Нормативные акты, регулирующие меры по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты, регулирующие меры по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации



 

УК РФ

КоАП РФ

Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон о РЦБ

Приказ ФСФР от 28.06.2012 № 12–49/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации, а также размера возмещения убытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации»

Приказ ФСФР от 28.02.2012 № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Информационное письмо ФСФР от 28.12.2011 № 11-ДП-10/37974 «О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Приказ ФСФР от 12.05.2011 № 11–18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также порядка и сроков раскрытия такой информации»

Приказ ФСФР от 21.01.2011 № 11-3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»

 

 

Манипулирование рынком

 

Понятие

 

К манипулированию рынком относятся следующие действия[603]:

1) умышленное распространение через СМИ, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая Интернет), и любым иным способом заведомо ложных сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром (так называемыми активами) по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки актива выше либо равна цене продажи такого же актива;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи актива;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены актива;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одним и тем же активом.

В результате перечисленных действий цена, спрос, предложение или объем торгов актива должны отклониться от уровня или поддерживаться на уровне, существенно отличающемся от того, который сформировался бы без таких действий. Критерии существенного отклонения уровня цены, спроса, предложения или объема торгов устанавливаются организатором торговли в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости актива на основании методических рекомендаций ФСФР[604].

Законодательно установлены и исключения – действия, которые не признаются манипулированием рынком. Такие действия направлены на поддержание:

1) цен на эмиссионные ценные бумаги в связи с их размещением и обращением и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом;

2) цен в связи с осуществлением выкупа и приобретения акций, погашения инвестиционных паев ЗПИФ;

3) цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

 

Сегменты

 

Правила о недопущении манипулирования рынком применяются к организованным торгам на территории Российской Федерации на следующих рынках:

рынке ценных бумаг;

рынке ПФИ;

валютном рынке;

товарном рынке.

 

Общий запрет

 

Закон об инсайде установил запрет осуществлять действия, относящиеся в соответствии с законом к манипулированию рынком[605].

 

Основные правила

 

К сожалению, кроме общего правила о недопустимости манипулирования рынком, Закон об инсайде не изобилует требованиями к участникам финансового рынка применительно к данному запрету. Нельзя сказать, чтобы и подзаконные акты проливали свет на конкретные обязанности.

В одном из положений ФСФР[606]определяется надлежащий порядок поддержания цен, спроса, предложения или объема торгов, который, как известно, является исключением из запрета на совершение действий, признающихся манипулированием рынка.

Поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги согласно договору с эмитентом допускается только в отношении:

1) дополнительного выпуска публично обращающихся эмиссионных ценных бумаг;

2) эмиссионных ценных бумаг, которые впервые публично размещаются путем открытой подписки через фондовую биржу или с привлечением брокера, оказывающего услуги по их размещению;

3) эмиссионных ценных бумаг, которые впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу, в том числе с привлечением брокера.

Поддержание цен (и т. п.) осуществляется на основе заявки, которая должна содержать указание на то, что она подана при поддержании цен. При этом организатор торговли обязан раскрывать на своем сайте в сети Интернет сведения:

о поддержании участником торгов цен эмиссионной ценной бумаги на основании договора, заключенного с эмитентом. Включается полное наименование участника торгов, полное наименование эмитента, государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг, а также начало, окончание (срок) действия указанного договора;

поддержании участником торгов цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром на основании договора, заключенного с организатором торговли. Включается полное наименование участника торгов, наименование финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в отношении которых существуют соответствующие обязательства участника торгов, существо соответствующих обязательств, а также начало, окончание (срок) действия указанного договора.

Обязанность по предоставлению информации в случае отрицания обвинений в манипулировании рынком по основанию поддержания цен (и т. п.) возлагается и на самого участника торгов. Соответствующая информация должна содержать:

полное наименование участника торгов, заключившего с эмитентом договор о поддержании цен;

полное наименование эмитента и вид (категорию (тип)) эмиссионных ценных бумаг, поддержание цен на которые осуществляет участник торгов;

срок (сроки), в течение которого участник торгов будет осуществлять поддержание цен;

порядок определения максимальной разницы между лучшей ценой предложения на покупку и лучшей ценой предложения на продажу (спред двусторонней котировки) по подаваемым участником торгов заявкам при поддержании цены.

 

Меры по противодействию

 

В отношении мер по предотвращению, выявлению и пресечению манипулирования рынком надлежит констатировать пересечение с нормами о неправомерном использовании инсайдерской информации. Дело в том, что обязанности, которые возлагаются на инсайдеров для осуществления мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации, имеют своей целью и пресечение манипулирования рынком[607]. Тем самым только инсайдеры признаются потенциальными субъектами манипулирования рынком.

Безусловно, непосредственно к правилам о манипулировании рынком относятся только требования:

1) о разработке и утверждении порядка контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии манипулированию рынком;

2) определении структурного подразделения (должностного лица), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о манипулировании рынком;

3) обеспечении условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих функций указанным контрольным структурным подразделением.

Следовательно, законодательно предусмотренные меры по противодействию манипулированию рынком также сводятся к внутреннему контролю.

 

Контроль

 

Основным субъектом внешнего контроля, безусловно, является ЦБ РФ.

В рамках осуществления контрольных полномочий ЦБ РФ вправе:

проводить проверки соблюдения требований законодательства о противодействии манипулированию рынком;

требовать представления документов, необходимых для осуществления проверок;

требовать предоставления информации, необходимой для предотвращения, выявления и пресечения нарушений, от любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает данной информацией.

Законодательство предусматривает и установление специального контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах. При этом организатор торговли обязан[608]:

1) установить правила предотвращения, выявления и пресечения случаев манипулирования рынком, в том числе критерии сделок (заявок), имеющих признаки манипулирования рынком (нестандартные сделки (заявки));

2) осуществлять проверку нестандартных сделок (заявок) на предмет манипулирования рынком;

3) направлять в ЦБ РФ уведомления обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок.

Проведение проверок нестандартных сделок (заявок) на предмет манипулирования рынком организатор торговли вправе по соглашению передать саморегулируемой организации. В таком случае саморегулируемая организация осуществляет проверку в отношении сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием ее членов.

 

Превентивные меры

 

В отношении участников организованных торгов предусмотрена специальная мера по выявлению манипулирования рынком, которая заключается в том, что при наличии оснований полагать, что финансовая операция является манипулированием рынком, такие лица обязаны уведомить о финансовой операции ЦБ РФ. По умолчанию данное уведомление является конфиденциальным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.93.109 (0.026 с.)