Нормативные акты, регулирующие регистрационную деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты, регулирующие регистрационную деятельность



 

Закон о РЦБ

КоАП РФ

Закон о защите прав инвесторов

Закон об АО

Приказ ФСФР от 24.05.2011 № 11–23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»

Приказ ФСФР от 23.12.2010 № 10–77/пз-н «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг»

Приказ ФСФР от 29.07.2010 № 10–53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг»

Положение о лицензионных требованиях

Приказ ФСФР от 11.02.2010 № 10-7/пз-н «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет»

Положение о специалистах

Приказ ФСФР от 21.09.2006 № 06-102/пз-н «О типах и форме квалификационных аттестатов»

Положение о внутреннем контроле

Приказ ФСФР от 15.12.2004 № 04-1244/пз-н «О порядке опубликования и вступления в силу приказов Федеральной службы по финансовым рынкам, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации»

Постановление ФКЦБ от 26.03.2001 № 7 «Об особенностях работы регистратора, имеющего филиалы»

Постановление ФКЦБ от 19.06.1998 № 24 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг»

Постановление ФКЦБ от 01.07.1997 № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг»

Положение о ведении реестра

 

 

7. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

 

Легальное определение

 

Клиринг – определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.

Клиринговая услуга – услуга по осуществлению клиринга.

Клиринговая деятельность – деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке ЦБ РФ (ФСФР).

Основным источником регулирования деятельности клиринговых организаций в настоящий момент является Закон о клиринге.

Согласно Закону о клиринге юридическое лицо имеет право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности[455].

При этом клиринговая организация, которая выполняет функции центрального контрагента[456], вправе непосредственно участвовать в организованных торгах в качестве их участника[457].

 

Лицензия

 

Лицензионные требования

 

Лицензионные требования и условия определяются в соответствии с положениями Закона о клиринге.

Организационно-правовая форма. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество[458].

Использование слова «клиринг», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается.

Требования к учредителям (участникам). Законодательство устанавливает ограничения по количеству акций (долей), находящихся в распоряжении определенных лиц. Так, не могут осуществлять права[459]по 5 % и более голосов, приходящимся на голосующие акции (доли):

1) юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах[460];

2) юридические лица, у которых за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление деятельности финансовой организации;

3) физические лица, которым запрещено осуществлять функции членов органов клиринговой организации и иных должностных лиц клиринговой организации.

Требования по капиталу. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 млн руб.[461]Данные требования не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность.

Требования к органам и сотрудникам компании. Закон о клиринге предусматривает специальные требования к организационной структуре клиринговых организаций. Если в обычных хозяйственных обществах совет директоров и коллегиальный исполнительный орган не являются необходимой структурной единицей, то в клиринговой организации наличие данных органов обязательно.

При этом компетенция совета директоров в клиринговой организации должна включать:

1) утверждение правил клиринга;

2) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля, меры, направленные на снижение рисков, и меры, принимаемые в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности;

3) утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета.

В отношении единоличного исполнительного органа предусматривается запрет на передачу полномочий другому лицу (управляющему, управляющей организации).

Органом, аналога которого не существует в общих требованиях к организационной структуре хозяйственных обществ, является комитет. Клиринговая организация обязана иметь комитет, подотчетный ее совету директоров. К функциям комитета отнесено предварительное одобрение некоторых предусмотренных законодательством документов[462]. Указанный орган должен не менее чем наполовину состоять из представителей участников клиринга[463].

Законом о клиринге устанавливаются ограничения по осуществлению некоторыми лицами функций:

единоличного исполнительного органа;

членов совета директоров (наблюдательного совета);

членов коллегиального исполнительного органа;

руководителя филиала;

главного бухгалтера и иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;

должностного лица или руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками;

контролера (руководитель службы внутреннего контроля);

руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга.

Данные ограничения связаны с невозможностью выполнения функций перечисленных лиц гражданами, осуществлявшими сходную деятельность в финансовых организациях, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия, а с даты отзыва (аннулирования) прошло менее трех лет. Не могут выполнять данные функции и лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти; лица, подвергнутые административному наказанию в виде дисквалификации; лица, в отношении которых имеются судебные решения, установившие факты совершения неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства.

В отношении совмещения должностей устанавливается запрет на осуществление функций контролера клиринговой организации единоличным исполнительным органом и руководителем структурного подразделения, осуществляющего клиринг.

Перечисленные ранее лица (за исключением членов совета директоров и членов коллегиального исполнительного органа) должны иметь высшее образование и соответствовать установленным требованиям к профессиональному опыту и квалификации, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере клиринговой деятельности (аттестат второго типа)[464].

Избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, контролера, руководителя службы управления рисками клиринговой организации, а также функции руководителя структурного подразделения клиринговой организации, созданного для осуществления клиринговой деятельности, допускается только с предварительного согласия ЦБ РФ (ФСФР).

 

Порядок получения лицензии

 

На законодательном уровне порядок получения лицензии клиринговой организации определяется Законом о клиринге, предусматривающим предоставление лицензии ЦБ РФ[465]. Лицензия выдается при соблюдении лицензионных требований, которые были обозначены ранее, и без ограничения срока действия.

Порядок предоставления лицензии детализируется Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг[466].

Для получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности помимо общих документов[467]соискатель обязан представить:

1) заявление о выдаче лицензии и анкету;

2) документы, подтверждающие требования к организационно-правовой форме (учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);

3) документы, отражающие организационную структуру соискателя (подтверждение избрания единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа, контролера, главного бухгалтера, руководителя структурного подразделения, а также сведения о соблюдении требований Закона о клиринге к указанным лицам);

4) документы, подтверждающие требования к финансовому положению соискателя:

предоставляются всеми соискателями (расчет величины собственных средств; копия аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности);

предоставляются всеми соискателями, за исключением кредитной организации (копия бухгалтерского баланса, отчет о прибылях и об убытках, информация о заемных средствах и дебиторской задолженности и справка о структуре финансовых вложений);

5) правила клиринга;

6) порядок организации и осуществления внутреннего контроля;

7) документ о мерах, направленных на снижение рисков клиринговой организации;

8) документ о мерах, принимаемых в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению клиринговой деятельности, и направленных на обеспечение непрерывности осуществления такой деятельности;

9) документы, определяющие лиц, имеющих право распоряжаться 5 % или более голосов, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации.

 

Аннулирование лицензии

 

Аспекты аннулирования лицензии определяются Законом о клиринге, а также Административным регламентом по лицензированию.

Основаниями для принудительного аннулирования лицензии клиринговой организации являются:

1) неисполнение предписания ФСФР о запрете на проведение всех или части операций;

2) неоднократное в течение одного года неисполнение в установленный срок иного предписания ФСФР;

3) неоднократное в течение одного года нарушение требований законодательства;

4) неоднократное в течение одного года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных законодательством;

5) неоднократное в течение одного года нарушение требований к раскрытию информации;

6) неосуществление клиринговой деятельности в течение полутора лет подряд;

7) признание банкротом.

Решение о добровольном аннулировании лицензии на основании заявления клиринговой организации может быть принято только при условии уведомления (о намерении отказаться от лицензии и об исполнении обязательств) участников клиринга, организаторов торгов, лиц, осуществляющих функции центральных контрагентов.

Действие лицензии прекращается со дня:

принятия решения об аннулировании лицензии, или

внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации лицензиата, или

внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования.

Информация об аннулировании лицензии раскрывается на официальном сайте ЦБ РФ (ранее – на сайте ФСФР).

 

Решение об аннулировании лицензии, решение об отказе от аннулирования лицензии по заявлению клиринговой организации, а также уклонение от принятия решения об аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд.

В случае если организация, у которой аннулирована лицензия, не исполняет обязанности по возврату находящегося у нее имущества участников клиринга, ЦБ РФ назначает в клиринговую организацию, не являющуюся кредитной организацией, временную администрацию. Временная администрация не назначается в случаях добровольного аннулирования лицензии, аннулирования в связи с признанием банкротом и аннулирования по неосуществлению деятельности.

Временная администрация получает необходимую информацию и документы, касающиеся имущества клиринговой организации и имущества участников клиринга, переданного клиринговой организации, принимает меры по обеспечению сохранности этого имущества и совершает иные действия в целях обеспечения интересов участников клиринга. Руководитель временной администрации действует от имени клиринговой организации без доверенности.

 

 

Совмещение деятельности

 

Клиринговая организация не вправе заниматься:

производственной и торговой деятельностью;

страховой деятельностью;

деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

деятельностью ИФ и НПФ, деятельностью по управлению ИФ, ПИФами и НПФ, деятельностью специализированных депозитариев ИФ, ПИФами и НПФ.

При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов клиринговая организация не вправе:

осуществлять функции центрального контрагента;

совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг;

совмещать свою деятельность с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента при осуществлении брокерской и дилерской деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами.

Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений. При этом организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким совмещением.

Если конфликт интересов клиринговой организации, о котором участники клиринга или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к нанесению ущерба данным лицам, клиринговая организация обязана возместить им убытки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.247 (0.412 с.)