ТОП 10:

О прожиточном минимуме в российской Федерации



Федеральный закон N 134-ФЗ 24 октября 1997 года
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ,

От 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети;

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина)-совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2000 N 75-ФЗ)

 

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

 

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления

 

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

4. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

 

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

3. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

(п. 3 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

В целях установления с 1 января 2010 года социальных доплат к пенсии, предусмотренных статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации довести не позднее 1 октября 2009 года до сведения Пенсионного фонда РФ величину прожиточного минимума пенсионера, установленную в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного документа в соответствующем субъекте Российской Федерации на 2010 год (часть 11 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

 

4. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

(п. 4 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

 

Статья 5. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

 

 


Кейс-стади «Сопровождение случая насилия в семье»

 

Поступил запрос от руководителей Кризисного центра к руководителям Центра социального обслуживания с просьбой о сотрудничестве. Необходимо было организовать патронирование семьи со случаем домашнего насилия, где при разводе супругов дочь осталась с отцом, который манипулировал этим в отношении матери.

Женщине был предоставлен для сопровождения социальный работник. Он должен был оказать помощь в сборе необходимых для суда документов.

Целью социального работника в данном случае было, во-первых, зафиксировать жилищно-коммунальные и санитарно-гигиенические условия, в которых проживает ребенок; во-вторых, определить время, необходимое для общения ребенка с каждым из родителей.

С этой целью специалист направился по месту жительства бывшей семейной пары, где в настоящее время проживал муж с одиннадцатилетней дочерью. Отметим, что данная семья являлась социально благополучной и материально обеспеченной.

Муж встретил специалиста по социальной работе с явной агрессией, которая проявлялась в виде нецензурной брани. При этом надо отметить, что визит сотрудника совпал с приходом бывшей жены. Она пришла, чтобы забрать кое-какие свои вещи. Агрессия мужа по отношению к жене была явно целенаправленной. Социальный работник мог констатировать тот факт, что для ребенка и самой женщины условия жизни эмоционально невыносимы, общение матери с дочерью затруднено, так как отец не позволяет им подойти друг к другу. На беседу и контакт с социальным работником отец пойти отказался, и специалист был вынужден уйти. Социальный работник определил, что домашнее насилие в этой семье продолжается даже после развода супругов как в отношении бывшей жены, так и в отношении ребенка.

Дальнейшей целью социального работника стало патронирование мужа по месту работы для выяснения его графика работы и получения характеристики от руководителя по по­воду агрессивного поведения их сотрудника. В результате руководитель признал агрессивность сотрудника. Дальнейшим этапом работы явилось установление контакта с девочкой, дочерью пострадавшей женщины. Для этого социальный работник встретился с девочкой в школе, предварительно выяснив дни, когда отец не встречает дочь. В результате установился контакт ребенка с сотрудником службы, и девочка поняла, что социальный работник не наносит вреда, а хочет помочь разрешению конфликта и установлению ее прежних отношений с мамой.

Также социальный работник выяснил, что ребенку необходима встреча с психологом для снятия психологического страха перед отцом и снятия психологического страха перед показаниями в суде.

В рамках сотрудничества Кризисного центра и Центра соци­ального обслуживания в работу был включен психолог, который провел три консультации по месту учебы девочки. Результатом консультаций стало установление более доверительных отношений, у девочки исчез страх и она была готова заявить о своем желании принять участие в судебном процессе по иску матери в отношении отца.

В результате двух судебных заседаний (по причине повторного иска) было принято решение удовлетворить иск матери и разрешить встречи дочери и матери.

На обоих судебных заседаниях социальный работник выступал в качестве свидетеля и дал показания об агрессивном поведении отца.

Результатом продолжительной работы явилось следующее решение суда: создать условия равного общения ребенка с обоими родителями. Вскоре отец добровольно отпустил дочь к матери на постоянное место жительства.

Роль и значение специалиста по социальной работе в данной конкретной ситуации состоит в следующем:

1. Встреча и знакомство с участниками конфликта.

2. Обеспечение права матери участвовать в воспитании ребенка.

3. Обеспечение права ребенка встречаться и общаться с обоими родителями.

4. Патронирование на дому, по месту работы отца и месту

учебы дочери.

5. При патронировании на дому роль специалиста заключается в том, что он должен зафиксировать жилищно-коммунальные и санитарно-гигиенические нормы, в которых проживает ребенок, и исходя из этого выяснить, где ребенку лучше с точки зрения места проживания.

6. При патронировании по месту жительства роль социального работника состоит в том, чтобы проследить эмоциональное состояние ребенка и его реакцию на встречи с матерью в присутствии отца и в его отсутствие, а также проследить эмоциональное состояние, а именно – реакцию агрессии со стороны отца в различных обстоятельствах.

 

7. Привлечение к работе с ребенком других специалистов, в данном случае – психолога для снятия страха перед отцом и снятия страха перед показаниями в суде.

8. Выступление в суде в качестве свидетеля о наличии в данной семье насилия и агрессивности со стороны отца.

www.netnasiliu.ru

Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам

Приложение
к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации

от 10 июля 1997 г. № 40

Общие положения

1.1 Кризисный центр помощи женщинам (далее - Центр) является учреждением государственной (муниципальной) системы социального обслуживания населения, предназначенным для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов.

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения.

1.3. Свою деятельность Центр осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также Примерным положением о Кризисном центре помощи женщинам (далее - Положение).

1.4. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также за счет доходов от хозяйственной и иной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют координацию деятельности центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.

1.6. Для размещения Центра в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми необходимыми видами коммуникаций (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон и пр.), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

1.7. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, бланк со своим наименованием, открывает счета в банках (включая валютные), в том числе внебюджетный счет для поступления средств от предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

1.8. Штатное расписание Центра утверждается директором Центра в пределах установленного фонда оплаты труда (Примерное штатное расписание - приложение к настоящему Положению).

1.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются общим собранием (конференцией) его работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром, директором Центра.

1.10. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисных ситуациях.

1.11. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности.

1.12. Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в Центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник Центра в рамках действующего законодательства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.01 с.)