D. Формирование первого впечатления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

D. Формирование первого впечатления



Первое впечатление формируется за несколько секунд и оказывает значительное влияние на процесс общения и развитие взаимоотношений. На первое впечатление оказывает влияние: внешний вид человека, его одежда, запах, конституция (худой, полный, высокий, треугольное лицо, маленькие глаза и т.п.), возраст, пол, а также информация, которую нам сообщили до знакомства с этим человеком.

Существуют следующие феномены, влияющие на формирование первого впечатления.

1. «Эффект упреждения». На оценку незнакомого (малознакомого) человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь.

2. «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними.

3. «Эффект ореола», т.е. влияние общего впечатления о человеке на оценку его конкретных свойств, является одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. Если общее впечатление благоприятно, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные игнорируются или оправдываются. Если же общее впечатление о человеке отрицательно, то, наоборот, его хорошие качества и поступки часто просто не замечаются, но гиперболизируются и запоминаются плохие.

4. «Проекция» – неосознаваемая установка воспринимать собственные качества как качества личности другого человека. Часто проекция проявляется в тенденции приписывать другим людям собственные недостатки.

5. «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека. Эффект снисходительности позволяет вызвать ответную доброжелательность.

 

Следует помнить, что

1. Перегрузка сенсорных систем человека вызывает дезориентацию. Например, если одновременно говорить, дотрагиваться до человека, ходить перед ним, все это делать в монотонном и быстром ритме, то можно ввести человека в состояние транса. Этот прием используют уличные гадалки, чтобы выманить у прохожего деньги.

2. Нарушение личной зоны человека вызывает дезориентацию (осторожнее! можно вызвать агрессию – собеседник будет защищать свою «территорию»).

3. Диалог одновременно на две различные темы дезориентирует собеседника. Например, «Вода в озере была теплой?» – «Когда ты отдал документы бухгалтеру на подпись?» – «Я тоже прошлым летом купался в этом озере, вода была очень чистой» – «Так что сказал Иван Иванович о документах?» В такой ситуации собеседнику трудно лгать.

4. Физическое расположение: стоя над собеседником, стоя за спиной собеседника, сидя на более высоком стуле и т.п. дезориентирует собеседника, вызывает у него состояние психологического дискомфорта.

 

Коммуникативные навыки

 

Коммуникативные навыки или навыки общения – важная группа навыков, которая во многом определяет социальную успешность человека. К ним относятся:

· умение устанавливать психологический контакт с собеседником (вызывать у собеседника желание и готовность общаться);

· умение слушать собеседника, (чтобы у собеседника поддерживалось впечатление, что Вы его слушаете и Вам интересно то, что он говорит);

· умение не нарушать «личное пространство» собеседника (чтобы собеседник не чувствовал, что Вы на него «давите», чтобы ему было комфортно общаться с Вами);

· умение замечать изменения в эмоциональном состоянии собеседника (для этого надо быть внимательным, чувствительным к невербальным сигналам собеседника);

· умение видеть расхождения между вербальным и невербальным поведением собеседника (например, собеседник говорит: «Я спокоен», при этом нервно сжимает руки);

· умение изменять собственное поведение (свою интонацию, темп, громкость речи, позы, жесты, мимику и др.) в зависимости от реакции собеседника, от его возраста, пола, социального статуса;

· умение отслеживать и понимать собственные переживания, которые рождаются в процессе общения с собеседником (например, приятно общаться, неприятно, в каком момент стало неприятно, какая фраза собеседника обидела, взволновала, огорчила и т.п.) – это называется рефлексия;

· умение находиться в ситуации общения, а не где-то в своих мыслях, планах, в прошлом или будущем;

· умение понимать цели общения и достигать их;

· умение изменять заранее запланированный ход общения и цели общения в зависимости от ситуации и состояния собеседника;

· умение взаимодействовать в ситуации конфликта, конфликтовать конструктивно (т.е. с пользой для себя);

· умение вести «деловую» беседу и «личную» беседу, понимать, в каком случае какой вид взаимодействия уместен;

· умение выбирать оптимальный уровень откровенности с собеседником, чтобы «делиться» собой не много и не мало;

· умение выстраивать межличностные отношения и учитывать складывающиеся отношения в диалоге (отношения симпатии, антипатии, субординации, дружбы, любви и пр.);

· умение принимать активную и пассивную роль в общении, чередовать их, выбирать оптимальный уровень инициативы в общении;

· умение поддерживать беседу на различные темы;

· умение использовать приемы психологического воздействия (для представителей некоторых профессий, в т.ч. следователя и оперативного работника).

 

Признаки лжи

Известный американский психолог Поль Экман в своей книге «Психология лжи» описывает следующие основные признаки, указывающие на желание собеседника скрыть информацию.

· В речи и голосе: оговорки, тирады, уклончивые ответы, речевые ошибки, лишние слоги, паузы, тон голоса.

· Жесты-эмболы.

· Движения-манипуляции.

· Признаки, обусловленные вегетативной нервной системой.

 

Люди лгали бы меньше, если бы думали, что существуют верные признаки обмана. Но признаков обмана как таковых не существует – нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжет. Существуют только признаки, по которым можно заключить, что слова плохо продуманы или испытываемые эмоции не соответствуют словам. Эти признаки обеспечивают утечку информации. Человек, пытающийся выявить ложь, должен знать, каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо, как могут проявляться чувства, которые лжец пытается скрыть, и что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций. Также необходимо знать, что неподготовленность линии поведения часто выдает ложь.

Лжецы, как правило, тщательно продумывают свою речь, поэтому по речи трудно распознать ложь. Многих лжецов выдают неосторожные высказывания, оговорка. Фрейд считал, что оговорки, ошибочные именования и ошибки, совершаемые при чтении и письме, не случайны и свидетельствуют о внутренних психологических конфликтах. Оговорка, говорил он, становится своеобразным «орудием … которым выражаешь то, чего не хотелось сказать, которым выдаешь самого себя».

Далеко не каждая оговорка свидетельствует об обмане. Выдает оговорка ложь или нет, обычно можно определить по контексту. Верификатор должен также стараться избегать другой распространенной ошибки и считать каждого, кто не делает оговорок, правдивым. Многие лгут, совсем не оговариваясь при этом. Кроме того, есть соблазн считать, что оговорки происходят тогда, когда лжец подсознательно желает быть пойманным, вероятно, чувствуя себя виноватым за свою ложь.

Тирады также выдают лжеца. Тирада отличается от оговорки. Здесь промахом являются не одно-два слова, а обычно целая фраза. Информация не проскальзывает, а льется потоком. Эмоция «несет» лжеца, и он даже далеко не сразу осознает последствия своих откровений. Оставаясь хладнокровным, лжец не допустил бы такой утечки информации. Именно напор захлестывающей эмоции – бешенства, ужаса, страха или огорчения – заставляет лжеца выдавать себя.

Исследования показали, что многие люди, когда лгут, не дают прямых ответов, уклончивы или сообщают больше информации, чем требуется. Другие исследования показали прямо противоположное: большинство людей слишком хитры, чтобы быть уклончивыми и избегать прямых ответов.

Голос для характеристики человеческой речи даже более важен, чем слова. Здесь наиболее распространенными признаками обмана являются паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения. Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например «гм», «ну» и «э-э»; повторы, например «я, я, я имею в виду, что я …»; лишние слоги, например «мне очень по-понравилось».

Тон голоса также может выдавать обман. Здесь следует обращать внимание на изменения тональности фразы. В тоне голоса отражаются эмоциональные переживания человека. Часто ложь сопровождается эмоциональными переживаниями, которые отражаются в голосе. Тон голоса указывает не на ложь, а на чувства. Это косвенный показатель лжи.

Жесты. В первую очередь следует обращать внимание на жесты-эмболы, которые имеют точное значение (например, пожатие плечами, выставленный средний палец, кивок головой и др.) Если эти жесты противоречат речи человека, то, скорее всего, он лжет.

Движения-манипуляции – это движения, которыми отряхивают, массируют, потирают, держат, щиплют, ковыряют, чешут другую часть тела или совершают какие-либо иные действия с ней, ерзают на стуле и т.п. Манипуляции могут указывать на лжеца, потому что сопровождают состояние внутреннего напряжения. Часто эти движения также указывают на психическое заболевание.

Признаки, обусловленные вегетативной нервной системой

Вегетативная нервная система производит в организме определенные изменения, заметные в случае возникновения эмоций: изменения частоты и глубины дыхания, частоты сглатывания, интенсивности потоотделения, покраснение или побледнение, расширение зрачков и пр. Эти изменения, сопровождающие возникновение эмоций, происходят непроизвольно, их очень трудно подавить, и по этой причине они являются вполне надежными признаками обмана. Детектор лжи замеряет эти изменения в вегетативной нервной системе, но многие из них видны и без использования специальной аппаратуры. Если лжец испытывает страх, гнев, возбуждение, огорчение, вину или стыд, это часто сопровождается учащением дыхания, вздыманием грудной клетки, частым сглатыванием, выступающей испариной.

Вегетативные изменения не обязательно указывают на ложь, они указывают на эмоциональное состояние человека.

 

Заключение

Общение – это социальное взаимодействие между людьми для передачи информации, установления взаимопонимания, организации совместной деятельности. Общение – процесс, который сопровождает человека всю жизнь. Юристу, как представителю профессии «человек – человек» необходимо уметь общаться, использовать приемы общения, обладать коммуникативными навыками. Это – одна из составляющих профессионализма сотрудников правоохранительных органов.

 


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.

2. Вилсон Г. Макклафлин К. Язык жестов. СПб., 1999.

3. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

4. Липницкий А.В., Меденцев В.И., Самарин Н.Ю., Шаранов Ю.А. Общение в органах внутренних дел. Практикум по психологии общения. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

5. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Питер, 1999.

6. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2003.

 

Вопросы и задания

1. Раскройте понятие об общении и его виды.

2. В чем специфика общения сотрудников УИС?

3. Охарактеризуйте технику «присоединения» как прием установления доверительных отношений с собеседником.

4. Каково влияние организации пространства и времени взаимодействия на ход беседы?

5. Раскройте феномены, влияющие на формирование первого впечатления.

6. Охарактеризуйте коммуникативные навыки.

7. Какие коммуникативные навыки больше других востребованы в работе сотрудника УИС?

8. Перечислите признаки лжи.

9. Существуют ли абсолютные признаки лжи?

 


ТЕМА 15. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА

 

План:

1. Психологическая характеристика допроса.

2. Психологическое влияние.

3. Допрос лиц различных категорий:

3.1. Особенности допроса несовершеннолетних.

3.2. Особенности допроса свидетелей и потерпевших.

3.3. Особенности допроса подозреваемых и обвиняемых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.139.99 (0.029 с.)