Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение: необходимость доктрины злоупотребления правами в конституционном правеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Злоупотреб в частном п В истории npai ся с озабочены прав, хотя врем во или угасает, перед подчерки глашенных пра мере склонное? следствиями, на роны вследстви лем какого-либ< ление правами • следует отличат права, которые но (хотя основ; Злоупотреблен! чае выявляется ПО ПОВОДУ KOHKf в значительной последствия(хо последствий npi преднамеренно третьих лиц, моя го вмешательств ректировки в по. ствии реального Исторически! ственность. Рим(терной жесткост] в терминах абсол вершения действ] сти допускало не определенные пр; 164 Ф сравнительное конституционное обозрение лизированных прав человека «первого поколения», которые необходимы для либеральной конституционной системы «упорядоченной свободы». Когда пришла эпоха государства, связанного конституцией, которое защищает права посредством судебного контроля, то проблемы и последствия осуществления прав стали осмысляться, прежде всего, в форме конституционного правосудия. Однако этот способ судебного и научного мышления скрадывает злоупотребления и создает новые формы искажения закона и злоупотребления властью. Вместо того чтобы выявлять злоупотребления, мы видим случаи, где использование права «А» необоснованно связано с интересом «Б». Возможность выявления злоупотребления зарезервирована в конституционном праве при помощи практики, противоположной балансированию, уравновешиванию прав, а именно категорического подхода. При категорическом подходе объем некоторого права определяется предшествующей правовой и социальной практикой. Как только под ложным названием «право» начинают пониматься политические соображения и другие интересы, привлекательным становится пропорциональный анализ и другие способы балансирования, при этом жертвуют приоритетом основных прав. При категорическом подходе к правам глубинное тяготение к абсолютному статусу основных прав преобразуется в ложное, однако несколько утешительное мнение о том, что парламенты и суды якобы точно знают, каким является четкое значение некоторого права, а тем самым его «объем» или сфера. Однако такой уверенности нет даже в гражданском праве по отношению к частным правам, хотя, конечно же, предпринималось великое множество попыток выработать исчерпывающие определения содержания прав и сфер их применения. Такие попытки привели к новым, нерешенным загадкам: в этих случаях детальные законодательные формулировки так и не обозначили пределов для пользования правами в новых ситуациях.
Некоторые основные права содержат в себе свободы, и их нельзя четко определить, поскольку для того, чтобы обеспечить пространство автономного выбора, которое существует в форме фундаментальных прав, необходима некоторая расплывчивость. Едва )атии позитивное»должные формы, >бода вероиспове- ость и отсутствие актуальную атмо-южнымсовремен- 1ИЯ ПОНЯТИЯ «ЗЛО- ггоящего исследо-)укция критериев применяются в де-в «определениях» Слово «определе-су основные права эму определению, ю, наиболее влия-; злоупотребления шил, что «злоупо-ется одной из веч-:ех «цивилизован- }. Я преследую бо-1ытаюсь показать,;ние правами» поз-тютребление госу-ованное на правах, власти). Отметим, рственными (суве-ши размыта. Мно-зй власти осущест-ак конституционно оуправления, как в и иных коллектив-племя аборигенов, шравия женщин во уцией права на са-ость). Злоупотреб-1ьзя четко отделить тью (detournement ктрину злоупотреб-ш, я прежде всего еского применения ых с ним теорий в шя применимые в \ начну с сущности гкие, конкретно за-аемые случаи избы-юго другим, следует м. Обсудив эту про-стивным критериям щим именно то, что мнением некоторого ным. Здесь индика- торами являются либо непропорциональность, несоразмерность между преимуществом и вредом, вытекающими из применения права, либо «ненормальность» этого применения. Или же несоразмерность и ненормальность применения сосуществуют в таком факте. Установив критерии злоупотребления конституционными правами, я рассмотрю специфические модели ситуаций злоупотребления в предоставлении прав. Наконец, в качестве особого случая будет рассмотрено «судебное злоупотребление», которое случается в конституционном правосудии, а происходит оно посредством недолжного расширения некоторого конституционного права, ценности или интереса в ущерб основному праву.
Разрастание прав Теоретическое признание проблемы злоупотребления правами не имело практических последствий, поскольку Декларация 1789 года имела скорее культурные, чем правовые последствия. Хотя этим вопросом в начале XX века заинтересовалась теория публичного права (Дюги), позитивное конституционное право признавало эту проблему лишь на протяжении последних 50 лет. После Второй мировой войны, когда росла и крепла уверенность общества в ценности личного самоопределения, существовали убедительные причины возродить абсолютный статус прав как воплощение определенных свобод, чтобы получить надежную защиту личности от государства. (Собственность трактовалась при этом иначе.) В то же время вновь стала очевидной обеспокоенность злоупотреблением правами, которая связана с абсолютной сущностью прав. С исторической точки зрения, понятие злоупотребления правами возникло, дабы смягчить абсолютизм прав собственности, определенный в Кодексе Наполеона, а ввиду все более уважительного отношения к притязаниям социалистов вполне обычными стали положения, целью которых было предотвратить злоупотребление правами собственности. Статья 12 Конституции Японии содержит общее положение относительно злоупотребления правами20: «Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни 2008•№2(63) • 169
:вободами и ^тственность;обществен- «перенасы-гжду ними, а и большего > подхода. Го-ганы и суды) ирать между >нституцион-[, особенно в щественного о обязанным ie основных возможности се не столько, сколько со- 16Й ИХ ЭТИМИ кая доктрина, [аганда прав:;, в том числе уществление, льства, кото-пям реализо-ш обеспечи-аконодатель-права; чтобы [ужна крими-ечить плюра-омпании дол-управления; >ать деньгами dob, имеющих ^должно про-[ическую сво-ные действия а, то возмож-1ерб какие-то цивидуальные:ценарий, по->еблением за-»ши правами?)лема злоупо-я в конститу-часто, прежде (жений. Более южно считать ые права воз-)лений в делах вой защиты, ении голубей, Федеральный конституционный суд Германии22. Распоряжением местных властей в одном из городов Баварии было запрещено кормить голубей из соображений сохранения общественного здоровья. Истица по этому делу на основании данного акта была оштрафована. Она оспорила данный акт, утверждая, что он нарушает конституционную свободу кормления голубей. Согласно статье 2 Основного закона ФРГ, право на свободное развитие личности стало трактоваться как вторичная общая свобода действия23. Федеральный суд признал, что общая свобода действий включает право кормить голубей (!), однако отклонил иск, найдя ограничение конституционно допустимым (пропорциональным). Суду удалось бы обойтись без распространения общих свобод на кормление голубей и без пропорционального анализа, если бы у него была возможность рассмотреть поведение истицы в контексте гражданского правонарушения (деликта). В этом случае достаточно было бы установить, что она нарушала допущенное конституцией ограничение на общую свободу действий. Что будет, если в городе нет запрещающих положений, а голуби причиняют ущерб? Что если ребенок заболеет от птичьих экскрементов, и в этой гипотетической ситуации истец может доказать причинную связь между кормлением и вредом? Ответчица утверждает, что использовала конституционную свободу. В данном случае пользование свободой действий следует объявить злоупотреблением, чтобы предотвратить ситуацию, при которой обвинение в административном правонарушении было бы оспорено согласно конституции24. Теперь представим себе, что некий конституционный суд считает кормление голубей конституционным правом (Федеральный конституционный суд Германии, кстати, не возражал против такой трактовки), которое не может быть ограничено из чисто умозрительной озабоченности общественным здоровьем и впечатлениями от созерцания загаженных общественных мест. В конечном счете, истец может сказать, что многие общественные места знамениты тем, что кишат голубями, например площадь Святого Марка в Венеции. Мне кажется, что эта гипотетическая позиция будет судебным подтверждением злоупотребления (если не злоупотреблением сама по себе)25. Я так считаю не только
из-за своего личного неприязненного отношения к голубям. Суду придется потребовать доказательства действительной заинтересованности в ограничении свобод, помимо необходимого в других случаях требования, обязывающего органы власти не действовать произвольно, руководствуясь нерациональной дискриминирующей установкой. Есть более простая альтернатива, а именно доктрина злоупотребления правами: дама, кормившая голубей, будет испытывать затруднения, доказывая, что ее действия подпадают под обычную реализацию конституционных свобод. Другая причина того, что понятие злоупотребления конституционными правами применяется на удивление редко, связана с сущностью современных правовых систем, действующих в условиях социального государства, которые основаны на плотном, то есть взаимосвязанном в очень многих аспектах, правовом регулировании отношений между всеми субъектами права. Здесь даже свободы действуют в скрупулезно регулируемой сфере, которая, в лучшем случае, обеспечивает эти свободы с помощью льгот и преференций или поддерживает их. Однако даже от конституционной свободы не следует ожидать того, что она обеспечит некоторые действия без дополнительной поддержки со стороны правительства. Даже основные права могут использоваться только при условии общественного одобрения. Демонстрации нуждаются в разрешении, ассоциации — в регистрации, деятельность, связанная с реализацией прав, подчинена некоторым общим правилам, например: религиозные организации нуждаются в освобождении от налогов или строительных льготах. Особую проблему представляют собой социальные права, поскольку они являются не свободами, а интересами льгото-получателей, обусловленными услугами, предоставленными государством. Во всех этих случаях злоупотребление со стороны кон: кретного пользователя прав в ущерб другим сложнее, поскольку реальное использование права зависит от услуг, обеспеченных правительством. Именно по этой причине это не реальное применение прав, а требование услуги, которое уже предстает как злоупотребление правом (например, когда студенты одного чешского университета утверждали перед Конституционным судом Чехии, что кон-
170 • сравнительное конституционное обозрение ституционное право на бесплатное высшее образование влечет за собой и право на бесплатные учебники26). Однако это не снижает значимость понятия злоупотребления: как в системе административно-правового лицензирования и санкций, так и в конституционном регулировании оно устанавливается ех ante. Воинствующая демократия» Еще одна концепция злоупотребления правами в послевоенных (посттоталитарных) конституциях связана с концепцией «воинствующей демократии»27. Доктрина «воинствующей демократии» основывается на формуле Сен-Жюста: «Не может быть свободы для врагов свободы». Основной закон Германии эксплицитно оговаривает ситуации, в которых права используются для социального упразднения сходных основных прав и демократии: в таком случае Федеральный конституционный суд Германии может принять решение об отмене прав. Аналогично свобода ассоциаций может быть подвержена злоупотреблению в случае, если партия или ассоциация собирается ликвидировать демократический порядок: подобное злоупотребление ведет к роспуску партии. Начиная со статьи 30 Всеобщей декларации прав человека, важнейшие конвенции ООН запрещают такую интерпретацию прав человека, которая привела бы к «упразднению» гарантированных прав и свобод28. Это понятие применимо к индивидуальным правообладателям, поскольку их действия могут осмысливаться как «интерпретация». Те же соображения, направленные против тоталитарного злоупотребления властными прерогативами и интерпретации прав в пользу власти, легли в 1950 году в основу следующих положений европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Статья 17. Запрещение злоупотреблений правами Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение
в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции. Статья 18. Пределы использования ограничений в отношении прав Ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены». Концепция статьи 17 выдержана вполне в духе «воинствующей демократии»: право подверглось злоупотреблению, если оно использовалось для недопустимой цели, а именно, для упразднения других гарантированных Конвенцией прав. Здесь есть и другой, связанный со злоупотреблением момент: составители Конвенции в этих статьях озабочены именно тем, что предоставленные возможности будут подвержены злоупотреблению со стороны государства. В обоих случаях — и вообще в контексте «воинствующей демократии» - в центре внимания находится не влияние на других, а демократический режим как таковой, который ставится под угрозу из-за неверного применения основных прав человека. Объективные критерии Доктрины злоупотребления правами, связанные с частным правом, нередко опираются на «объективные» критерии злоупотребления, где применение права иррационально с точки зрения правоприменителя (лишено для него какого бы то ни было социального преимущества) и/или является «необычным» применением права. Уверенность в факте злоупотребления в специфических обстоятельствах, где используются доказуемые объективные (материальные) стандарты, помогает избежать недостатков целевого обеспечения прав, о которых речь шла выше. Анализ злоупотреблений, основанный на «отклонении от нормы», вероятно, менее подвержен судебному усмотрению и избирательному применению критериев, которые являются врожденными пороками уравновешивания и пропорционального подхода. Отклонения от нормы perse недостаточно для того, чтобы констатировать злоупотребление основными правами. В конце концов, основные права и защищаются именно для того, чтобы разрешить разнообразие. Гово- 176 • сравнительное конституционное обозрение рить о злоупотреблении в том случае, если некоторое основное право не причиняет ущерба, а просто отклоняется от «обычного использования» или нерационально, — значит ставить под угрозу сам статус и сущность основного права, которое существует для того, чтобы наделить индивидуума выбором автономного действия. Было бы непродуктивно искать злоупотребления в такой, например, ситуации, когда некая религиозная группа отклоняется от «нормальной» религиозной практики (в том смысле, в каком «нормальность» понимается большей частью религиозных групп). Отклонение финалистского (телеологического) понимания злоупотребления и предпочтение объективных, заданных контекстом критериев является частью прагматического подхода к правовому регулированию и судебному определению в частности. Предпочтение судебного и юридического прагматизма имеет такие последствия, как ограничение общих предположений о должном применении и позитивном обеспечении права с помощью законодательства, основанного на якобы «глубинных ценностях». Свобода совести Свобода совести в некоторой мере также санкционирует нанесение ущерба другим, по крайней мере общине верующих (которые, как считается, согласны на это). Отправление религиозного культа приводит к телесным повреждениям без согласия на это субъекта (например, обряд обрезания), к различным ограничениям поведения (регулирование рациона питания при постах и т. п.) и к ограничению отношений с внешним миром. Все это остается незамеченным во имя свободы отправления культа, хотя некоторый ущерб, диктуемый религией, считается злоупотреблением (это касается переливания крови и особенно «изменения» женских половых органов, но не ран, нанесенных самому себе, как это бывает при самобичевании у флагеллантов). Пограничные случаи возникают, когда некто отлучен от религиозной общины или покидает ее, за что подвергается социальному и экономическому бойкоту (например, бойкотируется магазин отступника). Сложность заключается в том, что при свободном отправлении культа член общины согласен с таким подчинением и причинением известного ущерба, но если он покинул общину, то это подчинение и согласие прекращаются. В некоторых случаях оценка ex post потенциального злоупотребления менее пагубна для основного права, чем всеобъемлющие запреты ex ante, которые обещают правовую определенность, однако фактически провоцируют риск умозрительных домыслов судей и неопределенности в процессе пропорционального анализа. Приведем в качестве примера свидетелей Иеговы, у которых дети про- давали ре, законов о] л я ют ех ш прав, коте ным47. Вмб новесие ме тей и праве апеллируя трального меньшина линии)таю рассмотре! ческого щ традицией^ ных средст! данной рел этот подход туциональн СКОЛЬКУ BMi Общих ГфЭЕ тельной су/ ных с религ крива ег ян зависящего определена ния прав яв, Иными с в некоторых ОН ИСПОЛЬЗ) ванное на п человека, nf агировать н; торы»49. 7.1.2. Свобода В получивш< Федеральны должен был вой инстанщ коту нового < ром, пеналы семитскими при нацизме осужден за эч щим вразрез Федеральны] новил,что Л своей свобод остановился дюсер филыу да неким коде шение общее ,ix прав, что при ггься как злоупо- а пример в этом ia слова, особен- I3BO ЭКСПЛИЦИТНО лью которого яв-епутации. Нели-ю, защищена зашитых демокра-: основные права >лью причинение 1ример право на рой мере также дерба другим, по пощих (которые, это). Отправле-водит к телесным i на это субъекта ш), к различным егулирование ра-т.п.)и кограни-м миром. Все это имя свободы от-;который ущерб, ется злоупотреб-ливания крови и ских половых ор-1ых самому себе, [еванииу флагел-аи возникают, ко-гиозной общины ввергается соци- бойкоту (напри-ин отступника), ом, что при сво-член общины со- /[ и причинением i он покинул об-югласие прекра- енка ex post по-шя менее пагуб-всеобъемлющие ещают правовую ктически прово-; домыслов судей ессе пропорцио-i в качестве при-рторыхдети про- давали религиозные журналы в нарушение законов о детском труде; эти законы определяют ex ante некоторый способ применения прав, который является недопустимо вредным47. Вместо того чтобы устанавливать равновесие между общим интересом защиты детей и правом свободного отправления культа, апеллируя к необходимости создания нейтрального закона о практиках религиозных меньшинств, в отсутствие (или даже при наличии) такого акта можно было бы попросту рассмотреть последствия данного специфического случая: было ли использование детей традиционной формой сбора благотворительных средств, было ли оно внутренне присуще данной религии и т. п. Следует признать, что этот подход не очень привлекателен с институциональной (судебной) точки зрения, поскольку вместо всеобъемлющего признания общих правил, которое не требует дополнительной судебной оценки вопросов, связанных с религией, по конкретным делам он открывает ящик Пандоры, требуя сложного, зависящего от каждого отдельного случая определения того, какие способы применения прав являются приемлемыми48. Иными словами, анализ злоупотреблений в некоторых пограничных случаях, в которых он используется, допускает решение, основанное на правилах, а правило «обязывает человека, принимающего решения, четко реагировать на конкретные релевантные факторы»49. Свобода выражения мнения В получившем большой резонанс деле Люта Федеральный конституционный суд Германии должен был пересмотреть решение суда первой инстанции, который счел призыв к бойкоту нового фильма, выпущенного режиссером, печально известным работой над антисемитскими пропагандистскими фильмами при нацизме (при этом он никогда не был осужден за это), несправедливым актом, идущим вразрез с общественными интересами. Федеральный конституционный суд постановил, что Лют правомерно воспользовался своей свободой слова. Однако суд на этом не остановился и добавил, в каких рамках продюсер фильма может быть защищен Гражданским кодексом с учетом запрета на нарушение общественной нравственности. Кате- 2008 • №2 (63) • 177 горический анализ злоупотребления правом потребовал бы от истца (или государства) доказательств того, что соображения общественной морали уже не присущи самому основному праву. Ответ на этот вопрос, скорее всего, был бы положительным: свобода слова подразумевает ее «козырное» преимущество над ущербом, независимо от политических соображений. Суд, впрочем, предпочел пропорциональный анализ, придя к выводу, что свобода выражения мнения служит более важным интересам, чем частный интерес продюсера и частные финансовые интересы в целом50. Что будет, если некто призовет к бойкоту еврейских мясников (или фильмов и т.п.) на чисто политических основаниях в соответствии со своими политическими убеждениями? Будет ли это злоупотреблением? Европейцы обычно запрещают выступления, призывающие к расовой дискриминации. Большинство этих положений обоснованы в контексте «воинствующей демократии». Вне этого контекста мы сталкиваемся со сложностями: что если чей-либо призыв направлен против нацистов, группы людей с определенным мировоззрением51, как это было в деле Люта? Даже в условиях торжества «воинствующей демократии» такой призыв будет апеллировать к акциям в рамках гражданского общества, а не к правительственным шагам, и по этой причине весьма спорно, что он окажется недопустимым. (Впрочем, призыв к бойкоту, обращенный к правительству, тоже кажется мне защищенным, учитывая сущность политических процессов.) Используя наши строгие стандарты причинения вреда, можно сказать, что никакого злоупотребления в призыве к бойкоту нет, поскольку ущерб нацистам не является актуальным (или, по крайней мере, очевидным и угрожающим). Но в некоторых правовых системах в уравнении вреда и пользы определенное значение имеет то, нанесен ли вред какому-либо основному праву. Свобода собраний Свобода собраний, особенно в той степени, в которой она представляет собой форму коммуникации, также предполагает при определенных условиях легализацию.потенциального ущерба, однако эта легализация имеет латентную форму до тех пор, пока дело не 178 • сравнительное конституционное обозрение коснется размеров вреда (ущерба), нанесенного третьей стороне. Рассмотрим случай демонстрации, проведенной на вполне законных основаниях, которая, однако, привела к парализации движения транспорта на длительное время в значительной части страны или города (подобный эффект для третьей стороны порой имеют также забастовки). В деле Шмидбергер против Австрии52 австрийские суды и Суд Европейских сообществ рассматривали дело о демонстрации экологов на шоссе Бреннер (основной автомагистральной артерии между Германией и Италией), в результате которой эта дорога была перекрыта почти на 30 часов, что привело к дополнительным нарушениям в движении. Демонстрация получила разрешение правительства Австрии. Международная транспортная компания «Шмидбергер» подала в суд за убытки, понесенные вследствие невозможности проезда по шоссе. Она заявила о нарушении фундаментального права свободного передвижения товаров, гарантированного Договором о Европейском сообществе. Австрийские суды и правительство утверждали, что демонстрация не привела к существенным пробкам на дороге или иным инцидентам. Ограничение на свободу передвижения, возникающее вследствие демонстрации, допускается при условии, что создаваемое при этом препятствие не является ни постоянным, ни серьезным. Оценка затронутых интересов должна склониться в сторону свободы слова и собраний, поскольку основные права в демократическом обществе не могут быть нарушены. Суд Европейских сообществ признал это, сократив гарантируемые Договором о ЕС права до принципов, которые налагают обязательства на государства (но не основные права индивидов). Это неудивительно, с учетом того, что в европейском праве наделение правами по отношению к четырем основным свободам обычно остается неясным и в значительной степени косвенным. Как уже говорилось выше, права — это своего рода привилегия наносить ущерб. Право собраний, как подразумевается, должно подвергать внешним последствиям третью сторону (причем не только путем занятия какого-либо общественного места, предназначенного для всех). Но, с моей точки зрения, злоупотребление имеет место лишь тогда, когда данное право используется с целью нане- сти ущерб посторонней аудитории и нарушитель положительно расценивает этот ущерб и неудобство (аудитория становится «пленницей» демонстрантов и должна узнать о существовании некоторого мнения, именно испытав неизбежное неудобство)53. Такая логика присутствует, например, в позиции Верховного суда Израиля, который решил, что право на забастовку не исключает компенсации бастующими ущерба, нанесенного при законной забастовке третьей стороне. Введение: необходимость доктрины злоупотребления правами в конституционном праве Для начала давайте вспомним знаменитый французский пример злоупотребления правами: один человек взял, да и соорудил на своем доме фальшивую трубу, отбрасывающую тень на окно соседа, и сделал он это нарочно, с единственной целью досадить другому, лишив его дом полноценного естественного освещения. А теперь представьте себе похожую ситуацию, только вместо трубы будет построен минарет или колокольня. Ведь у кого-то вполне могут возникнуть достаточно веские, хотя, возможно, и не вполне убедительные причины поставить на этом месте минарет или колокольню. И разве утверждение о том, что пользование правом свободного отправления культа действительно будет способствовать его свободному отправлению, сможет создать какой-либо иммунитет от обвинений в злоупотреблении этим правом? Понятие злоупотребления правами возникло в континентальном частном праве во Un droit porte trop loin devient une injustice*. Вольтер второй половине XIX века как легалистская реакция на тот индивидуалистический либерализм, дух которого был воплощен в Кодексе Наполеона2. Это понятие отразило растущее беспокойство в связи с развитием указанного политического течения, а также политическое и интеллектуальное недовольство, им вызванное. В условиях существования государства, уже так или иначе вынужденного реагировать на социальные запросы и принимающего социальную ориентацию, ничем не сдерживаемая индивидуальная инициатива стала все чаще и чаще рассматриваться как привилегия немногих членов общества, способная нести в себе угрозу злоупотребления правами. Применение в правовой сфере понятия «злоупотребление» проливает свет на сущность основных прав. Упомянем лишь два главных подхода к этому вопросу: если права понимаются как нечто, служащее социальным функциям или целям (отличным от цели выживания большинства членов коллектива), либо если эти права должны обеспечивать общественные цели, а то и попросту им подчиняться, то 1 шенно иной кон] конституционног рядка, чем в том с что фундаментал] цель, цель сама п можно назвать, а щие полное самс наше время необ равновесия между приводит тому, чтс столько преиспо/ ностью и так возв используя соверш предсказуемые юр тия, такие как ба. ность прав, в ито совершают злоупо В либеральном ные свободы сфо| ные свободы, то ее ных границ. Но дал чает ответственно личной инициатив] безупречные из-зг кретного вреда (т арт Милль), при эт ся, что свобода и м влекут обязательств В истории прав ния правами возни! но сильными конце прав (можно даже i в этом отношении). зование абсолютны источником общест] как жертвы приме играть все более и I литической жизни, тической политике ^ и обещания обеспеч Для многих сам блема злоупотребле представляет собо£ Планьоль дал ему з ние «логомахия»4 - противоречие. Анало рик Шауэр пришел к ление не может испс ления или ограничен] Общее (прецеден нятия, как злоупотре( знает, хотя можно утв ли в либеральной демократии позитивное право может вычислить все должные формы, в которых реализуется свобода вероисповедания. Именно эти неуверенность и отсутствие четкости и создают интеллектуальную атмосферу, в которой стало возможным современное расширение применения понятия «злоупотребление»9. Целью настоящего исследования является реконструкция критериев злоупотребления, которые применяются в делах, априори не заданных в «определениях» или интерпретациях прав. Слово «определение» в кавычках, поскольку основные права противятся содержательному определению. Луи Жоссеран, вероятно, наиболее влиятельный теоретик в сфере злоупотребления правами, в свое время заявил, что «злоупотребление правами» является одной из вечных и основных идей во всех «цивилизованных» правовых системах10. Я преследую более скромные задачи: я пытаюсь показать, что понятие «злоупотребление правами» позволяет лучше понять злоупотребление государственной властью (основанное на правах, которыми обладает орган власти). Отметим, что граница между государственными (суверенными) властью и правами размыта. Многие органы государственной власти осуществляют свои полномочия как конституционно дарованные им права самоуправления, как в случае муниципалитетов и иных коллективных сущностей (например, племя аборигенов, которое не признает равноправия женщин во имя признанного конституцией права на самоуправление и идентичность). Злоупотребление такими правами нельзя четко отделить от злоупотребления властью (detournement de pouvoir). Чтобы представить доктрину злоупотребления основными правами, я прежде всего предложу обзор практического применения этого понятия и связанных с ним теорий в частном праве. Определяя применимые в этом случае стандарты, я начну с сущности основных прав. Лишь четкие, конкретно заданные и ясно устанавливаемые случаи избыточного ущерба, нанесенного другим, следует считать злоупотреблением. Обсудив эту проблему, я перейду к объективным критериям поведения, подтверждающим именно то, что вред, причиняемый применением некоторого права, является избыточным. Здесь индика- торами ЯВЛЯ1 ность, несора вом и вредом, права, либо • менения. Или мальностьпри факте. Установив 1 ституционным! фические моде в предоставле] особого случа? злоупотреблен ституционном посредством н торого консти или интереса в Злоупотреб в частном п В истории npai ся с озабочены прав, хотя врем во или угасает, перед подчерки глашенных пра мере склонное? следствиями, на роны вследстви лем какого-либ< ление правами • следует отличат права, которые но (хотя основ; Злоупотреблен! чае выявляется ПО ПОВОДУ KOHKf в значительной последствия(хо последствий npi преднамеренно третьих лиц, моя го вмешательств ректировки в по. ствии реального Исторически! ственность. Рим(терной жесткост] в терминах абсол вершения действ] сти допускало не определенные пр; 164 Ф сравнительное конституционное обозрение лизированных прав человека «первого поколения», которые необходимы для либеральной конституционной системы «упорядоченной свободы». Когда пришла эпоха государства, связанного конституцией, которое защищает права посредством судебного контроля, то проблемы и последствия осуществления прав стали осмысляться, прежде всего, в форме конституционного правосудия. Однако этот способ судебного и научного мышления скрадывает злоупотребления и создает новые формы искажения закона и злоупотребления властью. Вместо того чтобы выявлять злоупотребления, мы видим случаи, где использование права «А» необоснованно связано с интересом «Б». Возможность выявления злоупотребления зарезервирована в конституционном праве при помощи практики, противоположной балансированию, уравновешиванию прав, а именно категорического подхода. При категорическом подходе объем некоторого права определяется предшествующей правовой и социальной практикой. Как только под ложным названием «право» начинают пониматься политические соображения и другие интересы, привлекательным становится пропорциональный анализ и другие способы балансирования, при этом жертвуют приоритетом основных прав. При категорическом подходе к правам глубинное тяготение к абсолютному статусу основных прав преобразуется в ложное, однако несколько утешительное мнение о том, что парламенты и суды якобы точно знают, каким является четкое значение некоторого права, а тем самым его «объем» или сфера. Однако такой уверенности нет даже в гражданском праве по отношению к частным правам, хотя, конечно же, предпринималось великое множество попыток выработать исчерпывающие определения содержания прав и сфер их применения. Такие попытки привели к новым, нерешенным загадкам: в этих случаях детальные законодательные формулировки так и не обозначили пределов для пользования правами в новых ситуациях. Некоторые основные права содержат в себе свободы, и их нельзя четко определить, поскольку для того, чтобы обеспечить пространство автономного выбора, которое существует в форме фундаментальных прав, необходима некоторая расплывчивость. Едва )атии позитивное»должные формы, >бода вероиспове- ость и отсутствие актуальную атмо-южнымсовремен- 1ИЯ ПОНЯТИЯ «ЗЛО- ггоящего исследо-)укция критериев применяются в де-в «определениях» Слово «определе-су основные права эму определению, ю, наиболее влия-; злоупотребления шил, что «злоупо-ется одной из веч-:ех «цивилизован- }. Я преследую бо-1ытаюсь показать,;ние правами» поз-тютребление госу-ованное на правах, власти). Отметим, рственными (суве-ши размыта. Мно-зй власти осущест-ак конституционно оуправления, как в и иных коллектив-племя аборигенов, шравия женщин во уцией права на са-ость). Злоупотреб-1ьзя четко отделить тью (detournement ктрину злоупотреб-ш, я прежде всего еского применения ых с ним теорий в шя применимые в \ начну с сущности гкие, конкретно за-аемые случаи избы-юго другим, следует м. Обсудив эту про-стивным критериям щим именно то, что мнением некоторого ным. Здесь индика-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.09 с.) |