Обзор историографии по благотворительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор историографии по благотворительности



Современные исследователи называют от 4 до 11 тысяч работ, статей, авторских и статистических сборников, существовавших к 1917 году и принадлежавших перу историков, архивистов, церковнослужителей, чиновников, государственных и общественных деятелей, издателей и др.

К рубежу XIX-XX столетий известен уже целый ряд исследователей, избравших историю становления и развития благотворения в России, как в общем, так и по отдельным направлениям, специальным предметом для своих исследований (Бензин В.В., Папков А., Рункевич С.Г., Юшков С.В., Соколовский М.К., Кудрявцев А.Н., Максимов Е.Д.). Более того, эта исследовательская деятельность всемерно поощрялась царствующим домом в виде чинов, орденов и премий. [11]

Важность осмысления истории и опыта благотворения в стране вызвала и появление специализированных журналов, на страницах которых публиковались материалы, освещающие проблемы истории, теории и практики благотворения в стране и за рубежом: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России».

В настоящее время исследование благотворительности составляет объект многих серьезных дисциплин: истории, философии, этики, социологии, психологии, политэкономии, юриспруденции. В 2001 году вышел очень полезный сборник «Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001». [12] Издание стало «площадкой» для обсуждения данной проблемы от теоретиков до практиков, но, по мнению аналитиков, в нем отсутствуют работы, раскрывающих технологии благотворительности как взаимодействия социальных групп и социальных институтов.

Завершая краткий обзор историографии, хочется отметить, что в обществе складывается новое понимание целей и задач филантропии, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера. Всё это заставляет исследователей вновь, но на более качественном и профессиональном уровне обратиться к истории развития благотворительности в России.

 

1.4. Развитие благотворительности в России

«Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера», - отмечал знаменитый поэт Иосиф Бродский. [27] Поэтому современное состояние общества неотделимо от важнейших традиций исторического становления государственности в России. Каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений.

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят истоки сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. С.М.Соловьев писал, что «в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от лишних, слабых и увечных сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством». [24]

Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. Необходимо отметить, что доброделание как составная часть учения была присуща не только христианству, но и другим традиционным религиям: исламу, иудаизму, буддизму, которые также накопили огромный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый тысячелетиями. Интересно, что лидерами «Рейтинга мировой благотворительности» CAF 2015 года стала Мьянма (Бирма) – государство в Юго-Восточной Азии, а Россия заняла только 129-е место (Россия жертвовала, минуя рейтинг)… Авторы рейтинга традиционно объясняют это национальной религиозной культурой: наличием в стране сильной общины буддистов Тхеравады. [25]

Объектами благотворительности и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.

Российское общество во все времена к благотворительности относилось положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета; во-вторых, необходимую часть организации жизни общества, строящегося изначально на неравноправии. В отсутствие благотворительности значительная часть беднейших слоев населения была обречена на вымирание или, доведенная до отчаяния, являлась инициатором бунтов, погромов, восстаний и революций. Это четко прослеживалось на протяжении всей истории развития России.

И каждый раз на историческом небосклоне зажигались звезды «особой породы» деловых людей – настоящих личностей, которые огромными усилиями, порой ценой своей жизни, пытаются удержать стремительный ход истории, но… не всё подвластно человеку. Может быть потому, что в истории России редко выдавались спокойные годы, а чаще войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы, требующие сплочения общества. Русскому человеку, более чем другим, свойственны чувства гражданственности, патриотизма, общности и сострадания. На этом основывалась такая черта характера россиян, как стремление быть уважаемым человеком в обществе. Эти чувства нередко использовались правителями России для развития системы благотворительности и укрепления державы. Но самое главное они уже сделали – через доброделание стали частью российской истории, лучшей частью! А что же мы, современники?.. Мы будем учиться на этих достойных примерах.

В рамках данной исследовательской работы трудно перечислить имена всех знаковых фигур, внесших значительный вклад в историю российской благотворительности, но я постараюсь поделиться важными наблюдениями.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

v I этап — IX-XVI вв. Благотворительность в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. Великий князь киевский Владимир сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью.

v II этап — начало XVII века до реформы 1861 года. Происходит зарождение государственных форм социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами. Осуществляются нововведения в социальной сфере — основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д. В 1803 году граф Шереметьев учредил с высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 году построил больницу с флигелем, аптекой и лабораторией. Великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская в 1844 году в Петербурге организовали первую Свято-Троицкой общину сестер милосердия.

v III этап — 60-е годы XIX до начала XX вв. Появляются новые подходы к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело. Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке С.Морозова в 1898 году был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ).

П.Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 году, когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве.

Стараниямикупца 1-й гильдии, Почетного гражданина Москвы Козьмы Солдатенкова в 1910 году была открыта больница с прогрессивным и качественным лечением для всех нуждающихся «вне зависимости от вероисповедания, сословия и наличия званий» (позднее – Больница имени С.П.Боткина).

В это время великая княгиня Елизавета Федоровна Романова основала Марфо-Мариинскую обитель. Здесь действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все учреждения обслуживались сестрами. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Обитель считалась лучшей в Москве.

В «золотой фонд» российского меценатства вошли имена самарских благотворителей: К.П. Головкина, В.А. Курлиной, М.Д. Челышова и братьев Шихобаловых, Альфреда фон Вакано.

v IV этап - 1917 год до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д. Этот этап практически не исследовался в советское время, так как противоречил идеологическим установкам. Так, словарь иностранных слов трактует филантропию как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы». [9 ] А как же Антон Семенович Макаренко? Согласно позиции ЮНЕСКО (1988г.) Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д.Дьюи, Г.Кершенштейнером и М.Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке. [14] Уникальность Макаренко состоит в том, что в 1920 году он создал трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. 14 лет трудился без выходных и отпусков, а по ночам описывал свой опыт для будущих поколений. За время своей деятельности великий педагог вернул в трудовую жизнь более трех тысяч человек, создал два завода, выпускавших передовую продукцию, важную для обороны страны, в том числе фотоаппараты ФЭД (в честь революционного деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского).

v V этап - конец 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов: Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд других. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. На начало 1996 года в России было зарегистрировано около 10 тысяч общественных объединений из них более 1,5 тысяч можно отнести к разряду благотворительных.

Сегодня известно, что знаменитые супруги Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вкладывали миллионы долларов в российскую медицину: основывали новые медицинские учреждения, оснащали современным оборудованием старые больницы, поддерживали развитие консерваторий. В России ими основано два благотворительных фонда.

В последние годы развитие благотворительности в российском обществе становится одним из важнейших приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен «Годом благотворительности». Это обусловлено не только огромной ролью феномена благотворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но и реалиями времени. Дело в том, что потребность в благотворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для одних членов общества благотворительная деятельность становится способом сохранения душевного здоровья, для других - чуть ли не единственным условием выживания. Миграция, безработица, преступность, разрушение семьи, рост социальных отклонений - это тот общественный фон, который определил масштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в стране. Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту проблематики указанных категорий населения. Более того, в благотворительной поддержке нуждаются те люди, которые не смогли адаптироваться к изменившимся реалиям. Поэтому необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию данного социально-культурного феномена. [16]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)