Основные терапевтич. Механизмы при групп.раб. эффект групповой фасилитации. Понятие групповой динамики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные терапевтич. Механизмы при групп.раб. эффект групповой фасилитации. Понятие групповой динамики.



В качестве основных механизмов коррекционного воздействия И. Ялом выделяет следующие:

1. Сообщениеинформации.

2. Внушениенадежды.

3. Универсальностьстраданий, переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания.

4. Альтруизм- возможность в процессе групповой психокоррекции помогать друг другу, делать что-то для другого.

5. Корригирующиерекапитуляциипервичнойсемейнойгруппы. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их проработки, исходя из актуальной ситуации, когда психолог выступает в роли отца или матери для клиента, а другие участники - в роли братьев, сестер и других членов семьи.

6. Развитиетехникимежличностногообщения.

7. Имитационноеповедение. Клиент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психологу и другим успешным членам группы.

8. Интерперсональноевлияние. Получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа «Я». Возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми клиент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и проработка.

9. 9. Групповаясплоченность. Привлекательность группы для ее членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой, взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психолог - клиент» в индивидуальной психокоррекции.

10. Катарсис. Отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств.

 

С. Кратохвил в качестве основных механизмов указывает следующие: участие в группе, эмоциональную поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь или конфронтацию, контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и обучение новым способам поведения, получение информации, развитие социальных навыков.

Клиенты в качестве основных механизмов чаще всего указывают: осознание нового (самого себя, восприятие другими, понимание других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы, группы в целом, положительных эмоций от участников группы), приобретение новых способов поведения, прежде всего межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Эффект социальной фасилитации в широком смысле – это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других, а в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Групповая динамика - это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.В общем виде групповую динамику составляют задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; групповое напряжение.

Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Специфика групповой психокоррекции как самостоятельной формы воздействия заключается в целенаправленном использовании в коррекционных целях явления групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Этим групповая психокоррекция отличается от индивидуальной, при которой взаимоотношения строятся между психологом и отдельным клиентом.
11. Организация групповой раб. (виды групп, численность, продолжит-ть раб.) Фазы развития группы. Показания и противопоказания к групповой раб.

Виды:

Среди коррекционных групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношениям, роста (самосовершенствования).

Психокоррекционные группы могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч).

 

Возрастной и половой состав группы. Желательно, чтобы возраст участников одной группы был приблизительно одинаков. По мнению многих специалистов, участие в группе лиц в возрасте после 45 лет не дает существенных результатов. Для лиц старше 50 лет и моложе 18 желательно создавать группы не только однородные по возрасту, но и приблизительно с равным количеством мужчин и женщин.

В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными. Гомогенныегруппы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее больше, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга.

Профессиональный состав группы. принцип однородности по профессиональному составу.

Размер группы.Групповая психокоррекция проводится как в открытых, так и в закрытых группах составом 25-30 человек (большие группы) и 8-12 человек (малые группы). Группы могут быть большими - до 30 человек и малыми - 4-5 человек.

 

Частота и длительность встреч

Группа может быть кратковременной (1-6 месяцев) или долговременной (до нескольких лет).

Оптимальными считаются 3-4 занятия в неделю, каждое продолжительностью 60-90 мин. Частота встреч может составлять от 1 до 5 раз в неделю.

Обычно продолжительность одной встречи колеблется от 80 до 90 мин. Более краткие встречи могут лишить группу возможности жарких дискуссий, так как именно в последние полчаса обсуждение находится в самом разгаре, наблюдается сильная эмоциональная реакция, и люди наиболее откровенны. Если же встреча длится более полутора часов, то внимание членов группы начинает падать, и снижается желание сосредоточиться на каком-либо действии.

Встречи, составной частью которых являются какие-нибудь физические действия, например психодрама, психогимнастика, арттерапия, могут продолжаться около 2 ч.

Фазы развития группы

· фаза 1 - ориентация и зависимость. участники группы ориентируются, о чем идет речь и как это может им помочь, кто как на них реагирует и т.д. Группа встревожена, обеспокоена, неуверена и одновременно зависима. Участники группы ожидают, что ими будут руководить.

· фаза 2 - конфликты и протест. психолог провоцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем раскалывания постепенно возникающего единства, сплоченности группы. В этой фазе возникает вполне обоснованная враждебность, протест и бунт против психолога. На завершающем этапе этой фазы начинается структурирование группы, выработка ее целей и норм. В этот период складывается благожелательная обстановка, формируется активность, ответственность, сплоченность членов группы, что способствует раскрытию, проработке проблематики клиентов.

· фаза 3 - развитие связей и сотрудничества. процесс структурирования группы, развитием групповой культуры, выработки групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки.

· фаза 4 - целенаправленная деятельность.

Противопоказания: низкий интеллект клиента. Нерекомендуетсявключатьвгруппу лиц имеющих выраженные физические дефекты, нарушения психического здоровья; лиц, которые сами чувствуют свою непригодность к работе в группе; близких родственников; лиц, находящихся в служебной зависимости друг от друга или испытывающих устойчивую неприязнь друг к другу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.006 с.)