М) Приучение собаки к подаче предметов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М) Приучение собаки к подаче предметов



Приучение собаки к подаче предметов вырабатывает у нее стойкий навык: по команде дрессировщика находить, схватывать, подносить и подавать брошенные им предметы. Этот навык является основой для последующей отработки многих специальных приемов (обыска местности, выборки вещей, работы по следу и т. д.).

При отработке указанного приема условными раздражителями будут команды, и жест — свободное выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении предмета и одновременно небольшой наклон корпуса (рис. 39), а безусловными — сам предмет для подачи, лакомство и сглаживание.

 

Рис. 39. Жест, заменяющий команду «Аппорт»

 

Прием отрабатывается одновременно с рядом других приемов после того, как у собаки будут образованы навыки свободного состояния, подзыва и посадки.

Первоначально занятия следует проводить в обстановке, отличающейся наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Для отработки приема в начальный период используют гладко обструганную деревянную палочку (поноску) длиной 20–25 см и диаметром 3–4 см. Такую палочку собаке удобно удерживать в полости рта.

Приучать собаку к подаче предметов можно двумя способами: с помощью предмета или с помощью принуждения. Первый способ чаще применяется для образования навыка у молодых, живых, подвижных собак, второй — у собак менее подвижных, злобных, слабо и медленно возбуждающихся.

Первый способ. Держа собаку на коротком поводке в сидячем положении, у своей левой ноги, дрессировщик делает поворот налево (в левой руке у него поводок, в правой — поноска). Назвав кличку собаки, дрессировщик, как бы играя или поноску, двигает ее перед мордой собаки. Движущийся предмет возбудит собаку и она будет стремиться схватить его. Заметив такие попытки, надо подать команду и позволить собаке схватить поноску. Как только собака зажмет поноску в зубах, следует повторить команду и вслед за этим произнести. Чтобы добиться от собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывание поноски, следует держать ее за один конец и слегка тянуть к себе. Это заставит собаку крепче зажать поноску зубами. Если собака хорошо держит поноску, то, подав команду, нужно пробежать с собакой 10–15 м, затем перейти на движение шагом и подав на ходу команду, взять поноску у собаки, после чего поощрить ее. Все действия в указанной последовательности повторяют не более двух-трех раз в течение занятия.

Затем начинают приучать собаку к подаче брошенного предмета. Делают это следующим образом. Дрессировщик усаживает собаку у своей левой ноги; в левой руке он держит короткий поводок, в правой — поноску. Назвав кличку собаки, дрессировщик возбуждает ее, показывая поноску, а затем бросает поноску на три-четыре шага впереди собаки. Одновременно с этим он подает команду и вместе с собакой быстро движется к поноске, повторив один-два раза команду в приказной интонации.

Если собака, подойдя к поноске, схватит ее, то, подав команду и воскликнув, нужно отбежать от собаки. Если же собака, подойдя к поноске, не возьмет ее, то следует поноску (подвигать ее ногой), чтобы возбудить у собаки стремление схватить поноску. Пробежав затем 10–15 шагов, рекомендуется перейти на движение шагом, подать на ходу команду, отобрать у собаки поноску, а затем поощрить ее. В дальнейшем все эти действия требуется повторить несколько раз.

Затем дрессировщик бросает поноску уже несколько дальше. Одновременно с командой он делает жест правой рукой в направлении брошенной поноски и сам двигается к ней, чем активизирует движение собаки. После этого, бросив поноску и подав команду и жест, дрессировщик должен отстать от собаки, направляющейся к поноске, а со временем оставаться на месте. Как только собака возьмет брошенную поноску, следует сделать несколько шагов в сторону, чтобы вызвать подход собаки с поноской. Если этого окажется недостаточным, то рекомендуется подать команду. В момент, когда собака с поноской подбежит к дрессировщику, необходимо поощрить ее, но лишь в том случае, если она займет правильное сидячее положение возле его левой ноги. После небольшой паузы подают команду и поощряют собаку. Так поступают до тех пор, пока у собаки не образуется четкий навык и она станет безотказно подносить предмет, брошенный на расстоянии до 15 м и подавать его дрессировщику. Занятия вначале проводят на удлиненном поводке, а затем без него.

Для усложнения приема поноску забрасывают на большие расстояния (20–25 м) так, чтобы ее не видела собака (в траву, кусты, канаву и т. п.), и отрабатывают выдержку у собаки после броска поноски и до команды (продолжительность выдержки 10–15 сек.).

С этой целью дрессировщик, держа сидящую собаку на поводке около левой ноги, бросает поноску на 10–12 м в высокую траву, кювет и т. п. так, чтобы собака видела ее полет. Через 5–6 сек. он подает команду и пускает собаку на поиск. Если собака пытается бежать за поноской сразу же после броска, то нужно подать команду и сделать рывок поводком. Команду и жест можно подавать лишь после того, как собака успокоится. Здесь важно добиться, чтобы у собаки образовался, соответствующий навык и она бежала на поиск поноски не по взмаху руки при бросании поноски, а только по команде и жесту. Пытаясь найти брошенную дрессировщиком поноску, собака в первое время будет отклоняться в разные стороны. В этот период необходимо помогать ей: направлять в сторону лежащей поноски жестом правой руки и одновременно подавать команду.

В дальнейшем отрабатывается подача различных предметов, а не только поноски; при этом важно следить, чтобы вес таких предметов позволял собаке носить их в зубах.

В тех случаях, когда первоначальную связь у собаки не удается установить обычным способом, рекомендуется использовать вначале вместо поноски хорошую кость или различные мягкие предметы и лишь постепенно переходить к работе с поноской.

Второй способ. Дрессировщик держит сидящую собаку около своей левой ноги на коротком поводке и делает полоборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде поноску и, подав команду, слегка приподнимает собаку за ошейник (рис. 40). Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает поноску в пасть собаки, одновременно с этим подавая команду. Как только поноска окажется в пасти у собаки, нужно отпустить собаку. Это устранит давление ошейника и позволят собаке сомкнуть челюсти. В тот же момент следует переместить правую руку под нижнюю челюсть собаки, — так будет удобнее воспрепятствовать собаке, если она попытается выбросить из пасти поноску. Если собака удерживает поноску в пасти, следует поощрить ее восклицанием и оглаживанием. После небольшой паузы нужно подать команду и одновременно взять поноску из пасти собаки. На последующих занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяют легким рывком поводка. Дальнейшая отработка приема проводится так же, как и при первом способе.

 

Рис. 40. Второй способ приучения собаки к подаче предметов

 

Прием считается отработанным, если у собаки образуется стойкий навык: по первой команде или жесту дрессировщика безотказно и быстро находить различные предметы, брошенные на расстояние до 25 м, подносить их с обходом дрессировщика и посадкой у его левой ноги и отдавать по первой команде.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема:

1. Невыполнение рекомендации о потягивании поноски при отработке схватывания предмета. В результате у собаки вырабатывается слабая хватка и привычка преждевременно выбрасывать поноску из пасти.

2. Слишком далекое забрасывание поноски в первоначальный период занятий. Такая практика не только чрезмерно утомляет собаку, но и снижает активность поиска.

3. Недостаточная осторожность при вкладывании поноски в пасть, вызывающая у собаки болевые ощущения и стремление выбросить поноску.

4. Невыполнение рекомендации о необходимости возбудить собаку отбеганием в случаях, когда она, найдя поноску, вяло подходит к дрессировщику или при подходе бросает предмет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.006 с.)