антиконкурентные действия органов власти, управления и контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

антиконкурентные действия органов власти, управления и контроля



 

В переходный период к рыночной экономике полномочия центральных органов власти, местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления позволяют принимать решения, которые могут иметь негативные последствия для конкуренции.

Статьей 15 Закона о защите экономической конкуренции установлен перечень запретов на действия органов власти, которые могут ограничивать конкуренцию на товарных рынках.

Часть 1 ст. 15 дает общее понятие антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которыми является принятие каких-либо актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т. П.), Дача письменных или устных указаний, заключение соглашений или любые другие действия или бездействие органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

В части 2 ст. 15 указывается конкретный перечень анти-конкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которым, в частности, признаются:

• запрет или препятствование созданию новых
предприятий или осуществления предпринимательства в других организационных формах в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;

· прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации, концернов, межотраслевых, региональных или других форм объединений или осуществления концентрации субъектов хозяйствования в других формах;

· прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или первоочередного их приобретения у определенных продавцов;

· любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, объемом их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов;

· установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставление разрешения на реализацию товаров из одного региона в другом за определенного объема или при выполнении определенных условий;

· предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции;

· действие, в результате которой отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;

· действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий,

в том числе по приобретению или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения прибылью.

Приведенный в ч. 2 ст. 15 Закона о защите экономической конкуренции перечень запрещенных действий органов власти не имеет исчерпывающего характера, поскольку генеральная запрет, содержащийся в ч. 1 ст. 15 касается любых действий или решений, которые ограничивают, устраняют или искажают конкуренцию.

Антиконкурентные действия органов власти могут проявляться в их бездействия при невыполнении определенных процедур в сроки, установленные законом, например неутверждения графика подачи холодной (горячей) воды органом местного самоуправления при отсутствии нормативных объемов воды для населения.

Запрет или препятствование созданию новых предприятий или осуществления предпринимательства в других организационных формах в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров имеют следующие признаки нарушения конкурентного законодательства:

-необґрунтована Отказ в регистрации предприятия по разным причинам;

-принятие Решений, устанавливающих ограничения на осуществление отдельных видов деятельности.

Практика отказа в регистрации субъектов хозяйствования по разным причинам нецелесообразности наблюдалась в 90-х годах. Сейчас проблема регистрации субъектов хозяйствования в целом решена.

Однако практика принятия органами власти и местного самоуправления решений, устанавливающих ограничения на отдельные виды деятельности, имеет место и сейчас. Например, решением одного из городских советов было разрешено осуществление сбора и заготовки лома цветных металлов одному из предприятий города, для всех остальных предприятий, которые имели разрешение на осуществление этого вида деятельности, было установлено ограничение.

Одним из распространенных видов антиконкурентных действий органов власти является установление не предусмотренных законами Украины запретов и ограничений самостоятельности предприятий, в частности по приобретению или реализации товаров, формирования программ деятельности и развития, распределения прибыли.

Характерным примером данного вида нарушений является дело об антиконкурентных действиях органов местного самоуправления, незаконно проведя тендер по фотографированию в школьных и дошкольных учреждениях города и выбрав одного победителя, ограничили права других предпринимателей, предоставляющих фотоуслуги. Проведение тендера было неправомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления проводить тендеры на услуги фотографирования, если исполнительный комитет не является заказчиком (плательщиком) услуг за бюджетные средства. В результате неправомерно принятого решения были установлены запреты и ограничены права предпринимателей (см. «Описание дел»). Часто принимая решения и предоставляя отдельным субъектам хозяйствования льготы или другие преимущества, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, органы власти создают условия для недопущения, устранения, ограничения или искажения конкуренции.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 1999 № 1 270 «О создании специализированного государственного предприятия«Укрспецюст»с целью содействия государственным исполнителям в сохранении и реализации изъятого ими имущества было поддержано предложение Министерства юстиции о создании специализированного государственного предприятия (СДП). Приказом Минюста от 14 сентября 1999 был утвержден устав СДП.

Предметом деятельности СДП стала организация и проведение реализации имущества, изъятого государственными исполнителями. Причем Министерство юстиции положило реализацию арестованного недвижимого имущества исключительно на это предприятие.

Услуги по организации реализации арестованного недвижимого имущества является конкретным товарным рынком, поскольку имеющиеся особые условия и порядок реализации, определяемые Минюст: единственным специфическим заказчиком указанной услуги является государственная исполнительная служба; арестованное имущество реализуется исключительно на публичных торгах; субъектами предоставления этой услуги являются специализированные организации, имеющие право осуществлять операции с недвижимостью, в том числе товарные биржи.

Таким образом, Министерство юстиции, приняв указанное решение, с одной стороны, создало существенные барьеры для вхождения других субъектов хозяйствования на рынок организации реализации арестованного имущества, а с другой стороны, поставило в привилегированное положение относительно конкурентов СДП, чем монополизировавшее указанный рынок и полностью устранило из него конкуренцию. Действия Минюста является нарушением конкурентного законодательства, предусмотренного абзацем 7 ч. 2 ст. 15 Закона о защите экономической конкуренции.

Одной из причин осуществления органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля антиконкурентных действий является объединение ими властных полномочий и хозяйственных функций, которое закреплено законодательными актами и, поскольку имеет объективную основу в переходный период, не может быть быстро устранено государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.145 с.)