Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов



Права человека следует рассматривать как нормативную форму взаимодействия индивидов, общества, государства, как форму упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов.

Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Теоретической основой деятельности государства и общества по обеспечению прав и свобод человека является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности его существования. Люди начали осознавать это еще наначальных этапах создания человеческого общества. Но потребовались века для того, чтобы сложились четкие представления о смысле свободы, соотношении свобод и обязанностей человека, его взаимоотношений с государством.

Как утверждает наука, слово «свобода» появилось в ХХIV в. до н. э., когда правитель государства Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками (Права человека накануне ХХI века. М., 1994).

Истоки развития идеалов свободы и прав человека были заложены в философии Просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, Великой хартии вольностей, принятой в 1215 г., Петиции о правах 1628 г., Хабеас корпус акте 1678 г., Билле о правах 1689 г.

Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произошло в СШÀ.

Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном. Их идеи направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. В 1776 г. принимается Декларация прав человека Вирджинии. Данная Декларация провозгласила, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, которых они при вступлении в общественное состояние не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу посредством приобретения и владения собственностью, правом и стремлением к счастью и безопасности.

Естественное право — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку от рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в писаном, юридическом оформлении.

Писаное право, которое вобрало в себя обычные правила и нормы взаимоотношений, моральные права, в том числе права и свободы человека, а также запреты, называются позитивным правом.

В правовой науке существуют разные подходы к оценке как естественных прав, так и прав позитивных. С таких противоположных позиций оценивались и оцениваются природа и сущность прав человека и взаимоотношения индивида и государства.

Резкая поляризация учений естественно-правовой школы и позитивизма имеет под собой основания. Такими основаниями являлись различные пути осуществления буржуазных революций в различных странах. Отсюда и цель естественно-правовой доктрины заключалась в ограничении притязания государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека.

Государство не всегда считалось с необходимым набором прав для нормальной жизнедеятельности индивида, которые объективно присущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, независимыми от воли государства.

Не следует забывать, что права на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища принадлежат человеку от рождения, но «защищенность» им придает юридическая форма, т. е. закон. Поэтому такие права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя их законодательное формулирование, функцию их защиты и обеспечения.

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. Однако возникает вопрос: почему же при огромной гуманистической и нравственной сущности прав человека в современном мире они не являются универсальными, а большинство государств не являются правовыми? Представляется, что ответ на этот вопрос связан не только с чисто правовыми характеристиками, но и с понятием цивилизация. Индивид во всех сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизованного подхода. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающее притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации. Основной принцип жизни цивилизации «представляет собой исходные основы жизни народа, его мораль, убежденность, определяющее отношение к самому себе, поведение, верования и надежды. Основной принцип жизни объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей собственной истории»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.)