Глава 1 Предмет макроэкономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Предмет макроэкономики.



Глава 1 Предмет макроэкономики.

 

Макроэкономический анализ

Различают два вида анализа макроэкономических процессов: ex post и ex ante:

макроэкономический анализ ex post, или национальное счетоводство, — это анализ статистических данных, который позволяет оценивать результа­ты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику для их решения и преодоления, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран;

макроэкономический анализ ex ante — это прогнозное моделирование эконо­мических процессов и явлений на основе определенных теоретических кон­цепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными. Это и есть макроэкономика как наука.

В своем анализе экономических процессов макроэкономика использует те же принципы, что и микроэкономика:

• принцип рациональности поведения экономических агентов, означа­ющий, что агент выбирает оптимальное решение, сопоставляя выгоды и из­держки;

• принцип «при прочих равных условиях», заключаю­щийся в допущении, что все другие переменные за исключением тех, кото­рые рассматриваются в данный момент, не меняются;

• принцип абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных для анализа данного процесса или явления факторов и выделения только наи­более значимых;

• сочетание позитивной экономической теории, отражающей фактиче­ское состояние дел, с нормативной экономической теорией, показывающей, как должны развиваться экономические процессы;

• сочетание индуктивного метода, с помощью которого экономисты со­бирают, систематизируют и обобщают факты, и дедуктивного метода, позво­ляющего выдвинуть ту или иную гипотезу, т.е. логическое умозаключение, объясняющее какой-либо экономический процесс;

• широкое использование графиков для иллюстрации экономических закономерностей, связей между переменными и др.

Вместе с тем, важнейшим принципом макроэкономического анализа выступает агре­гирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупно­сти, или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования.

Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Оно основано на абстрагировании — отвлечении от несущественных для целей исследования черт и факторов.

Агрегирование, основанное на выявлении типичных черт экономическо­го поведения, дает возможность выделить четыре макроэкономических аген­та: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор. Домохозяйства — это совокупный, рационально действую­щий макроэкономический агент, цель экономической деятельности которо­го состоит в максимизации полезности. Домохозяйства являются:

собственниками экономических ресурсов (труда, земли, капитала и пред­принимательских способностей).

Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расхо­ды), а оставшуюся часть сберегают и поэтому выступают:

• основными покупателями товаров и услуг;

основными сберегателями и поэтому кредиторами, обеспечи­вая предложение кредитных средств в экономике.

Фирмы — это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы являются:

• основными производителями товаров и услуг в экономике;

покупателями экономических ресурсов, с помощью которых осуществ­ляется процесс производства.

Для расширения производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому они являются

покупателями инвестиционных товаров, т.е. предъявляют спрос на часть произведенной в экономике продукции.

Поскольку выручка от продаж выплачивается домохозяйствам в виде факторных доходов, то для финансирования своих инвестиционных расхо­дов фирмы используют, как правило, заемные средства, выступая

• основными заемщиками в экономике, предъявляя спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство — это рационально действующий макроэконо­мический агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздейство­вать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Основная за­дача государства в рыночной экономике состоит в устранении провалов рынка (market failures) и максимизации общественного благосостояния (social welfare).

Государство выступает:

производителем общественных благ;

• покупателем товаров и услуг, что необходимо для обеспечения функ­ционирования государственного сектора;

перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

• в зависимости от состояния государственного бюджета — кредитором или заемщиком на финансовом рынке;

• регулятором и организатором функционирования рыночной экономики, во-первых, создавая и обеспечивая институциональные основы эффек­тивного развития экономики (законодательная база, система безопасности, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает "правила игры",

во-вторых, проводя макроэкономическую политику, которая делится на структурную, направленную на обеспечение экономического роста, и конъ­юнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание цикличе­ских колебаний экономики (обеспечение полной занятости ресурсов и ста­бильного уровня цен). Основными видами макроэкономической политики являются:

фискальная (или бюджетно-налоговая) политика,

монетарная (или денежно-кредитная) политика,

внешнеторговая политика,

политика доходов (политика "заработная плата — цены").

Частный и государственный секторы образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор — это совокупный рационально действующий макроэкономический агент, объединяющий все остальные страны мира, с которыми данная страна взаимодействует посредством:

международной торговли, т.е. покупки и продажи товаров и услуг (экс­порт и импорт товаров и услуг);

перемещения капиталов, т.е. покупки и продажи финансовых активов — ценных бумаг (экспорт и импорт капитала).

Добавление в анализ иностранного сектора дает открытую экономику.

Совокупный спрос

Как уже отмечалось, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

Несмотря на различия аргументации, используемой представителями различных экономических школ и направлений при обосновании вида кривой совокупного спроса, подавляющее большинство учёных трактует ее как убывающую зависимость от общего уровня цен.

Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше рас­ходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис.3.1). Каждая точка кривой совокуп­ного спроса (кривой AD) показывает величину совокупных расходов всех ма­кроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен.

На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска — реальный ВВП—Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денеж­ных единицах (в долларах, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат — общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (У1) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других.

Рис. 3.1

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса, поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода (микроэкономический анализ). Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, про­изведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

• эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки);

• эффектом Пигу (или эффектом богатства);

• эффектом импортных закупок.

Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвести­ции. Т.е. когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и ин­вестиций.

Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной мас­сы в экономике остается постоянным. Когда уро­вень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Таким образом, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса повышает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предпри­ятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изме­нения процентной ставки. Фирма, которая рассчи­тывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, напри­мер, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, ска­жем, до 12%. Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать до­ма или автомобили. Итак, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

эффект Пигу (эффект реального богатства ), или эффект реальных денежных за­пасов— (назван в честь из­вестного английского экономиста Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы»). Означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потребления и, следова­тельно, совокупного спроса:При более высоком уровне цен ре­альная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — на­ходящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы, отложит крупные покупки. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет, и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокраща­ется совокупный спрос в национальной экономике. Объемы импорта и экспорта в государстве зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен в стране и за границей. Так, если уровень цен в России поднимется по сравнению с ценами за рубежом, российские покупатели будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных. А иностранцы будут поку­пать меньше российских товаров, что приведет к уменьшению нашего экспорта. Т.е., при прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым в совокупном спросе нашей страны сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт).

И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в стране способствует со­кращению нашего импорта и увеличению экспорта и, тем самым, увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

Помимо вышеперечисленных ценовых факторов, на изменение характера сово­купного спроса (приводят к смещению кривой AD) оказывают влияние неценовые факторы,

К неценовым факторам AD относится всё то, что вли­яет:

1) на потребительские расходы домохозяйств (благо­состояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);

2) на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, на­логи на бизнес);

3) на государственные расходы (государственная по­литика);

4) на чистый экспорт (колебания валютных курсов, ус­ловия на внешних рынках и т. д.).

Изменение совокупного спроса (рис.3.2) отражается на графике сдвигом кривой AD вправо или влево.

Рис. 3.2

Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо, (Рис. 3.2, движение от AD1 к AD2) Данный сдвиг указывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг увеличива­ется. Сдвиг кривой AD влево (от AD1 к AD3), показывает со­кращение совокупного спроса, означающее, что индивиды будут приобретать меньший объем товаров и услуг, нежели прежде, при различных уровнях цен.

Совокупное предложение

Совокупное предложение AS (aggregate supply) – это общее коли­чество конечных товаров и услуг, которое может быть пред­ложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.

Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране называют кривой предложения AS.

На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы.

Первые изменяют объем совокупного предложения ( пе­ремещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в техно­логии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, на­логообложении фирм, структуре рынка и т. д.) приводят к сдвигу кривой AS.

У экономистов разных школ не существует полного единодушия в отношении форм этой кривой. Кейнсианская и неоклассическая школы по-разному трактуют ее конфигурацию. Это объясняется тем, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации, в общем виде представленные графически на рисунке 3.3:

1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1 на графике;

2) состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2;

3) состояние полной занятости – отрезок 3.

Первые два отрезка соответствуют кейнсианским представлениям о поведении кривой совокупного предложения.

Кейнсианская модель описывает экономику в корот­ком периоде и основана на следующих предпосылках:

а) неполная занятость в экономике;

б) цены на товары и номинальная заработная плата жест­кие.

в) реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна илиимеет слабый положительный наклон

Теория Д. Кейнса создавалась на практическом фоне массовой безработицы и хронического недоиспользования наличных производственных мощностей. (Дж. М. Кейнс создавал свой главный труд во время кризиса 1929 – 1933 гг.), Согласно кейнсианским воззрени­ям экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен.

Рис.3.3

Так, вплоть до достижения объема производства, соответствующего т. «В», фирмы будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, неза­нятая рабочая сила. Кривая – горизонтальна.

Предположение об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается на практике поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную рабо­ту или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Поэтому в краткосрочном периоде расши­рение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен.

Отрезок 2 означает, что экономика при­ближается к состоянию полной занятости. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необ­ходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек предприятий, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльно­сти, предприятиям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервале от т. «В» до т. «F» расширение реального объема производст­ва сопровождается ростом уровня цен. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон.

Необходимо отметить, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального вы­пуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой. (Потенциальный выпуск - объем производства при полной занятости ресурсов).

Полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10— 20% от их общего объема и естественного уровня безработицы вразмере 6,5—7,5% от общей численности рабочей силы. (Эти по­казатели могут варьироваться по различным странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.)

Таким образом, объем совокупного предложения в кратко­срочном периоде зависит главным образом от величины совокуп­ного спроса. В условиях неполной занятости факторов производ­ства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают, прежде всего, изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен (рис. 3.4).Эмпирические данные подтверж­дают это положение.

Если правительство хочет увеличить объем выпуска в эконо­мике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно должно стимули­ровать совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики — например, увеличить государственные расходы, сни­зить налоги, расширить предложение денег и т.п. (см. рис.3.4).

Рис.3.4

Классическая и неоклассическая школы исходят из того, что ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т.е. совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Совокупный спрос, по мнению представителей классической школы, всегда соответствует совокупному предложению. В соответствии со взглядами классической школы в экономике действует закон Сэя, предложенный известным француз­ским экономистом начала XIX в. Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», по­скольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Так, например, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса (труда), соб­ственником которого он является, а с другой — покупателем товаров и ус­луг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сум­ма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг), и покупателем (экономических ресурсов). До­ход, получаемый от продажи своей продукции (выручку от продаж), она расходует на покупку факторов производства (выплату факторных доходов собственникам экономических ресурсов). Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои до­ходы в расходы.

Классическая и неоклассическая школы рассматривает экономику в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период — это период, в течение которо­го цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на това­ры так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. При этом в действие рыночного механизма государство не вмешивается.

Долгосрочная кривая AS отражает производственные воз­можности страны и строится исходя из следующих условий:

а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен;

б) изменения в факторах производства и технологии осу­ществляются медленно;

в) экономика функционирует при полной занятости фак­торов производства и, следовательно, объем производ­ства равен потенциальному;

г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их из­менения поддерживают равновесие на рынках.

В данных условиях кривая AS вертикальна. Она харак­теризует естественный (потенциальный) уровень объема производства (рис.3.3), т. е. объема производства в усло­виях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на есте­ственном уровне.

На графике (рис.3.3) этому состоянию соот­ветствует уровень реального объема производства в точке F. Отметим, что полная занятость — это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической без­работицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная) при этом могут и должны суще­ствовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. (Подробнее об этом речь пойдет в дальнейших главах).

Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения произ­водства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Поэтому перемещение вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реаль­ный объем производства остается на одном и том же уровне, соответствующем точке F.

Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции.

К смещению кривой AS приводят изменении величины факто­ров производства или технологии. Важнейшие из них — изменение цен на факторы произ­водства. Например, удорожание такого фактора как труд приведет к левостороннему смещению кривой AS, сниже­ние цены труда выразится в правостороннем смещении. Аналогичные изменения произойдут в связи с динамикой цен на сырье и материалы. Так, повышение цен на энер­горесурсы неизбежно вызовет левостороннее смещение кривой AS. Если такие изменения отсут­ствуют, то долгосрочная кривая AS фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен. (См. рис. 3.5)


Рис. 3.5

Модель «AD – AS»

Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Подчеркнем, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном (рис.3.6).

Рис.3.6

На этом графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный про­дукт полностью куплен (национальный доход равен сово­купным расходам). Точка E1 — это равновесие при непол­ной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфля­ции. Точка Е2 — это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 — это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

Выбрать тот, или иной вариант действия – это задача правительства страны, которое руководствуется программой выбранной в соответствии с экономической политикой, исходя из конкретных обстоятельств.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает понятие макроэкономическое равновесие»?

2. В рамках каких школ были созданы основные мидели равновесия?

3. В чем заключается общий смысл любой модели равновесия?

4. какую макроэкономическую модель и почему можно считать базовой для анализа ситуации»равновесие-неравновесие».

5. Что представляют собой такие категории как «совокупный спрос» и «совокупное предложение»? Какие факторы воздействуют на данное явление?

6. В чем суть классического подхода к проблеме макроэкономического регулирования?

7. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кри­вой совокупного спроса.

8. Какими причинами можно объяснить увеличение и уменьшение кривой совокупного предложения?

Инвестиции

Если потребительские расходы, как первый компонент со­вокупного спроса, относительно стабильны, то второй компо­нент - инвестиции, наоборот, изменчивы.

Инвестициями называются долгосрочные вложения, осуществляемые государством или фирмами в различные отрас­ли экономики как внутри страны, так и за границей.

Инвестиционный спрос состоит из двух частей: из спроса на восстановление изношенного капитала и из спроса на увеличение чистого реального капитала. Инвестиционный спрос — самая изменчивая составляющая совокупного спроса. Она зависит от состояния экономической конъюнктуры и субъективных решений предпринимателей.

Основные типы инвестиций:

1) производственные инвестиции; основной капитал (здания, оборудование);

2) инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ); (незавершенное производство, сырье);

3) инвестиции в жилищное строительство (приобретение домов для про­живания или сдачи в аренду);

4) человеческий капитал (образование, здравоохранение).

В зависимости от функционального назначения инвестиции в основной капитал бывают чистыми (покупка нового оборудо­вания) и восстановительными (восстановление изношенного оборудования).

В зависимости от специфики формирования по доходу инвестиции могут быть автономными (не вызванными ростом совокупного спроса) и индуцированными (вызванные ростом национального дохода)

Простейшая функция автономных инвестиций имеет вид:

I = е -dR

где I - автономные от совокупного дохода инвестиционные расходы;

е - автономные инвестиции, определяемые внешними эко­номическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.);

R - реальная ставка процента;

d - эмпирический коэффициент чувствительности инвести­ций к динамике ставки процента.

Факторы, определяющие динамику инвестиций:

1) ожидаемая норма чистой прибыли;

2) реальная ставка процента;

3) уровень налогообложения;

4) изменения в технологии производства;

5) наличный основной капитал;

6) экономические ожидания;

7) динамика совокупного дохода.

Наращивание инвестиций ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, названного мультипликатором. Дословно мультипликатор означает множитель.

Суть эффекта мультипликации в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Рассмотрим влияние инвестиций на рост национального дохода, используемого на потребление (мультипликатор спроса). Используем условный пример.

Допустим, первоначальный рост инвестиций равен 1000 руб. Они вызвали рост доходов, т.к. инвестиции – это строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, наем рабочих и все владельцы факторов производства, предоста­вившие для этого ресурсы, получат свой доход. «Основной психологический закон», как известно, говорит о том, что с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Предположим, что пре­дельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Следовательно, из 1000 руб. только 800 руб. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т.е. MPS = 0,2. Например, рабочиечасть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другую часть дохода рабочие сберегут. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его, производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбереже­ний. То есть из 800 руб. на потребление (МРС =0,8) тоже будет направлено лишь 80%, следовательно, прирост национального дохо­да, используемого на потребление, составит 800 0,8 = 640 руб. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 руб. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса, или используемого национального дохода более чем на 1000 руб. - 1000 + 800 + 640 и т.д. руб. Предел суммы геометрической прогрессии, составит 5000 руб. Эта цифра подсчитана по формуле: 1000 (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + 0,84 +...) = 1000 = =5000. Таким образом, инвестиции в 1000 руб. вызвали 5-крат­ный рост национального дохода, используемого на потреб­ление. Это и есть мультипликатор. Умножив 1000 руб. на некий коэффициент (в нашем случае k=5), мы получили рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями.

Мультипликатор рассчитывается по формуле

k = =

Чем выше склонность к потреблению, тем больше k, тем большее увеличение национального дохода будет сопро­вождать первоначальный прирост инвестиций.

До настоящего момента мы рассматривали эффект муль­типликатора, связанный с ростом потребительских расхо­дов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости. Принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Р.Каном в 1931 г., еще до выхода в свет работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Р.Кан исследовал, как первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и, создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях или сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость создала, например, доходы рабочих, которые приобрели телевизоры. Рост спроса на этот товар побудит производителей телевизоров расширять производство, закупать оборудование, нанимать рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции в долгосроч­ном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и уве­личивая в целом национальный доход.

Так как инвестиции финансируются из предпри­нимательской прибыли, а последняя растет с ростом совокупно­го дохода Y,то и инвестиции увеличиваются с ростом Y. При этом с ростом совокупного дохода возрастают не только соб­ственно производственные инвестиции, но и инвестиции в то­варно-материальные запасы и в жилищное строительство, так как на подъеме экономики увеличиваются стимулы к пополнению истощившихся запасов капитала и повышается спрос на жилые дома.

До сих пор речь шла о так называемых автономных инвестициях, т.е. капи­таловложениях, независимых от объема и динамики наци­онального дохода. Эта ситуация — некое упрощение вза­имосвязей, существующих в масштабах национальной эко­номики. В реальной действительности наблюдается взаимодействие (взаимовлияние) инвестиций и дохода. Ав­тономные инвестиции, осуществленные в виде первона­чальной «инъекции», вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода.

Оживление деловой активности, рост занятости приве­дут к повышению склонности к инвестированию у различ­ных групп предпринимателей. То есть с ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются индуцированными (стимулированными, порождаемыми устойчивым увеличением спроса на товары и услуги ), величина которых возрастает по мере роста ВВП.

Индуцированные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономиче­ский рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора (акселератор — ускоритель).

Но данное ускорение может иметь место и в другую сторону - сокращение дохода будет (вследствие эффектов мультипликации и акселерации) сокращать и индуцированные инвестиции, а это будет вести к стагнации экономики.

Виды экономических циклов.

Современные исследователи отмечают устойчивую повторяемость и регулярность следующих циклов:

Циклы Кузнеца ( Саймон Кузнец американский экономист российского происхож­дения, получил Нобелевскую премию за свои работы в области эконо­мического роста), связаны с долгосрочным накоплением факторов производства (инвестиции, строительство и миг­рация), имеющие период 15—23 года.

Малые циклы Китчина (Джозеф Китчин, южно-африканский статистик и торговец золотом) продолжительностью 2—4 года. Их обычно связывают с нарушением и восстановлением равновесия на товарном рынке вследствие периодического массового обнов­ления номенклатуры продукции, а также с изменениями в банковском клиринге и оптовых ценах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.1 с.)