Выявление наиболее вероятных коррупционных рисков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление наиболее вероятных коррупционных рисков



В связи с тем, что бизнес-процессы, связанные с торговлей, клирингом и депозитарными услугами максимально автоматизированы, плюс тарифы на услуги Московской биржи находятся в открытом доступе, риск мошенничества в данных видах деятельности крайне низок.

Более того, данный вид услуг является уникальным в нашем государстве, и находится под четким контролем Банка России и прочих надзорных органах. Однако, как это ни странно, наибольший риск возникновения коррупции грозит в таких видах деятельности: закупки, продажи, слияния и поглощения, рекламная деятельность, проведение мероприятий.

1. Мошенничество в закупках ПАО Московская биржа

В процессе планирования в бюджет закладывается потребность закупки оборудования, ТМЦ или услуг, в которых у компании в целом отсутствует необходимость, с целью вовлечения определенного поставщика. Необоснованное завышение требований к закупаемым оборудованию, ТМЦ или услугам для закупки более дорогостоящих ТМЦ. Завышение объемов закупок через завышение нормативов расхода или напрямую завышение количества ТМЦ или услуг. Спецификация и комплектность планируемого к закупке оборудования, ТМЦ или услуг изначально сформированы под конкретного поставщика.

К факторам риска следует относить:

· Закупка через личную фирму. Закупка через личную фирму или фирмы на имя друзей или родственников, которые осуществляют поставку оборудования или услуг.

· Специфические критерии доставки и условия оплаты. Основные параметры тендера: критерии оценки, условия оплаты, доставки и т.д. закладываются с учетом возможностей определенного поставщика.

· Формирование короткого списка претендентов. Короткий список формируется с предпочтением определенным поставщикам.

· Аффилированные стороны.

· Ограничение списка потенциальных поставщиков без надлежащей аргументации.

· Применение откатных схем. Закупка товара по завышенным ценам, худшего качества или на невыгодных условиях.

· Увеличение цены в дополнительных соглашениях к договору: или на само оборудование / ТМЦ, или путем «накручивания» стоимости работ (монтаж, доставка).

2. Мошенничество в рекламной деятельности

Рекламная деятельность относится к области оказания / приобретения услуг. Услуги носят нематериальный характер, соответственно, их сложно подтвердить и доказать факт их оказания или, наоборот, неоказания (баннерные сети – размещение информации на малоизвестных сайтах). Возникает высокая вероятности завышения стоимости услуг в области рекламной деятельности в связи с их уникальностью и сложностью обоснования сметы (контекстная реклама – продвижение сайтов в социальных сетях). Недостаточность контролей или их полное отсутствие на разных стадиях рекламной кампании (Компания-заказчик не требует подтверждения проведения рекламной компании (фотоотчётов, макетов баннеров): – формирование бюджета (включение потенциально излишних видов рекламы и завышение тарифов); – исполнение бюджета (рекламная кампания требует всё больше и больше вливаний); – учет в бухгалтерской системе и осуществление платежей (задвоение расходов на одну и ту же работу).

Повышение популярности и распространения Интернет-рекламы способствует появлению специфических рисков мошенничества, свойственных данной отрасли (SMM-реклама в социальных сетях. Отсутствие строгой отчетности и однозначных показателей эффективности).

3. Мошенничество при проведении слияния.

Установившаяся практика показывает, что компании, планирующие сделки по слияниям и поглощениям (M&A), в ходе due diligence сосредотачиваются в основном на оценке правовых, финансовых и репутационных рисков Объекта сделки. При этом вопросы оценки коррупционных рисков и рисков мошенничества, как правило, остаются вне объема оценки/due diligence.

Факторы мошенничества в проведении слияния:

· Наличие информации о компании, повышающей ее репутационные риски. Наличие информации из публичных источников о вовлеченности Объекта сделки, его собственников и руководителей в коррупционную деятельность и экономические преступления. Наличие информации о неправомерном получении объектом лицензий, сертификатов и иных разрешающих документов.

· Отсутствие у Объекта сделки собственных антикоррупционных процедур: Кодекс Этики, Антикоррупционная политика, тренинги, Горячая линия.

· Объект сделки аффилирован с представителями ОГВ; Основной контрагент/посредник Объекта сделки находится под контролем представителя ОГВ.

4. Мошенничество в продажах.

В данном случае необходимо понимать, что риск возникновения мошенничества в продажах осуществляется не в рамках осуществления основной биржевой деятельности – организации торгов, клиринга, депозитарных услуг, а в сторонней хозяйственной деятельности: продаже автомобилей из корпоративного автопарка, сдача в аренду собственности компании, продажа консультационных услуг. Однако необходимо упомянуть, что данный риск, возможно один из самых незначительных.

Факторы:

· Занижение фактических объемов продаж

· Низкая доходность оказанных компанией услуг. Резкие отклонения продаж от бюджетных показателей. Проведение незапланированных или не утвержденных централизованно промоакций.

· Оплата фиктивной или несуществующей поставки или неоказанных услуг. Объем имеющихся на складе ТМЦ значительно меньше закупленных объемов. Приобретение у поставщика "нетипичных" товаров. Нарушение обычной динамики/объема поставок (например, поставка партии, существенно отличающейся по размеру от обычной). Превышение бюджета по определенному виду услуг. Наличие незакрытых авансов, выданных за услуги, висящих длительное время. Выявлены нетипичные расходы, отраженные в регистрах бухгалтерского учета (напр., озеленение прилегающей территории, спортивно-развлекательные мероприятия).

5. Мошенничество при проведении мероприятий

Такая крупная компания часто проводит масштабные мероприятия для разного круга лиц: инвесторов, контрагентов, сотрудников. Исходя из этого существует специальный отдел, который занимается организацией того или иного события. В таком процессе существует серьезный коррупционный риск, связанный с несанкционированным присвоением денег, выделенных на мероприятия ответственными сотрудниками. Главная опасность заключается в том, что часто трудно выявить какое количество денег необходимо заплатить в качестве гонорара приглашенному артисту, как была осуществлена закупка необходимого для мероприятия оборудования, продуктов питания, напитков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)