ТОП 10:

Формирование Германского гос.-ва в сер.XIXв. Конституция 1871г



« Священная римская империя германской нации» лишь формально представляла собой единое государство, включая в себя в 8 веке помимо непосредственных владений императора 7 курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений императорский князей и тд. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурными, языковым и прочим единством ее народов. Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее монархическое государство Пруссии, достигшее во второй половине 18 в.

Падение «Священной римской империи германской нации» стало прямым следствием победоносных наполеоновский войн, в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или слились, или вошли в крупные монархии, при этом небольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства: Баден, Бавария и тд. В 1806 году 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в « Рейнский союз», впоследствии их число увеличилось. « Рейнский союз» формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на союзеренно-вассальных связях зависимости, протектората. Государства « Рейнского союза» объявили о своем выходе из « Священной римской империи», что и предопределило ее распад. В 1871 году была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций.

Составители Конституции 1871 года законодательно закрепили ту же « жесткую» модель федеративно- административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию законодательную компетенцию во вопросам армии, флота, внешней политики итд. При этом Конституцией предписывалось, что « имперские законы имеют преимущество перед законами земельными» « Гегемонистская федерация» Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов. Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право « разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением. Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи. Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов.

Конституция 1871 года не провозглашала даже формально принципа « народного суверенитета», который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц. Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.004 с.)