Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4. Материалы применяемые для изготовления деталей машин. Методы улучшения их функциональных свойств.
Основным машиностроительным материалом является сплав железа и углерода, называемый чугуном или сталью в зависимости от процентного содержания углерода в сплаве. Чугун содержит углерода свыше 2%. Различают: Серый чугун. Углерод почти весь в свободном состоянии. Свойства: жесткость; сравнительно малая прочность; хрупкость (наибольший коэффициент относительного удлинения); антифрикционные свойства в неответственных, ненапряженных и тихоходных узлах машины; внутреннее трение (способность поглощать энергию при колебаниях); хорошие литейные свойства; относительная дешевизна. Это основной материал для литых деталей. Он составляет 60…80% от общей массы машины. Маркировка: СЧ и цифры, соответствующие пределу прочности при растяжении в кгс/мм2, например СЧ15 – 150 МПа, СЧ20 – 200 МПа и т.д. Прочность на изгиб в 1,5…2,2 раза больше, чем указано в маркировке. Модуль упругости Е = (4,5…5,0)∙100∙ , где - предел прочности, МПа. Обычно Е = 0,9∙105 МПа. Высокопрочный чугун (чугун, в котором углерод имеет шаровидную структуру). Предел выносливости почти такой же, как у стали. E = (1,6…1,9)∙105 МПа. Маркировка: ВЧ40, ВЧ35 и т.д. Белый и отбеленный чугуны. В них углерод находится частично или полностью в связанном состоянии, в виде карбида железа. Свойства: высокая твердость; необрабатываемость резцом; износостойкость; хрупкость. Ковкий чугун. Получается отжигом белого чугуна. Ковкий чугун не куется и получается только отливкой. Обладает повышенным коэффициентом относительного удлинения. Маркировка: КЧ 30-6, где 30 - предел прочности, 300 МПА; 6 ‑ относительное удлинение, %.
Сталь ‑ сплав железа с углеродом с содержанием углерода менее 1,6 %. Свойства: прочность; пластичность; хорошо воспринимает различную термохимическую обработку. Различают: Сталь общего назначения следующих разновидностей: - группа А (гарантируются механические свойства); - группа Б (гарантируется химический состав); - группа В (гарантируются механические свойства и химический состав). Маркировка: ст.3, ст.5 и т.д. Цифра обозначает возрастание прочности за счет увеличения процентного содержания углерода. Кроме того, эти стали разделяют на: - кипящие (КП) (они на 12% дешевле); - спокойные (СП). Сталь качественная конструкционная и легированная эта сталь не менее чем на 25% дороже стали обыкновенной, общего назначения. Различают:
- низкоуглеродистые с содержанием углерода до 0,25% (цементируемые); - среднеуглеродистые (улучшаемые и закаливаемые) с содержанием углерода от 0,25% до 0,6%; - высокоуглеродистые (закаливаемые) с содержанием углерода больше 0,6%. Маркировка: сталь 25, сталь 45 и т.п. Здесь цифры указывают содержание углерода в сотых долях процента. Легированные стали - это качественная конструкционная сталь с легирующими добавками, которые существенно улучшают свойства стали. В качестве легирующих добавок чаще всего используют никель, хром, марганец и другие металлы. Маркировка: сталь 40Х, сталь 40ХН и т.п. Здесь буквами X и Н обозначены хром и никель в количестве до 1%. Настоящий обзор сталей весьма неполный. Машиностроение располагает большим разнообразием сталей для различных целей, имеется много специальных сталей. Получение нужных свойств стали достигается термообработкой различных видов: - отжиг - медленное охлаждение (вместе с печью) после нагрева и выдержки, применяют для снижения твердости и повышения обрабатываемости, для снятия остаточных напряжений; - нормализация - нагрев выше точки фазовых превращений и охлаждение на воздухе, применяют для выравнивания структуры; - улучшение - закалка с высоким отпуском, получается более высокая прочность и твердость (до 350 НВ); - закалка - высокая твердость и прочность, получаемые за счет высокой скорости охлаждения; - отпуск - нагрев ниже температуры фазовых превращений, выдержка, медленное охлаждение, применяют для получения вязких свойств стали, снятия внутренних напряжений и улучшения обрабатываемости. Виды химико-термической обработки: цементация, азотирование, борирование. Эти методы позволяют насытить поверхностные слои детали соответственно углеродом, соединениями азота, бора. Последующая термообработка дает высокие прочностные и износостойкие качества поверхности детали. Глубина этого слоя поверхности - 0,2…1,0 мм. Сплавы на основе цветных металлов: Сплав на основе меди: - латунь - сплав медь-цинк;
- бронза - сплав медь-олово, медь-свинец, медь-алюминий. Сплавы на основе олова, свинца - баббиты. Алюминиевые сплавы, плотность = 2,6...2,9 г/см3 (в три раза легче стали): - силумины (сплавы с кремнием) - хорошо льются. Маркировка: AЛ2, АЛ4 и т.п., = 170…250 МПа; - дюралюмины (сплавы с медью и/или марганцем) - это деформируемые сплавы. Маркировка: Д1, Д16 и др., = 350…430 МПа. Магниевые сплавы, плотность = 1,8 г/см3, хорошо льются, = 200…230 МПа, = 150…180 МПа - предел текучести материала. Титановые сплавы, = 4,5 г/см3, = 900…1300 МПа. Пластмассы, = 1,1...2,3 г/см3, = 60...300 МПа. Большое место в машиностроении занимает резина, особенно армированная. Особый класс материала ‑ композиты. Оказывается, любое вещество, превращенное в волокно, приобретает невиданную прочность. Такое волокно, как арматура, пронизывает наполнитель из пластика, углерода, алюминия - это и есть композиты, композиционные материалы. Изделия из композитов как минимум в 1,5 раза легче стальных, надежность у них выше в 2...3 раза, а трудоемкость изготовления на 30% ниже. Одна тонна стеклопластика (разновидность композита) заменяет 4…5 т стали.
ВОПРОС 5. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЕДИНЕНИЙ. ТРЕБОВАНИЯ К СОЕДИНЕНИЯМ В МАШИНОСТРОЕНИИ. Детали, составляющие машину, связаны между собой тем или иным способом. Эти связи можно разделить на подвижные (различного рода шарниры, подшипники, зацепления и пр.) и неподвижные (резьбовые, сварные, шпоночные и др.). Наличие подвижных связей в машине обусловлено ее кинематической схемой. Неподвижные связи обусловлены целесообразностью расчленения машины на узлы и детали для того, чтобы упростить производство, облегчить сборку, ремонт, транспортировку и т. п. Неподвижные связи в технике называют соединениями. По признаку разъемности все виды соединений можно разделить на разъемные и неразъемные. Разъемные соединения позволяют разъединять детали без их повреждения. К ним относятся резьбовые, штифтовые, клеммовые, шпоночные, шлицевые и профильные соединения. Неразъемные соединения не позволяют разъединять детали без их повреждения. Применение неразъемных соединений обусловлено в основном технологическими и экономическими требованиями. К этой группе соединений относятся заклепочные, сварные и соединения с натягом. Соединения с натягом отнесены к группе неразъемных условно, так как они позволяют производить повторную сборку и разборку, при этом происходит частичное повреждение сопрягаемых поверхностей, приводящее к уменьшению нагрузочной способности соединений. Основным критерием работоспособности и расчета соединений является прочность. Необходимо стремиться к тому, чтобы соединение было равнопрочным с соединяемыми элементами. Наличие соединения, которое обладает прочностью, составляющей, например, 0,8 от прочности самих деталей, свидетельствует о том, что 20% нагрузочной способности этих деталей или соответствующая часть металла конструкции не используется. Желательно, чтобы соединение не искажало форму изделия, не вносило дополнительных элементов в его конструкцию и т. п. Например, соединение труб болтами требует образования фланцев, сверления отверстий под болты, установку самих болтов с гайками и шайбами. Соединение труб сваркой встык не требует никаких дополнительных элементов. Оно в наибольшей степени приближает составное изделие к целому. С этих позиций соединение болтами может быть оправдано только разъемностью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.012 с.) |