Методика работы с художественной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы с художественной



Литературой в детском саду

В изучении данной темы раскрываются следующие вопросы:

- значение детской художественной литературы для воспитания ребенка;

- особенности восприятия детьми литературных произведений;

- задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой;

- формы работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста;

- виды занятий по ознакомлению с художественной литературой; методика их проведения в различных возрастных группах детского сада; использование простых моделей.

 

Задачи и содержание ознакомления детей

с художественной литературой

 

Обобщенно задачи можно сформулировать следующим образом:

– воспитывать интерес к художественной литературе;

– формировать первоначальные представления о жанрах художественной литературы, их особенностях;

– воспитывать литературно-художественный вкус, любовь к художественной литературе.

Методика ознакомления дошкольников

с художественной литературой на занятиях

Одной из форм ознакомления дошкольников с х/л являются занятия (уголок книги, вне занятий).

Виды занятий.

1. Чтение и рассказывание.

Выбор произведения зависит от ряда причин (жанр, вид произведения; возрастные особенности детей).

В занятии можно выделить 2 части:

a. Подготовка к занятию.

v Воспитателя:

Ø Знакомство с произведением (элементарный литературоведческий анализ):

o Идея произведения (Л.Н.Толстой «Косточка»).

o Герои произведения.

o Литературные детали, язык произведения.

Ø Выразительное прочтение. Цель – донести детям авторский замысел, идею произведения, выразить свое отношение. Выразительное чтение на занятии отличается от выразительного чтения на эстраде (Игорь Ильинский «Слон и Моська»).

Ø Отбор методических средств.

v Детей. Цель – накопление опыта необходимого для осмысления литературного произведения (опыт знаний, наблюдений, эмоциональных переживаний).

Предварительную работу необходимо вести только в тех случаях, если это необходимо.

b. Структура занятия:

1 часть. Цель – ввести детей в мир будущего произведения, заинтересовать. Подготовить восприятие. Объяснить трудные слова.

Чаще всего эта часть организуется в виде беседы и чтения произведения. Педагог может использовать некоторые приемы, позволяющие вызвать интерес у дошкольников: в младших группах – наглядный материал; в старших – наглядный материал используется редко, чаще – вводная беседа, в которой педагог актуализирует опыт детей, данное произведение ставится в ряд других произведений. Иногда детям сообщаются краткие сведения об авторе.

2 часть. Беседа о литературном произведении. Цель – углубить первоначальное восприятие литературного произведения. Помочь осознать смысл произведения, усилить эмоциональное восприятие, побудить воображение.

Ведущий прием в беседе – вопрос, но их не должно быть слишком много. Все они должны быть оправданы и целесообразны.

Виды вопросов:

1) Вопросы по содержанию литературного произведения (в старших группах эти вопросы должны быть очень точными, воспроизводить существенные для понимания смысла детали).

2) Вопросы, выясняющие эмоциональное отношение детей к прочитанному.

3) Вопросы, помогающие ребенку установить причинно-следственные связи, раскрыть мотивы поступков героев.

4) Вопросы, обращающие внимание детей на авторские приемы изображения (язык).

5) Вопросы, помогающие детям осознать авторский замысел произведения.

6) Вопросы, помогающие детям связать личный жизненный опыт с авторским текстом.

* Сразу после первого чтения сложного произведения часто не задаем вопросы.

3 часть. Цель – вернуть ребенка к литературному произведению. Можно прочесть еще раз полностью, выборочно.

2. Беседы на литературные темы.

Цель – обобщить детские литературные впечатления, дать детям представления о выдающихся писателях и их творчестве, ввести детей в «область литературоведения» (на чувственном уровне дать представления о законах стихосложения, о жанровых особенностях).

Условия проведения литературной беседы:

Ø Накопление разнообразного литературного опыта на тему.

Ø Актуальность этой темы.

Ø Беседа не должна только воспроизводить предыдущий материал.

Таким образом, беседа – результат разнообразной педагогической работы.

3. Пересказ от лица литературного героя (события, сюжет произведения воспроизводятся с точки зрения одного из героев этого произведения).

Цель – помочь детям проникнуть во внутренний мир героев, в мотивы их поступков, сопережить героям.

Пересказ от лица литературного героя предлагает детям задачу – перестроить текст с точки зрения героя.

Таким образом, пересказ от лица литературного героя возможен только тогда, когда произведения сложные, герои яркие.

Структура занятия.

1 часть. Совпадает с первой частью занятия по чтению и рассказыванию детям.

2 часть. *Беседа, помогающая детям понять характер героя, его позицию в произведении. И в некоторых сложных случаях помочь спланировать этот рассказ.

В беседе используются вопросы, позволяющие помочь детям понять черты и поступки героя. Главный методический прием данного вида занятий – доказать (текстом) свои суждения о поступках героя.

*Повторное чтение (с установкой к пересказу).

3 часть. Пересказы детей. Анализ детских пересказов.

Критерии анализа:

Ø Умение ребенка воспроизводить события от первого лица.

Ø Умение правильно реконструировать текст с позиции героя.

Ø Умение воплотиться в героя и выразительно (в языковом, интонационном отношении) воспроизвести произведение, позицию героя.

4. Драматизация литературного произведения.

Данный вид занятия чаще всего выступает в виде инсценирования.

Роль: драматизация – деятельность присущая ребенку. Драматизация литературного произведения помогает глубже проникнуть в замысел литературного произведения; мир поступков и переживаний героев, так как, внутренняя психическая деятельность становится внешней физической и тем самым содержание становится зримым, видимым и осознанным. Все виды драматизации побуждают воображение ребенка.

– Режиссерская игра (прием, вид занятия). Ребенок выступает и в роли исполнителя, и в роли «режиссера», который видит и ставит сценки.

Структура занятия.

1 часть. Знакомство или напоминание текста. Выбор роли детьми. Выбор сценок.

2 часть. Сочетает в себе элементы «режиссуры», обсуждение сценки и поведения героев, постановка сценки и поведения героя. Обыгрывание детьми элементов произведения.

3 часть. Просмотр постановки целиком или выбор сценки и показ.

 

Подготовка детей к обучению грамоте

В данной теме необходимо остановиться на следующих вопросах:

- из истории обучения чтению и письму;

- подготовка детей к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи; цель и задачи этой работы;

- этапы работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду;

- методы и приемы обучения грамоте в детском саду;

- подготовка к обучению письму.

1. Сущность подготовки к обучению грамоте.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте. Они должны иметь развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, уметь держать карандаш и различать строчки в тетради.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г.Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей.

Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

2. Из истории методов обучения грамоте.

В настоящее время обучение грамоте в школах осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В основе его лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т.д. (синтез). Обучение грамоте этим методом в условиях школы занимает 3-3,5 месяца.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенные с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Д.Б.Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976. – Вып.4.)/Рассказать о методах обучения чтению и письму: доизобразительный период, изобразительное письмо (символическое и знаковое), звуковые методы/.

Русское письмо – звуко-буквенное. К.Д.Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:

v приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух – к нахождению отдельных звуков в слове, язык – к отчетливому произношению звуков;

v приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова;

v вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.

Разработанный К.Д.Ушинским метод известен под названием метода «письма – чтения»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось, прежде всего, синтетическим путем, т.е. путем соединения звуков в целые слова, и следовало за письмом (звуковой аналитико-синтетический метод).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней согласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

v различать четко все гласные и согласные фонемы;

v находить гласные фонемы в словах;

v ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

v усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Таким образом, развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.232.21 (0.039 с.)