Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятий



 

Восприятие – познавательный процесс, целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В результате процесса восприятия появляются образы предметов и явлений окружающего мира.

Восприятия отличаются от ощущений целым набором признаков.

1. Способностью воспринимать мир в виде образов наделен только человек и высшие животные, в то время как способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой.

2. Итогом возникновения ощущения является определенное единичное ощущение (цвет, громкость, холод и пр.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных, взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

3. В большинстве случаев, чтобы образ восприятия сформировался, необходимо исследовать предмет (рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус и пр.). Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

4. Для возникновения ощущения достаточно работы одного анализатора, восприятие же возникает в результате деятельности нескольких анализаторных систем.

5. В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством восприятия всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

 

Свойства восприятия. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией. Апперцепция обеспечивает субъективность восприятия: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.п.

Целостность восприятия выражается в том, что любой объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть предмета).

Константность – это способность воспринимать предметы относительно постоянными по цвету, форме и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый объект мы относим к определенному классу и обозначаем словом-понятием. Например, карандаш может быть разным по цвету, длинным или коротким, в деревянном или пластиковом корпусе, косметическим или чертежным, твердым или мягким и т.д., но мы все воспринимаем его как карандаш, потому что он наделен признаками, соответствующими классу «карандашей».

Избирательность – это преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Описанные свойства восприятия не присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Виды восприятия. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое, вкусовое, ольфакторное (обонятельное) восприятие. Помимо указанных, выделяют также: восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движений.

Восприятие времени – это восприятие длительности и последовательности явлений и событий. Механизм восприятия времени остается неизвестным. Доказано, что в восприятии времени большое значение имеет висцеральная чувствительность.

Один и тот же временной интервал, в зависимости от содержания деятельности, воспринимается по-разному. Если событий много и они интересны, то время течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, то время тянется медленно. При вспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями, – как короткие.

На оценке времени сказываются также эмоциональные переживания личности: время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

Восприятие времени зависит от возраста и индивидуальных особенностей. Одни люди склонны переоценивать длительность событий, а другие – недооценивать.

Восприятие пространства – это отражение величины, формы, объемности и удаленности предметов. В восприятии пространства важную роль играют зрительные, кинестетические и тактильные ощущениям.

На определение удаленности предметов в пространстве влияет взаиморасположении светотеней. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя называется глазомером.

Восприятие движений – очень сложный процесс, природа которого не вполне ясна. Известно, что в восприятии движений большое значение имеют прослеживающие движения глаз.

Впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект. Стробоскопический эффект используется в мультипликационных фильмах.

Также впечатление движения возникает при виде необычного для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т.п.). К этому приему прибегают художники, чтобы показать динамику на холсте.

 

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Наиболее известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение физических условий восприятия и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.088 с.)