Нормативные акты, регулирующие клиринговую деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты, регулирующие клиринговую деятельность



 

Закон о клиринге

Закон о РЦБ

Административный регламент по лицензированию

Положение о лицензионных требованиях

Положение о специалистах

Приказ ФСФР от 20.04.2005 № 05–14/пз-н «Об утверждении Порядка регистрации документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих клиринговую деятельность и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг»

Постановление о внутреннем контроле

Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 № 32/пс «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации»

 

 

Управляющая компания активами фондов

 

Лицензия

 

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения о лицензировании данного Закона не распространяются на осуществление лицензирования деятельности по управлению АИФ, ПИФами, НПФ[471]. Основным источником регулирования деятельности по предоставлению лицензии для осуществления названных видов деятельности является Закон об ИФ и Закон о НПФ.

Напомним, что паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) – открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом об ИФ, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Закон об ИФ предусматривает необходимость получения специального разрешения (лицензии) для осуществления деятельности АИФ[472]. Ввиду того что Закон об ИФ обязывает АИФ передать его инвестиционные резервы в доверительное управление управляющей компании (либо передать ей полномочия единоличного исполнительного органа), которая также осуществляет свою деятельность на основании лицензии, следует констатировать присутствие двух лицензируемых субъектов в рассматриваемых отношениях[473]: АИФ и управляющей компании.

ПИФ создает управляющая компания с лицензией на осуществление деятельности по управлению ИФ и НПФ.

Для управления активами НПФ также необходима лицензия на осуществление деятельности по управлению ИФ и НПФ [474].

 

8.2. Лицензионные требования

 

Организационно-правовая форма. Управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью[475].

Требования к учредителям (участникам). Закон об ИФ[476]определяет невозможность участия в управляющей компании Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Кроме того, предусматривается запрет на владение (осуществление доверительного управления) 5 % и более обыкновенных акций (долей) управляющей компании для следующих лиц:

юридического лица, у которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление деятельности финансовой организации;

юридического лица, у основных либо преобладающих обществ которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление деятельности финансовой организации;

лиц, которым запрещено согласно Закону об ИФ осуществлять функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, быть членом совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и руководителем филиала управляющей компании[477].

Управляющая компания НПФ не может являться аффилированным лицом такого фонда, специализированного депозитария либо их аффилированных лиц[478].

Требования по капиталу. Размер собственных средств управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению активами фондов, составляет 80 млн руб.[479]

Требования к лицам, составляющим органы компании, определяются Законом об ИФ и предусматривают ограничения по осуществлению некоторыми лицами функций единоличного исполнительного органа фонда, а также по вхождению в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа АИФ[480]. Такие ограничения касаются, в частности, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде дисквалификации, срок которого не истек, а также лиц, имеющих судимость за умышленные преступления. Аналогичные ограничения предъявляются и к контролеру управляющей компании (руководителю службы внутреннего контроля).

Кроме того, Закон об ИФ определяет, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании и контролера, должно соответствовать требованиям, установленным ЦБ РФ (ранее – ФСФР). Согласно Положению «О специалистах финансового рынка»[481]лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должно иметь квалификационный аттестат специалиста финансового рынка пятого типа, а также опыт работы в организациях, осуществлявших деятельность на финансовом рынке, по принятию (подготовке) решений по вопросам в области финансового рынка общей продолжительностью не менее двух лет. В свою очередь, контролер должен иметь квалификационные аттестаты, обеспечивающие соответствие указанных в них видов деятельности в области финансового рынка всем видам деятельности, осуществляемым организацией на финансовом рынке, а также иметь опыт работы в организациях, осуществлявших деятельность на финансовом рынке, общей продолжительностью не менее одного года.

 

Порядок получения лицензии

 

На законодательном уровне порядок получения лицензии управляющей компании определяется Законом об ИФ, предусматривающим предоставление лицензии ЦБ РФ (ранее ФСФР)[482]. Лицензия предоставляется при соблюдении лицензионных требований, которые были обозначены выше, и без ограничения срока действия.

Детализирует порядок предоставления лицензии Административный регламент ФСФР по лицензированию ИФ, управляющих компаний ИФ, ПИФов и НПФ, специализированных депозитариев ИФ, ПИФов и НПФ, деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию[483].

Исполнение государственной функции по лицензированию управляющих компаний также осуществляется согласно предписаниям Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечней документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в Федеральных законах “Об инвестиционных фондах” и “О негосударственных пенсионных фондах”»[484].

Для получения лицензии соискатель представляет в ЦБ РФ документы:

1) подтверждающие требования к организационно-правовой форме (учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);

2) отражающие организационную структуру соискателя (подтверждение избрания единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа, а также сведения о соблюдении требований Закона об ИФ к указанным лицам);

3) подтверждающие требования к финансовому положению соискателя (расчет размера собственных средств, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение по проверке годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности);

4) определяющие собственников и доверительных управляющих (в том числе основных, дочерних, преобладающих и зависимых лиц), владеющих (управляющих) 5 % или более обыкновенных акций (долей) соискателя;

5) учреждающие осуществление внутреннего контроля соискателя (сведения о контролере, правила внутреннего контроля, в том числе правила, разработанные в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Достоверность сведений, представленных для получения лицензии, подтверждается подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или председателя коллегиального исполнительного органа соискателя.

ЦБ РФ принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение двух месяцев со дня регистрации необходимых документов в ЦБ РФ. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке ЦБ РФ в двух экземплярах, один из которых направляется соискателю.

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:

1) наличие в представленных документах неполной или недостоверной информации;

2) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) несоответствие представленных документов установленному перечню. Отказ в предоставлении лицензии или бездействие ЦБ РФ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

ЦБ РФ (ранее – ФСФР) ведутся реестры лицензий управляющих компаний, сведения о которых размещаются в сети Интернет на официальном сайте, в том числе сведения о фирменном наименовании лицензиата; номере лицензии; дате принятия решения о ее предоставлении; месте нахождения лицензиата и его идентификационном номере налогоплательщика.

 

Аннулирование лицензии

 

Аспекты аннулирования лицензии определяются Законом об ИФ[485], а также Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию» (далее – Административный регламент 2009 г.)[486].

Действие лицензии управляющей компании прекращается со дня:

внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации лицензиата;

внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

принятия ЦБ РФ (ФСФР) решения об аннулировании лицензии.

Основаниями для аннулирования лицензии управляющей компании являются следующие нарушения:

1) неисполнение предписания ЦБ РФ (ФСФР) об устранении нарушения требований законодательства, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций;

2) однократное неисполнение предписания ЦБ РФ (ФСФР) о запрете на проведение всех или части операций;

3) неоднократное в течение года неисполнение предписаний ЦБ РФ (ФСФР), за исключением предписания о запрете на проведение всех или части операций;

4) неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов;

5) однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления уведомлений в ЦБ РФ и Пенсионный фонд России, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года;

6) неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации;

7) прекращение руководства текущей деятельностью лицензиата (принятие решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа, либо отсутствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо);

8) однократное неисполнение обязанности по передаче имущества, находящегося в доверительном управлении, специализированному депозитарию для учета и (или) хранения;

9) нарушение ограничений деятельности, предусмотренных Законом об ИФ[487];

10) включение в состав закрытого ПИФа при его формировании (выдаче дополнительных инвестиционных паев) имущества, которое не соответствует требованиям к составу активов;

11) совершение сделки, в результате которой были нарушены требования к составу активов;

12) неоднократное в течение года осуществление выдачи инвестиционных паев, ограниченных в обороте, неквалифицированным инвесторам;

13) неоднократное нарушение в течение одного года требований Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

14) неосуществление лицензируемого вида деятельности в течение более полутора лет со дня предоставления лицензии;

15) письменное заявление лицензиата об отказе от лицензии, которое может быть принято только при условии отсутствия у лицензиата обязательств по договорам, заключенным при осуществлении деятельности на основании соответствующей лицензии;

16) признание лицензиата банкротом и открытие конкурсного производства.

Решение об аннулировании лицензии по заявлению лицензиата или об отказе от ее аннулирования принимается в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. В свою очередь, решение об аннулировании лицензии по иным основанием производится в течение 30 дней с даты поступления в ЦБ РФ всех документов, подтверждающих нарушения, являющиеся основанием для аннулирования лицензии.

ЦБ РФ уведомляет об аннулировании лицензии:

лицензиата. Информация о принятии решения об аннулировании лицензии раскрывается на официальном сайте ЦБ РФ (ранее – ФСФР);

лиц, доверительное управление имуществом которых осуществляет управляющая компания, за исключением владельцев инвестиционных паев ПИФов;

специализированного депозитария в случае аннулирования лицензии управляющей компании, осуществляющей доверительное управление ПИФом.

С момента, когда управляющая компания узнала или должна была узнать об аннулировании у нее лицензии, эта управляющая компания не вправе осуществлять управление (доверительное управление) активами, за исключением совершения действий по:

1) передаче имущества, находящегося у нее в соответствии с договором, заключенным при осуществлении деятельности на основании лицензии, в соответствии с указанием учредителя доверительного управления;

2) исключению в течение трех месяцев с даты аннулирования лицензии из фирменного наименования слов «акционерный инвестиционный фонд» («инвестиционный фонд») и «паевой инвестиционный фонд» в любых сочетаниях.

Управляющая компания имеет право обжаловать в арбитражный суд решения ЦБ РФ (ФСФР) об аннулировании лицензии, об отказе от аннулирования лицензии по заявлению лицензиата, а также уклонение от принятия решения об аннулировании лицензии по заявлению лицензиата[488].

 

Совмещение деятельности

 

Согласно Закону об ИФ[489]управление (доверительное управление) активами АИФ и доверительное управление ПИФом может совмещаться только с деятельностью по управлению ценными бумагами. При этом управляющая компания вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, а также оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных правовых актов ЦБ РФ (ФСФР) по предупреждению конфликта интересов.

Таким образом, правоспособность управляющей компании является исключительной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.032 с.)