Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обзор историографии по благотворительности
Современные исследователи называют от 4 до 11 тысяч работ, статей, авторских и статистических сборников, существовавших к 1917 году и принадлежавших перу историков, архивистов, церковнослужителей, чиновников, государственных и общественных деятелей, издателей и др. К рубежу XIX-XX столетий известен уже целый ряд исследователей, избравших историю становления и развития благотворения в России, как в общем, так и по отдельным направлениям, специальным предметом для своих исследований (Бензин В.В., Папков А., Рункевич С.Г., Юшков С.В., Соколовский М.К., Кудрявцев А.Н., Максимов Е.Д.). Более того, эта исследовательская деятельность всемерно поощрялась царствующим домом в виде чинов, орденов и премий. [11] Важность осмысления истории и опыта благотворения в стране вызвала и появление специализированных журналов, на страницах которых публиковались материалы, освещающие проблемы истории, теории и практики благотворения в стране и за рубежом: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России». В настоящее время исследование благотворительности составляет объект многих серьезных дисциплин: истории, философии, этики, социологии, психологии, политэкономии, юриспруденции. В 2001 году вышел очень полезный сборник «Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001». [12] Издание стало «площадкой» для обсуждения данной проблемы от теоретиков до практиков, но, по мнению аналитиков, в нем отсутствуют работы, раскрывающих технологии благотворительности как взаимодействия социальных групп и социальных институтов. Завершая краткий обзор историографии, хочется отметить, что в обществе складывается новое понимание целей и задач филантропии, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера. Всё это заставляет исследователей вновь, но на более качественном и профессиональном уровне обратиться к истории развития благотворительности в России.
1.4. Развитие благотворительности в России «Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера», - отмечал знаменитый поэт Иосиф Бродский. [27] Поэтому современное состояние общества неотделимо от важнейших традиций исторического становления государственности в России. Каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений.
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят истоки сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. С.М.Соловьев писал, что «в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от лишних, слабых и увечных сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством». [24] Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. Необходимо отметить, что доброделание как составная часть учения была присуща не только христианству, но и другим традиционным религиям: исламу, иудаизму, буддизму, которые также накопили огромный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый тысячелетиями. Интересно, что лидерами «Рейтинга мировой благотворительности» CAF 2015 года стала Мьянма (Бирма) – государство в Юго-Восточной Азии, а Россия заняла только 129-е место (Россия жертвовала, минуя рейтинг)… Авторы рейтинга традиционно объясняют это национальной религиозной культурой: наличием в стране сильной общины буддистов Тхеравады. [25] Объектами благотворительности и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы. Российское общество во все времена к благотворительности относилось положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета; во-вторых, необходимую часть организации жизни общества, строящегося изначально на неравноправии. В отсутствие благотворительности значительная часть беднейших слоев населения была обречена на вымирание или, доведенная до отчаяния, являлась инициатором бунтов, погромов, восстаний и революций. Это четко прослеживалось на протяжении всей истории развития России.
И каждый раз на историческом небосклоне зажигались звезды «особой породы» деловых людей – настоящих личностей, которые огромными усилиями, порой ценой своей жизни, пытаются удержать стремительный ход истории, но… не всё подвластно человеку. Может быть потому, что в истории России редко выдавались спокойные годы, а чаще войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы, требующие сплочения общества. Русскому человеку, более чем другим, свойственны чувства гражданственности, патриотизма, общности и сострадания. На этом основывалась такая черта характера россиян, как стремление быть уважаемым человеком в обществе. Эти чувства нередко использовались правителями России для развития системы благотворительности и укрепления державы. Но самое главное они уже сделали – через доброделание стали частью российской истории, лучшей частью! А что же мы, современники?.. Мы будем учиться на этих достойных примерах. В рамках данной исследовательской работы трудно перечислить имена всех знаковых фигур, внесших значительный вклад в историю российской благотворительности, но я постараюсь поделиться важными наблюдениями. Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. v I этап — IX-XVI вв. Благотворительность в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. Великий князь киевский Владимир сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. v II этап — начало XVII века до реформы 1861 года. Происходит зарождение государственных форм социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами. Осуществляются нововведения в социальной сфере — основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д. В 1803 году граф Шереметьев учредил с высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 году построил больницу с флигелем, аптекой и лабораторией. Великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская в 1844 году в Петербурге организовали первую Свято-Троицкой общину сестер милосердия. v III этап — 60-е годы XIX до начала XX вв. Появляются новые подходы к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело. Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке С.Морозова в 1898 году был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ).
П.Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 году, когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве. Стараниямикупца 1-й гильдии, Почетного гражданина Москвы Козьмы Солдатенкова в 1910 году была открыта больница с прогрессивным и качественным лечением для всех нуждающихся «вне зависимости от вероисповедания, сословия и наличия званий» (позднее – Больница имени С.П.Боткина). В это время великая княгиня Елизавета Федоровна Романова основала Марфо-Мариинскую обитель. Здесь действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все учреждения обслуживались сестрами. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Обитель считалась лучшей в Москве. В «золотой фонд» российского меценатства вошли имена самарских благотворителей: К.П. Головкина, В.А. Курлиной, М.Д. Челышова и братьев Шихобаловых, Альфреда фон Вакано. v IV этап - 1917 год до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д. Этот этап практически не исследовался в советское время, так как противоречил идеологическим установкам. Так, словарь иностранных слов трактует филантропию как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы». [9 ] А как же Антон Семенович Макаренко? Согласно позиции ЮНЕСКО (1988г.) Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д.Дьюи, Г.Кершенштейнером и М.Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке. [14] Уникальность Макаренко состоит в том, что в 1920 году он создал трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. 14 лет трудился без выходных и отпусков, а по ночам описывал свой опыт для будущих поколений. За время своей деятельности великий педагог вернул в трудовую жизнь более трех тысяч человек, создал два завода, выпускавших передовую продукцию, важную для обороны страны, в том числе фотоаппараты ФЭД (в честь революционного деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского).
v V этап - конец 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов: Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд других. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. На начало 1996 года в России было зарегистрировано около 10 тысяч общественных объединений из них более 1,5 тысяч можно отнести к разряду благотворительных. Сегодня известно, что знаменитые супруги Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вкладывали миллионы долларов в российскую медицину: основывали новые медицинские учреждения, оснащали современным оборудованием старые больницы, поддерживали развитие консерваторий. В России ими основано два благотворительных фонда. В последние годы развитие благотворительности в российском обществе становится одним из важнейших приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен «Годом благотворительности». Это обусловлено не только огромной ролью феномена благотворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но и реалиями времени. Дело в том, что потребность в благотворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для одних членов общества благотворительная деятельность становится способом сохранения душевного здоровья, для других - чуть ли не единственным условием выживания. Миграция, безработица, преступность, разрушение семьи, рост социальных отклонений - это тот общественный фон, который определил масштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в стране. Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту проблематики указанных категорий населения. Более того, в благотворительной поддержке нуждаются те люди, которые не смогли адаптироваться к изменившимся реалиям. Поэтому необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию данного социально-культурного феномена. [16]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.) |