Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.



Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1.Государственно–волевой характер, то есть выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2.Нормативность, то есть выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;

3.Взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4.Общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5.Формальная определенность, то есть выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6.Системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7.Регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8.Установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства;

Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.

По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.

Социальная ценность права определяется:

1.Общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

2. Инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях;

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знании о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволения, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта выбора предмета изучения правопонимание может быть иным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Объективно человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурно-логических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограниченно рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя ещё и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

В истории правовой мысли сформировалось три основных подхода в понимании права (три основные концепции):

Нормативный.

Социологический.

Нравственный или естественно-правовой (ценностный или аксеоло- гический).

Нормативный подход говорит, что право есть не что иное, как система норм, правил поведения, которые устанавливаются государством, т.е. все зависит от государства. Такой подход господствовал в нашей стране в период с 1930-х по 90-е года.

Социологический подход сформировался преимущественно в 20 веке и в основном в американской правовой мысли. В соответствии с этим подходом право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е. мерой всех вещей является общество. (Жизнь намного богаче, разнообразнее, чем правовые нормы; жизнь развивается, а правовые нормы не успевают за развитием общества; судьи сами могут творить, создавать право).

Согласно нравственному подходу, право - это различные правовые идеи, представления, взгляды людей на право (о праве), которые опираются на естественное право. В науке ТГП существует три ответвления нравственного подхода: естественно-правовая теория, психологическая теория права и соли- даризм. Нормы, установленные государством, сторонники нравственного подхода называют позитивным правом, но они указывают, что существует и естественное право. В этом случае мерой всего является человек.

Существует еще и четвертый подход - интегративный или интегральный, который включает в себя черты вышеназванных концепций. Здесь признается нормативность права, одновременно допускает создание норм судьями, когда их прецеденты соответствуют реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, как право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Содержание его определяется социально- экономическим, политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности и другими факторами. Однако в настоящее время по поводу этого подхода имеются самые разные мнения, и проблема является дискуссионной.

Развитие правопонимания в России. В 20-е годы советская наука рассматривала право как систему общественных отношений, охраняемых государством (Стучка, Пашуканис, Рейснер). Такое понимание права существовало до 1938 года.

В 1938 году в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание работников юридической науки. На нем выступил академик Вышинский (в то время был Генеральным прокурором СССР), который, проводя в жизнь сталинские идеи и воззрения, формулирует новое определение права. Стучка, Пашуканис, Рейснер объявляются врагами народа, а их взгляды враждебными. Вышинский предложил понимать право в следующей форме: право совокупность установленных государством норм, охраняемых принудительной силой государства. Акцент при этом делался на принуждение. В данном определении ясно просматривается нормативный подход в понимании права. Начиная с 1938 года, такое понимание права господствовало и господствует (после смерти Сталина определение Вышинского было модернизировано и акцент, делавшийся на принуждение, был снят) до настоящего времени.

В середине 50-х годов (примерно с 1956 года) стала высказываться точка зрения, что право - это единство норм и правоотношений; правовые нормы надо рассматривать в действии (Кечекьян, Пионтковский). Данное понимание права является слишком широким, и его можно считать разновидностью социологического подхода. В 60-х годах ученые стали определять право не как совокупность, а как систему установленных государством норм, охраняемых принудительной силой государства.

Примерно в 1965 году проф. Миколенко высказал точку зрения, согласно которой право - это не только нормы и правоотношения, но и правосознание, взятые в единстве. Автор этого взгляда составляет следующую цепочку: правосознание (идеи, взгляды, представления о праве; сначала право находится в правосознании) - нормы права (идеи, взгляды, представления о праве осуществляются в нормах права, отливаются в них) - правовые отношения. Всё это, взятое в единстве, и есть право. Данная точка зрения не нашла поддержки в научных кругах советской ТГП и не получила своих последователей.

В 70-х годах в науке ТГП получили распространение самые различные взгляды. В 1979 году журнал «Советское государство и право» (1979 г. №№ 7-8) провел «Круглый стол» по вопросу о понятии права. И узконормативный, и социологический и нравственный подходы имели место; оказалось, что в нашей стране нет единства взглядов на понятие права.

В конце 80-х - начале 90-х годов в отечественной науке стал пробивать себе дорогу нравственный подход в понимании права в его естественно- правовом варианте. Была возрождена теория правового государства. В соответствии с этим подходом под правом понимается мера свободы, мера справедливости, которые коренятся в естественных правах человека. Право - нечто зарождающееся в самой жизни, а не установленное государством. Этот подход в настоящее время завоевывает все больше и больше симпатий и получает нормативное закрепление (гл. 2 Конституции РФ исходит из естественных прав человека). Теория естественного права исходит из того, что человек обладает правами и свободами от природы или Бога. Назначение государства состоит в том, чтобы охранять и гарантировать эти права, осмыслить естественное право и закрепить, формально определить его в нормах. Нравственный подход впитывает, учитывает, основывается на нормы морали и является гуманистическим подходом.

 

2. Классовое и общесоциальное в праве. Функции права.

Право, как и государство, характеризуется двойственной природой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой — долговременные интересы всего общества.

Классовая: Социальные группировки, находящиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.

Общесоциальная: В любом государстве право является не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, проявлением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение индивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.

В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти.

Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.

Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение цивилизации от классовой к общесоциальной природе государства и права. Действует закономерность: уменьшение классовой составляющей в пользу увеличения общесоциальной составляющей. Право постепенно все более и более становится средством социального компромисса в масштабах общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы личности.

Сущность современного права — объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства.

 

Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

В юридической науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путём определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

·общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

·межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

·отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

·функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

 

3. Право и экономика.

Право и экономикане просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Характери формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами. Прежде чем приступить к анализу соотношения права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание классификации социальных систем. Длительное время в качестве единственно верного подхода к типологии социальных систем рассматривался марксистский подход, который выделял последовательно сменяющиеся общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Особенности взаимоотношений права и экономики, пределыгосударственно-правового вмешательства в экономику в рамках первой группы социальных систем представлены несколькими экономическими теориями. К основным из них относятся теории: «либерализма и свободного рыночного хозяйства» (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс); «институционализма» (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гелбрейт) и «регулируемого капитализма» (Р. Харрод, Дж. Кейнс).
Австро-американский экономист и политолог, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек объявлял единственно возможным и рациональным путем развития общества капиталистический путь с его част-ноиндивидуалистическими стимулами при минимальной бездействующей и организующей роли права по отношению к экономике. В самых общих чертах воззрения Ф. Хайека можно свести к следующим положениям:

основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности, следует максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;

не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической; свобода неделима и приложима только к индивидууму; свободное общество есть общество свободных людей;

сторонники системы «плановой экономики» требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом, тогда как либералырешительно возражают против замены конкуренции координацией сверху: конкуренцияпозволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения; Одним из направлений экономической теории первой трети XX в. явилась концепция институционализмаНазвание концепции (от лат. institutum – установление, устройство, учреждение) выражает намерение авторов дать системный анализпроцессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации «социального контроля» над рыночной экономикой. соотношение права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право – это средство в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя. Право является неотъемлемым элементом в любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциямиобеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организацияденежного обращения, сбор налогов, строительстводорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор.

4. Право и политика.

Право и политика тесно связаны друг с другом, они оказывают взаимное влияние.

Общее: и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Политика – деятельность гос-ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – гос-во как полит, организация всего общества.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;

2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращ. к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов). Для правового гос-ва является аксиомой, что всякое действие гос-ва, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.

3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конст.: 1) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью; 2) указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва; 3) гарантирует свободу эконом, деятельностити; 4) гарантирует разделение властей; 5) запрещает цензуру и т. п. По этим и многим другим вопросам политика гос-ва жестко связана правом. Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности; 4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

5. Право и мораль.

 

При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.

Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Единство права и морали состоит в следующем:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;

 

2) они преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

 

3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;

 

4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;

 

5) они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

 

Но наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия:

1) право и мораль различаются по способам их установления.

Правовые нормы устанавливаются, отменяются, дополняются, изменяются государством, а нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей;

 

2) они различаются по методам их обеспечения. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов;

 

3) правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, а нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни;

 

4) право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, совести, чести, долга, т. е. у них разные оценочные критерии и социальные мерки;

 

5) противоправные действия влекут за собой реакцию государства – юридическую ответственность. При нарушении моральных норм нарушитель подвергается моральному осуждению, это ответственность не перед государством, а перед обществом, семьей, окружающими людьми;

 

6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон;

 

7) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;

 

8) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

 

6. ПРАВО И СВОБОДА

 

Статья 2 Конституции РФ говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, неотчуждаемы, принадлежат ему от рождения, гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Ограничение этого положения: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

Обязанность государства состоит в признании (закреплении в нормативных актах прав и свобод человека), соблюдении (то есть обязанность государства не нарушать права и свободы человека) и защите прав и свобод человека и гражданина (когда государство создает правовые гарантии, направленные на восстановлению нарушенного права).

 

Права человека:

1) равенство перед законом и судом (независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям);

 

2) право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) – это основополагающее право. Для обеспечения этого права действует совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ: право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию; медицинским, научным или иным опытами т. д.;

 

а) право на свободу и личную неприкосновенность;

 

б) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В случаях, оговоренных в законе, могут быть установлены специальные правила, ограничивающие конституционные права и свободы граждан:

 

1) в отношении несовершеннолетних и лиц с психическими отклонениями;

 

2) в отношении лиц, страдающих тяжкими инфекционными заболеваниями (ВИЧ—инфекция, сифилис, туберкулез и т. д.);

 

3) в отношении лиц, проходящих срочную воинскую службу;

 

4) в отношении лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или находящихся после освобождения из исправительного учреждения под административным надзором;

 

5) право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

 

6) право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

 

7) право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства; право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

 

8) право частной собственности

ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова «правильное», «правда», «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость).

Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: «справедливость, не поддержанная силой, немощна» (Блез Паскаль).

Однако, подчеркнем еще раз, хотя принудительность и является объективным свойством права, не она, а справедливость определяет его сущность. Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу. На силу опирается произвол.

Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения меры между ущербом и выгодой каждой из сторон.

Распределяющая справедливость признает справедливым как равное, так и неравное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо.

Дальнейшее развитие идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «право есть искусство добра и справедливости»; «в праве нужно в максимальной степени обращать внимание на справедливость»; «предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное». Как отметил один из современных отечественных философов А.И. Новиков, «именно в Риме понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул».

В средние века связи права и справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права, в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.

Структура Российского права

1. Струкура права это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут

Структура права  
Институт права Подотрасль права Отрасль права
1.совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений 2.совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права 3. совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования
1.1 в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д. 2.2 в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких, как институт поставки, мены, подряда и др.   3.3 конституционное право; уголовное право; финансовое и др.
       

13. основные критерии классификации норм права по отраслям, оценка их значения в юридической науке

Под классификацией понимается «система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо отрасли знания или деятельности, человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов» или «распределение объектов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков».

Объект классификации. Под правовой нормой разными авторами понимается либо трехчленное образование, обязательно включающее гипотезу, диспозицию и санкцию, либо двучленная структура (гипотеза и диспозиция или гипотеза и санкция). Вместе с тем, там высказано суждение о существовании первичных норм или нормативных предписаний, которые непосредственно сформулированы в законах и других нормативных актах.

Критерии классификации норм права. Различные ученые называют множество различных видов правовых норм. При этом во многих работах используются следующие основания для выделения видов норм права:

1. сфера правового регулирования (отраслевая принадлежность норм) - нормы конституционного, уголовного, гражданского и др. отраслей права;

Сфера правового регулированияэто совокупность общественных отношений, которую возможно и необходимо упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе: сфера правового регулирования — область социального пространства, которая охвачена правом.

 

Долг и ответственность.

Долг — понятие, связанное с высшим уровнем развития морального самосознания человека, когда его поведение руководствуется уважением к нравственному закону. Чувство долга возникает в результате социальной деятельности, когда человек осознает свою связь с определенной социальной группой, а также с нацией, культурой. От того, с какой группой и профессией человек себя отождествляет, а также какие группы рассматриваются им как неприемлемые, зависит его конкретное поведение.

Выполнение требований своей группы означает социально ответственное поведение. Эти требования могут быть достаточно конкретными (уплата налогов, уважение прав потребителя, заказчика, партнеров по бизнесу, коллег) и составлять нормы и кодексы профессиональной этики, а могут быть более абстрактными (например: "будь человеком", "не укради", "не у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.103 с.)