ТОП 10:

Теоретические основы методики развития речи



СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Теоретические основы методики развития речи

 

В ходе изучения данной темы необходимо дать представление о предмете методики развития речи и задачах курса.

Определить место курса “Теории и технологии развития речи детей” в системе подготовки педагогов в области дошкольного образования.

Раскрыть научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.

Показать роль родного языка и речи в развитии ребенка. Функциональные характеристики родного языка.

Охарактеризовать методы исследования в методике развития речи.

 

Развитие методики в России

К.Д. Ушинский (1824 – 1870)

План

1. Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи у детей.

2. Ушинский о значении родного языка в развитии ребенка.

3. Ушинский о целях работы по развитию речи у детей.

4. Учебная книга «Родное слово» - практическое воплощение теоретических положений разработанных Ушинским.

5. Ушинский о развитии речи детей в период до школы.

К.Д.Ушинского считают основоположником методики развития речи дошкольников, несмотря на то, что с детьми этого возраста он никогда не работал. Вместе с тем именно Ушинским разработаны основные методологические, философские позиции, с которых должно и возможно данной дисциплине развиваться как науке.

Большое внимание Ушинский уделял вопросам о значении и роли языка в жизни ребенка, развитии его личности в целом.

1.Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи у детей.

Прежде чем начать решать вопросы развития речи Ушинский рассматривает, что понимается под родным языком, каково его происхождение и сущность (статья «Родное слово» - 1861г.; книга «Родное слово» - 1862г.).

Статья и определяет философскую позицию Ушинского:

· Утверждает, что язык любого народа создан самим народом.

· Если язык создан народом, то в нем отражается то, что реально познано народом; его духовная жизнь и мир народа.

Под духовным миром Ушинский понимал:

- то, что окружает ребенка;

- нравственный опыт;

- история народа.

Таким образом, язык является:

1. Духовной летописью народа.

2. Язык соединяет отжившее и живущее поколения в единое целое.

2.Ушинский о значении родного языка в развитии ребенка.

Ушинский говорил о том. Что «развитие речи ребенка – есть длительный процесс освоения языка народа, но этот процесс легок и ребенок легко с этим справляется». «Ребенку присуща та духовная творческая сила, которая проявляется у народа и проявляется в быстроте освоения языка». «Родной язык – великий учитель ребенка».

Чему учится ребенок, осваивая язык? Тому содержанию, которое отражается в языке. Осваивая родной язык, ребенок развивается всесторонне. Ушинский утверждает ведущее место языка.

Таким образом, Ушинский:

- слагает гимн родному языку;

- развитие речи – процесс освоения языка народа вместе с его духовным богатством;

- содержание языка обеспечивает развитие всех сторон личности ребенка.

Вместе с тем Ушинский не отрицает знание иностранного языка, но ставит вопрос о соотношении его с родным языком (возраст не определяет).

1. Родной язык!

2. +ин.язык.

Цели изучения ин.языка.

· Освоение духовного богатства, литературы другого народа.

· Общение с людьми другой национальности.

· Обеспечение логического развития, логического мышления.

3.Ушинский о целях работы по развитию речи у детей.

Таким образом, определив роль и значение родного языка в развитии ребенка, Ушинский определяет цели преподавания родного языка.

1. «Развитие дара слова».

Дар слова – способность выразить мысль в понятной для слушателей форме.

Требования к упражнениям, используемым в работе по развитию мысли:

· Упражнения должны быть наглядными. «Логика природы есть самая наглядная и самая доступная логика». Необходимо руководить этим процессом (взрослый вопросами направляет деятельность ребенка).

· Упражнения должны быть логическими. Этому способствуют три вида наглядности: реальные предметы; картины; те отчетливые образы в сознании ребенка, которые сформировались в результате реальных или изображенных предметов.

· Упражнения должны быть самостоятельными. «+» - упр., где ребенок отвечает на вопросы взрослого – беседа. «-» - упражнение – пересказ литературного текста.

· Упражнения должны быть систематическими (постоянство упражнений; переход от легких к трудным).

· В упражнениях должна быть связь нового с предыдущим.

· Упражнения должны быть «изустными и письменными», но устные должны предшествовать письменным.

Таким образом, главный пафос первой цели – научить ребенка свободно высказывать свои мысли, а для этого мысль необходимо сформировать, а для этого важно наблюдение.

2. «Освоение лучших форм родного языка».

Источники лучших форм: литература, народный язык.

Ушинский разработал требования к отбору этих форм:

· доступность содержания,

· нравственная идея,

· высокохудожественная форма.

Ушинский осуществил отбор лучших форм – это произведения классики и фольклор. Сам Ушинский выступил как детский писатель (создал небольшие пословичные рассказы для детей нравственно-этической тематики).

Таким образом, Ушинский оставил для нас советы к отбору литературных произведений, определению круга детского чтения, но методику ознакомления с х/л не разрабатывал.

3. Освоение логики языка, грамматики.

Для реализации данной цели Ушинский рекомендует 2 типа упражнений:

а) упражнения в этимологии, которые позволяют освоить словотворчество (суф., прист., окончания),

б) упражнения в синтаксисе, которые учат строить распространенные предложения. Это позволит перевести детей на анализ.

Итак, определив цели, Ушинский делает акцент не на освоение грамоты – науки о языке, а на освоение способности общаться на родном языке, понимать обращенную речь, выражать мысли. Тем самым, сформулированная Ушинским цель работы по развитию речи вошла в современную методику.

4.Учебная книга «Родное слово» - практическое воплощение теоретических положений разработанных Ушинским.

Ушинский ищет пути реализации теории (1862г. – «Родное слово»; 1864г. – «Детский мир»).

В книге «Родное слово» ставится ряд задач:

- обучение чтению,

- развитие речи в процессе обучения чтению,

- развитие ума ребенка,

- развитие нравственных представлений,

- развитие эстетических чувств и представлений.

Достигается это через подбор содержания в каждом уроке.

Так, на 1-ом уроке предлагаются:

· Упражнения для ума (классификация).

· Загадка – «срежу кончик, выну сердечко, дам пить, будет говорить» (перо).

· Песенка – «Петушок, петушок …».

· Рассказ нравственно-этического содержания.

Принципы построения книги:

1. развивающего обучения,

2. наглядности,

3. систематичности,

4. самостоятельности.

Таким образом, книга «Родное слово» является практической реализацией теоретических разработок Ушинского.

Для любого большого ученого, педагога свойственна не только теоретическая разработка вопроса, но и практическая.

Итак, Ушинский, прежде чем обучать детей грамоте, чтению и письму, акцентирует внимание педагогов на развитие речи детей.

5.Ушинский о развитии речи детей в период до школы.

В работе «Письма о педагогической поездке в Швейцарию» (часть письма №3) Ушинский дает описание и оценку работы школы для малолетних детей Фрейлиха (с детьми работает м-ль Роза). Его внимание привлекают несколько моментов в работе школы.

1. Школа работает на родном языке (усвоение родного языка – подготовка к чтению и письму).

2. Школа работает над «даром слова» (наглядное обучение, работа с картинками).

3. Школа широко использует фольклор (народные игры с пением и танцами).

4. С детьми в период до школы (3-6 лет) используются иные формы общения. Ушинский отмечает, что м-ль Роза этими формами владеет, т.е. у нее ласковый тон, неторопливая речь, она добра и терпелива.

5. В работе с детьми учитываются особенности их внимания (постоянная смена видов деятельности, занятия 30 минут и т.д.).

Таким образом, Ушинским были разработаны основные теоретические вопросы, на которых можно и нужно строить методику развития речи.

1. вопрос. О происхождении языка, о роли родного языка в развитии личности ребенка. Ушинский – певец родного языка. Поэтому у него были последователи и не только в России (в конце 19 века в Грузии Гогебашвили). Ушинский становится интернациональным педагогом.

2. вопрос. Ушинский впервые в педагогике (дошкольной) сформулировал главную задачу развития речи, как развитие «дара слова» (выработка умений общаться). Ушинский выступает, как педагог-психолог, который предвосхитил понимание собственно речи. Ушинский является основоположником психологического подхода к развитию речи. Где главное – общение.

3. вопрос. Ушинский впервые распространил общетеоретические взгляды на развитие речи на дошкольный возраст, определив основные пути развития речи ребенка в период до школы.

Итак, Ушинский не оставил методики, а только поставил вопрос о необходимости ее создания и раскрыл теоретические основы.

В детском саду

Данная тема раскрывается в следующей последовательности:

1. Цель и задачи развития речи детей.

2. Методические принципы развития речи.

3. Программа развития речи.

4. Средства развития речи.

5. Методы и приемы развития речи.

 

1. Цель и задачи развития речи детей.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Анализ современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей показывает, что развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф.А.Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

- когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей

 

 

Таблица 1

 

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
Слово   1.Развитие словаря.
Звук   2.Воспитание звуковой культуры речи.
Словоформа Предложение. Словосочетание   3.Формирование грамматического строя речи.
Текст Диалог Монолог 4.Развитие связной речи: а) формирование диалогической (разговорной) речи; б) формирование монологической речи.

 

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф.А.Сохин).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. «В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф.А.Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова)».

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, усиливает самоконтроль за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

6.В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка, а также усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

2.Методические принципы развития речи

Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.

Применительно к дошкольнику мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2.Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

3.Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).

4.Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

5.Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

6.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7.Принцип обеспечения активной речевой практики.

 

3.Программа развития речи.

Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.

Современные программы развития речи имеют свою историю развития. Их истоки находятся в первых программных документах детского сада. Содержание и построение программ складывались постепенно. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 30-х гг. делался на работе с книгой и картинкой. С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны: «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л.А.Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова).

В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления: 1) ознакомление с х/л (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской х/л. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея единства сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах – обучение чтению.

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с х/л: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории.

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

 

4. Средства развития речи.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

- общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

- обучение родной речи и языку на занятиях;

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью общего результата (М.И.Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б.Ф.Парыгин, В.Н.Панферов, Б.Ф.Бодалев, А.А.Леонтьев и др.).

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения с взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Выделение взрослого из окружающей среды, попытки «сотрудничества» с ним начинаются у ребенка очень рано. Немецкий психолог, авторитетный исследователь детской речи В.Штерн еще в позапрошлом столетии писал, что «началом речи считают обыкновенно тот момент, когда ребенок впервые произносит звуки, связанные с сознанием их значения и намерением сообщения. Но этот момент имеет предварительную историю, которая, в сущности, начинается с первого дня». Данная гипотеза была подтверждена исследованиями и опытом воспитания детей. Оказывается, человеческий голос ребенок различает сразу после рождения. Он отделяет речь взрослого от тиканья часов и других звуков и реагирует движениями в унисон с ней. Этот интерес и внимание к взрослому является начальным компонентом предыстории общения.

Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей с взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И.Лисина).

Сначала непосредственно-эмоциональное общение, а затем деловое сотрудничество определяют появление у ребенка потребности в общении. Возникая в общении, речь сначала выступает как деятельность, разделенная между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения.

В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.

Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Переход к более сложным формам общения связан: а) с увеличением доли внеситуативных высказываний; б) с ростом общей речевой активности; в) с увеличением доли социальных высказываний. В исследовании А.Э.Рейнстейн выявлено, что при ситуативно-деловой форме общения 16,4% всех коммуникативных актов осуществляется с помощью неречевых средств, а при внеситуативно - познавательной – только 3,8%. С переходом к внеситуативным формам общения обогащаются словарный состав речи, ее грамматический строй, уменьшается «привязанность» речи к конкретной ситуации. Речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне общения, примерно одинакова по сложности, грамматической оформленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Большое значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д.Б.Эльконин).

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, ра







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.018 с.)