочить свою власть; покорность и повиновение - добродетели, на которые они притязают меньше всего. На сей счет они высказывают самые диковинные суждения. По их мнению, одна только связь может соединять людей, а именно благодарность: муж, жена, отец и сын связаны между собою только любовью, которую они питают друг к другу, или благодеяниями, которые они друг другу оказывают; и различные поводы для признательности являются источником возникновения всех государств и всех обществ. Но если государь, вместо того чтобы обеспечить подданным счастливую жизнь, вздумает их угнетать или истреблять, повод к повиновению прекращается: подданных ничто больше не соединяет с государем, ничто не привязывает к нему, и они возвращаются к своей естественной свободе».

2) Прокоментуйте уривок з тексту Річарда Озборна «Цивілізація». Як Ви вважаєте, чому на думку Озборна, живопис зник в Німмеччині та Англії? Чому у Нідерландах навпаки живопис розквітав? « В протестантских странах церковные власти смотрели на живописные и скульптурные изображения святых как на проявления идолопоклонства, вследствие чего местным художникам пришлось зарабатывать на жизнь книжными иллюстрациями и портретами. Живопись как профессия практически вымерла во многих частях Германии и Англии. Однако в Нидерландах она не только не вымерла, но даже расцвела. В том, что касалось изображения природы, репутация фламандцев превзошла даже репутацию итальянских мастеров. Исключительное умение Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена добиваться достоверной передачи всевозможных поверхностей, прославившее их имена на всю Европу, было унаследовано позднейшими фламандскими живописцами».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.160 (0.051 с.)