ТОП 10:

Методы и формы социально работы с безработными гражданами



Для создания эффективных условий содействия занятости населения, решение адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы специализированные службы, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана 1991 году в целях реализации положений законодательства Российской Федерации. Она является организационно самостоятельной службой на территории нашей страны. Ее региональное представительство являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входит решение вопросов: оплаты, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы и другое.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих станах, является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

А безработным гражданам:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Государство так же предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения на региональном уровне. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая предприятия для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу социально не защищенных категорий граждан. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также обучение по специальным программ.

Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенцию службы занятости в ходит:

- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;

- квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категории граждан;

- информирование население, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;

- территориальное перераспределение работников;

- помощи в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

- обеспечение социальной поддержки безработных;

- сотрудничество с работодателями, для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

- совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места осуществляющих переподготовку персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов:

1. Первичная регистрация безработных граждан. Она осуществятся в целях учета общей численности безработных обратившихся в службу занятости в целях консультирования. Первичная регистрация безработных граждан связана с указанием в регистрационных документах анкетных данных клиента, его профессиональный уровень и причины обращения в службу занятости.

Для регистрации в целя поиска подходящей работы, безработные предоставляют справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца с предыдущего места работы и предоставляют следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудовую книжку или иные документы подтверждающие трудовой стаж; в) документы удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнении к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации.

2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии с действующим законодательством подходящей считается такая работа которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условием последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступности.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Специалисты службы занятости в течении 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии 2 варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае не возможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заботится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

3. Регистрация граждан в качестве безработных. Она осуществятся на основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных имеют право на повторное обращение. В случаи несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.

4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.

5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета. Оно осуществляется в следующих случаях: когда гражданин признается занятым, в соответствии с трудовым законодательством; если проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; когда не являются без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных; при длительной (долее месяца) неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случаи назначения гражданину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие малого предпринимательства и самозанятости граждан, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

Другим вариантом в решении проблемы содействия занятости, является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

Оплачиваема работа, включая работу временного характера и общественные работы считается подходящей для следующих категорий граждан:

- впервые ищущих работу (ранее не работающих) и при этом не имеющих профессии (специальности);

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан решает следующие задачи:

- повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда:

- сокращение уровня безработицы;

- изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизация финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствие качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законом данная форма работы ведется с безработным если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

При этом профессиональное обучение должно решать следующие задачи:

1. Предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

2. Содействие трудовой активности население развитие предпринимательства и самозанятости;

3. Повышение конкурентоспособности определенных категорий граждан;

4. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

Все это в полной мере говорит о необходимости создании целостной концепции профессионального образования безработных граждан.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с:

- документами об образовании;

- документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;

- записями в трудовой книжке.

Эффективности системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончанию обучения граждан.

Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года).

В России число людей стоящих на учете в службе занятости длительное время с каждым годом все больше увеличивается. Среди длительно безработных 36 % составляют мужчины, 64 % женщины. Так как вероятность найти работу в короткие сроки у женщин вдвое меньше чем у мужчин. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, так как они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимо вести работу по следующим направлениям:

- комплексная психологическая поддержка, для снятия напряженности от временной потери работы;

- меры направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что не все граждане имеют одинаковые возможности для трудоустройства. К таким категориям относят:

- граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;

- молодежь (особенно до 18 лет);

- женщины;

- граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;

- инвалиды;

- беженцы и вынужденные переселенцы.

Основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами активных форм трудоустройства:

- организация и проведение общественных работ;

- содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;

- организация временной занятости подростков;

- реализация программы «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений;

- квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий и рабочих мест. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.д.).

Социальная адоптация безработных граждан осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы.

В сложившихся социально-экономических условиях особое внимание со стороны государственных служб отводиться содействию занятости не конкурентоспособных категорий граждан на рынке труда. К таким группам относя инвалидов, молодежь и др.

Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.Поэтому, государство берет на себя обязательство по содействию интеграции гражданам с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

1) профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;

2) профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;

3) трудовой реабилитации на основании рекомендаций службы медико-социальной экспертизы.

Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

- знакомство с банком вакансий с учетом ограничений и противопоказаний;

- информирование о возможностях получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

- сопоставление полученных сведений с имеющимися ограничениями лиц с ограниченными возможностями.

2. Профессиональное консультирование инвалидов:

- проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

- выявление характеристик профессионально важных качеств личности инвалида.

3. Психологическая поддержка лиц с ограниченными возможностями:

- формирование адекватной самооценки и уровня притязаний в процессе индивидуальной и групповой работы инвалидов;

- коррекция профессионально важных качеств для трудоустройства на вакантные рабочие места с учетом заключения службы медико-социальной экспертизы.

Социальная поддержка безработных инвалидов это комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

К числу граждан испытывающих трудности в трудоустройстве относят молодежь. Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам.

В целях осуществления практических мер по решению проблем занятости и создание эффективной системы обучения молодежи не посредственно на рабочих местах с 1 января 1995 года на территории РФ была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика». Данная форма работы позволяет повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, способствует дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Главными задачами в работе с данной категорией является:

- информирование ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

- проведение активной политики по профориентационной работе;

- психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

- обучение типовым моделям трудоустройства.

Для России актуальной остается проблема сохранения кадрового потенциала. На сегодня этот вопрос остается открытым и требует принятия определенных мер со стороны государства.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний одни из основных направлений деятельной служба занятости по работе с различными категориями безработных. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностика, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

Таким образом, содействие трудоустройству и занятости безработных граждан сложный многоплановый процесс, в основе которого профессиональные и личностные возможностями клиента. Деятельность государственной службы занятости нацелена на социальную поддержку граждан испытывающих трудности в поиске работы.

Вопросы для самоконтроля

1. Проведете характеристику социально-экономической сущности безработицы в условиях рыночных отношений экономики.

2. Назовите методы и формы социальной работы с безработными в условиях центра занятости населения.

3. Охарактеризуйте особенности социальной работы с не конкурентоспособными категориями граждан.

Рекомендуемая литература

«О занятости населения в Российской Федерации» Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 – 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 97-ФЗ.

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.

Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.

Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.

Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.

Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.018 с.)