ТОП 10:

Исторический портрет НИКОНА ( 1605- 1681г.г.).



Патриарх Московский. Родился в мордовской крестьянской семье. Воспитывался в монастыре, а в 1626 году был рукоположен в сан священника, женился. Начитан и имеет собственную точку зрения на некоторые спорные вопросы. С 1635 году после трагической смерти своих детей уговаривает жену вместе с ним поселиться в монастырях. Под именем Никон он принял постриг в Свято- Троицком скиту Соловецкого монастыря. В 1646 году перебрался в Москву, где и был представлен Алексею Михайловичу. Вскоре - стал архимандритом Новоспасского монастыря. Сблизился с членами неформального кружка « ревнителей благочестия». Туда входили: протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич – духовник царя, боярин Ф. Ртищев, И . Неронов. Их объединяла цель: оживление религиозно- церковной жизни в государстве, улучшение нравственности и исправление переводов богослужебных книг.

С 25 июля 1652 года - возведен в сан Патриарха. Направления его деятельности и основные результаты на этом посту: а) 1653 год - предписание Патриарха Никона совершать крестное знамение 3 перстами, б)- Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. И в результате- укорененное в народе и среди части священства мнение о превосходстве русского благочестия над греческим, а так же резкость самих реформаторов привели к расколу. Появились сторонники Никона и его противников ( раскольников или старообрядцев). В) – В 1653 году строят Иверский монастырь, а в 1656 году основан Новоиерусалимский монастырь. Размолвка с царем и наушничество врагов приводят к тому , что в 1666году Никон был лишен всех постов и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Умер Никон в 1681году по дороге из ссылки. Царь Федор Алексеевич настоял, чтобы его похоронили с почестями.

Реформы Патриарха Никона – это попытка утвердить духовную власть выше светской, что как ему казалось, сделает государство сильнее. Но это привело только к расколу в обществе и в церкви. Как мне кажется, в современной России снова наблюдается подобное противостояние.

 

6. Исторический портрет – ОРДИН – НАЩЕКИН Афанасий Лаврентьевич. ( 1605- 1680г.г.) дипломат и политик в времена царствования Алексея Михайловича.

Выходец из скромной помещичьей семьи. Получил отличное семейное образование. Знает языки. По словам его современников - он был « говорун и тонкое перо» и обладал тонким и острым умом. С 17 лет начинает службу. Его карьера началась в 1642 году. Он принимает участие в разграничении русско- шведской границы после Столбовского мира. В 1667году после успешного заключения Андрусовского мира получил чин боярина и возглавил Посольский приказ. Неоднократно предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока. Считал, что с Польшей целесообразно заключить союз для борьбы против Швеции за балтийское побережье. НО в 1671 году интриганы добились его опалы.

Его карьера уникальна для российской истории, так как был мелкопоместным дворянином, но достиг высоких должностей не благодаря связям, а вследствие личных достижений и способностей. Этот пример- это отличная мотивация для моей учебы.

 

7. Исторический портрет АРАКЧЕЕВА Алексея Андреевича ( 1769- 1834г.г.) – русский государственный и военный деятель, реформатор русской артиллерии и генерал от артиллерии. Его отец был бедным дворянином. Сын получил вначале семейное воспитание, а потом отец устроил его артиллерийский кадетский корпус в Санкт- Петербурге. Учился успешно, был знаком с семьей графа Салтыкова. И вскоре Великий князь Павел Петрович попросил графа порекомендовать для него расторопного артиллерийского офицера и этим офицером оказался Алексей Андреевич Аракчеев. На службе у Великого князя он проявил себя- исполнительным, дисциплинированным и неутомимым. Это вскоре было оценено. Павел Петрович назначил его комендантом Гатчины. И охарактеризовал его как « непревзойденного в России мастера муштры». Новый виток в его карьере начинается при Александре Первом с 1803года. А с 1808года он назначен военным министром. Его деятельность на министерском посту и ее результаты: а)- созданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, б)- упрощена и сокращена переписка, в)- учреждены запасные рекрутские депо и учебные батальоны, г)- артиллерии дана новая организация и упорядочена ее материальная часть. Положительные последствия этих преобразований не замедлили сказаться во время войны 1812- 1814г.г. С 1 января 1810 года Аракчеев оставил министерство и назначен председателем департамента военных дел при Государственном совете. А во время войны он занимался образованием резервов и снабжением армии. Его авторитет растет и царь поручает ему дела гражданского управления. Организация военных поселений – это воля царя, но Аракчеев ее выполнил энергично, последовательно и жестко. Был бескорыстен. Был пожалован за службу наградами, но от некоторых он отказался. Не принимал участие в подавлении выступления декабристов- за что и был отправлен в отставку Николаем Первым. Смерть Александра переживал как личную трагедию.

По мнению современных исследователей А.А. Аракчеев был « одним из наиболее эффективных в отечественной истории администраторов и идеальным исполнителем». И как мне кажется этот пример достоин для подражания.

 

8. Исторический портрет- Егор Франциевич КАНКРИН ( 1774- 1845г.г.), государственный деятель, 4 министр финансов России, генерал интендант. Учился в двух германских университетах, где успешно изучал юридические науки. Приехал в Россию в 1797 году помогать отцу ( тот был директором солеварен в Старой Руссе). Во время Отечественной войны сполна проявил свои способности. Во многом благодаря проявленной им распорядительности русские войска во время боевых действий не испытывали нужды в продовольствии. На нем лежали обязанности по ликвидации расчетов между Россией и другими государствами. Он следил за тем, чтобы все продовольствие во время заграничных походов доходило до армии, боролся с хищениями. За эту деятельность был награжден орденом Св. Анны 1 степени. С 1823 года до 1844 года- министр финансов России. Направления его деятельности и результаты: а)- принимает меры к восстановлению металлического денежного обращения, появляется серебряный рубль. Б)- Приняты меры для укрепления протекционной системы. Для этого пересмотрены тарифы. Сторонник заградительных пошлин. Таможенные пошлины использует как способ получения дохода в казну с привилегированных лиц, свободных от прямых налогов. В)- Проводит меры для улучшения государственной отчетности и счетоводства. Внедряет точные сметы расходов и отчеты по ним. Г)- Развивает техническое образование, так в столице открывается Технологический институт. Д)- Взамен государственной монополии на продажу вина ввел откупную систему, выгодную для финансов, но вредную для народной нравственности. За время его министерской деятельности сумма прямых налогов увеличена на 10 млн. руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. Но ему не удалось создать особой финансовой системы. Вся его деятельность проникнута одним коренным противоречием: с одной стороны высоким тарифом поддерживалось фабричное производство, а с другой стороны- налогами уничтожался внутренний рынок. Тем не менее, в Российском бюджете был наведен порядок и балансировка, которая сохранилась до начала Крымской войны

 

Деятельность Е.Ф. Канкрина – это пример хозяйского отношения к стране и этим он у нас вызывает симпатию.

 

9. Исторический портрет – Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ ( 1781-1844г.г.).Военноначальник, генерал от кавалерии, шеф жандармов, Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.( 1826- 1844г.г.)

Участник войны с турками и участник Отечественной войны 1812 года. Активно участвовал в следствии по делу декабристов, за что получил особое расположение императора Николая I и был назначен шефом жандармов. Его деятельность и ее результаты на этом посту: а)- царь поручил ему надзор за А.С. Пушкиным. Но он искренне недоумевал, что нужно Пушкину, но хорошо знал, что нужно власти. Писал поэту письма с ласковыми наставлениями, после которых , по словам Эйдельмана « не хотелось жить и дышать». Б)- Сопровождал царя во время его поездок в действующую армию во время русско- турецкой войны 1828-1829 г.г., обеспечивал его безопасность во время сражений. В)- в 1840 году назначен к присутствию в комитетах о дворовых людях и по преобразованию еврейского быта. К евреям относился благосклонно.

Его имя и роль в истории России связаны с именем Великого Пушкина, и как мне кажется, она была охранительная…

 

10. Исторический портрет – Алексей Николаевич КОСЫГИН ( 1904- 1980г.г.), государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР с 1964- 1980г.г., Дважды Герой Социалистического Труда.

С 1930- 1935г.г.- учился в Текстильном институте имени С.М. Кирова. Служил в армии с 1919г-1921г.г., с 1939года член ЦКВКПб и занимал пост наркома текстильной промышленности. Во время войны 1941-1945г.г.- занимает пост зам. Председателя Совета по эвакуации, а с января 1941г по июль 1942г он уполномоченный ГКО в блокадном Ленинграде и занимается снабжением населения и войск, руководит эвакуацией населения и организацией « Дороги жизни». Находясь на посту Председателя Совета Министров добивается проведения экономических реформ ( 1965г). Суть реформ была: а)- децентрализация народнохозяйственного планирования, б)- повышения роли интегральных показателей производства ( прибыль, рентабельность) , в)- увеличение самостоятельности предприятий. Результаты: Восьмая пятилетка, прошедшая под знаком экономической реформы( 1966- 1970г.г.) была « золотой». НО потом реформа сходит - на нет, потому, что инициатор реформ не очень компетентен в сельском хозяйстве и партийный аппарат проявляет инертность. Как политический деятель А.Н. Косыгин принимает участие в урегулировании конфликта с Китаем ( из- за острова Даманский ), и единственный из членов политбюро не поддержал решение об отправки Советских войск в Афганистан, что и привело к разрыву с Брежневым и его окружением. Но Косыгин ушел в отставку по состоянию здоровья, а не из за разногласий.

Он был талантливым организатором, толковым экономистом, мудрым политиком. « Косыгина не любил Хрущев, не любил Брежнев, но оба сохранили его как руководителя экономикой страны» Значит - он был необходим и Народу и Родине.

 

11. Исторический портрет- СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович ( 1772-1839г.г.), русский общественный и государственный деятель, реформатор и основатель Российской юридической науки и теоретического правоведения. Родился в семье священника, в 1780 году устроен в епархиальную семинарию под фамилией Сперанский. Он первый ученик в науках, общителен, умеет ладить со всеми, дисциплинирован, настойчив, добродушен. В 1788 году после слияния семинарий его отправили учиться в Александро- Невскую семинарию, а в 1792 году предложили место учителя в там же. В 1795 году его рекомендовали на должность домашнего секретаря князю Б. Куракину, а когда тот стал генерал- прокурором, то взял с собой и Сперанского. Когда на престол вступил АлександрI, то его карьера пошла стремительно вверх. Он уже секретарь императора. В 1802г-1804г) пишет ряд записок « О коренных законах государства» , « О силе общественного мнения» , где обосновывается необходимость реформ в России. 20 февраля 1803г при его участии( концепция, текст) был опубликован указ « о свободных ( вольных) хлебопашцах» В 1803 году по поручению императора составляет « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», где он предстает как сторонник конституционной монархии. Этот замысел не был реализован, а вот особое положение о продаже церковных свечей использовалось духовенством до 1917 года. После заключения Тильзитского мира – император поручает ему составить план общественно- политических реформ. Из этого плана было реализовано только создание Гос Совета (1810г.). Эти реформы вызвали бурю негодования со стороны чиновников, и под их давлением царь отправил его в отставку и ссылку. В столицу он вернулся только в 1821году. При Николае I его привлекают в состав Верховного суда над декабристами. Говорят, когда выносили приговор, Сперанский плакал. В 1835 году он назначен преподавателем юридических наук наследнику. Вскоре была учреждена « Высшая школа правоведения» для подготовки юристов. И это стало главным подвигом жизни Сперанского. Все годы опалы он непрестанно трудился над составлением полного собрания законов Российской империи, где были включены все законы от 1649г.- до 1825г. и в 1830 году этот труд вышел в 45 томах!!!. В 1832 году появился « Свод Законов» в 15 томах. Это был достойный результат долгих лет кропотливого труда и неоценимый вклад в развитие страны.

Его способности делали его необходимым, и поэтому он совершил такую головокружительную карьеру. Его судьба- это пример того как образованный и дисциплинированный человек может изменить ход истории.

 

12. Исторический портрет – БУХАРИН Николай Иванович ( 1888г.- 1838г.), советский политический, государственный и партийный деятель, Академик АН СССР. Учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета. Член партии РСДРП с 1908года, вел работу в профсоюзах, в 1911 году арестован, сослан, но бежит за границу. За рубежом пишет экономические статьи. Возвращается в Россию в 1917 году через Японию. Вначале был противником заключения Брестского мира, но потом поддерживает в этом вопросе Ленина. Назначен редактором газеты « Правда», опубликовал ряд статей: « Политическая экономия рантье», « Мировое хозяйство и империализм» и стал одним из экономистов- теоретиков РКП(б). В 1919году вместе с Е. Преображенским пишет « Азбуку коммунизма». Ленин к его работам относится в целом положительно. В « профсоюзной дискуссии» 1920-1921года занимает « буферную» позицию между Лениным и Троцким. После смерти Ленина он сближается со Сталиным и даже дружат. В 1924 году активно борется против Троцкого. Проанализировав неудачи политики военного коммунизма принимает правильным переход к нэпу, а в 1925 году выдвигает лозунг « обогащайтесь. Накапливайте, развивайте свое хозяйство», указав, что « социализм бедняков- это паршивый социализм». Но в это же время принимает участие в разработке сталинской теории « построения социализма в одной отдельно взятой стране». В 1928 году открыто выступает против форсирования коллективизации, предлагая эволюционный путь развития в деревне. А после статьи в « Правде» « Заметки экономиста», где форсирование коллективизации называет « авантюристическим» способом решения кризиса. После этого на пленуме партии его обвинили в правом уклоне и он был лишен всех постов и находился в опале.. В 1929 году был выведен из состава политбюро после того как не стал « каяться». С 1934-1937 г.г. – редактор газеты « Известия». Во политических процессов 1936 и 1937г.г. подсудимые ( Зиновьев, Каменев, Рацек) показали на Бухарина. В 1937 году он был исключен из рядов партии и арестован. В камере пишет статьи, например - « Деградация культуры при фашизме» и письма к старому другу- Сталину. В этих письмах вначале он настаивает на том, что он не враг ни партии, ни СССР, потом просит отменить публичный суд, а потом просит дать ему яд в камере. Умоляет сжалиться! Но… В 1937 году был расстрелян… В 1956году- реабилитирован

Его жизнь и деятельность- это яркая иллюстрация того, что в политике ( как мне кажется всегда) нужно иметь твердую позицию, а если ее нет, или не способен ее реализовать, то нужно поддерживать официальную позицию, чтобы не навредить другим.

 

13. АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ АДАШЕВ ( ? – 1560г.г.)

Государственный деятель времен Ивана Грозного. Думный дворянин ( сокольничий, постельничий). Руководитель правительства Избранной Рады.

Происходил из костромских дворян, рода не слишком знатного. Благодаря своим талантам и преданности царю оказался в Избранной Раде. Личные характеристики: суров, властен, аскетичный, справедливый и глубоко религиозный человек. А. Курбский о нем « подобен земному ангелу».

С 1540 – 1550-х годов был в Избранной Раде, которая фактически была неофициальным правительством в стране. С именем Адашева связан ряд реформ, укрепивших царскую власть: созван первый Земский собор, церковный Стоглавый собор, дарованы уставные грамоты, упрочившие положение служивых людей. Он участвовал в разработке Судебника, способствовал отмене системы кормлений, осуществлению военной реформы, а именно создание « избранной тысячи» воинов из дворян. Умный, энергичный, он был приближен к Царю настолько, что стал хранителем его личного архива, и государственной печати « для скорых и тайных дел». Около 1550г. стал казначеем, возглавлял финансы государства. Руководил написанием официальных разрядных книг, государева родословца и Лепописца начала царства.

С 1547 года он участник всех походов Ивана Грозного. Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанск5ого и Астраханского ханств. Руководил инженерными работами при осаде Казани (1552г.). После присоединения Астраханского ханства настаивал на продолжении борьбы против Крымского ханства. Был не согласен с решением царя начать Ливонскую войну, но все же принимал участие в переговорах с Ливонией. Эта позиция ведет к недоверию со стороны царя. Смерть царицы Анастасии усугубила его положение. Иван Грозный поверил слухам, что она была отравлена людьми, связанными с Адашевым. Адашев был сослан в Дерпт под негласный надзор и вскоре скончался.

Карамзин об А.Адашеве писал : « краса века и человечества». Увековечен в памятнике 1000- летию России в Новгороде ( 1862г.)

 

14. АРИСТОТЕЛЬ ФИОРАВАНТИ ( ок. 1414-1486г.г.)

Один из выдающихся архитекторов и инженеров Италии. В 1475 году был приглашен Иваном III для строительства Успенского собора в Кремле. Ещё до строительства собора он показал москвичам как обжигать отличный кирпич, получать хорошую известь, побывал в о Владимире и внимательно осмотрел Успенский собор Владимира. В 1505 – 1508 г.г. построил Успенский собор в Москве, который превосходил Владимирский по красоте, сохранил традиции. При строительстве этого собора впервые на Руси строители пользовались циркулем и линейкой. Фиорованти научил московских зодчих закладывать в стены связи взамен быстро гниющих деревянных, а также научил сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с « вислым каменьем». Аристотель изучил прежние белокаменные стены и башни Кремля и решил на их месте строить Кремль из красного кирпича. Он разработал общий план возведения Кремля. Построить задуманное не успел, но его план воплотили другие мастера. В 1482 году он участвовал вместе с царем в походе на Новгород в качестве начальника артиллерии. Он руководил наведением очень прочного понтонного моста через реку Волхов. Пытался вернуться в Италию, но царь за это его арестовал, но выпустил, так как собирался в поход на Тверь и ему нужен был инженер. ( 1485г).

Аристотель Фиораванти – мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением достойным множества любых других. И оно сближает культуру двух народов: России и Италии!

 

 

15. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ ( 1629-1680г.г.)

Известный белорусский просветитель, богослов, поэт, драматург, переводчик.

Учился в Киево – Могилянской коллегии. В 1664 году отправился в Москву, где царь Алексей Михайлович поручил ему обучать молодых подъячих приказа тайных дел. Он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. По уполномочию Восточных патриархов, Симеон произнес речь о необходимости повысить уровень образования в Московском государстве. В 1667году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя.

Кроме наставничества у детей Алексея Михайловича он и ему составляет речи, пишет торжественные объявления и проекты царских указов. Симеон Полоцкий является ключевой фигурой среди инициаторов создания первого в Москве высшего учебного заведения – Славяно- греко – латинской академии. С 1667года в период воспитания царских детей Симеон пишет специально для них несколько сочинений: « Вертоград многоцветный» ( книга для чтения, своеобразная энциклопедия для детей), « Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», « Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В « Венце веры кафолической» Полоцкий объединил все знания, какие дала ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. Эти труды были для того времени серьезнейшими источниками обучения, которые в последствии ещё долго использовались в церковно светском обучении детей. Симеон Полоцкий был одним из первых русскоязычных поэтов. Писал стихи на церковно-славянском и польском языках. Писал комедии, школьные драмы для театра Алексея Михайловича.

Вошел в русскую историю как просветитель и как соединитель русской, белорусской и польской культур.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.011 с.)