Понятие и виды согласованных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды согласованных действий



 

Законодательство о защите экономической конкуренции устанавливает определенные правила к согласованным действиям субъектов хозяйствования, которые регламентируют их поведение на рынке.

Согласно ст. 5 Закона о защите экономической конкуренции согласованными действиями является заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любая другая согласованная конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования.

Согласованными действиями является также создание субъекта хозяйствования, если результатом создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь предприятием.

Юридические или физические лица, которые осуществляют или намерены осуществлять согласованные действия, являются участниками согласованных действий.

В отличие от антиконкурентных несогласованных действий согласованные действия направлены на повышение эффективности производства и не должны приводить к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

Различают следующие виды согласованных действий.

Горизонтальные согласованные действия являются заключением субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, любая другая согласованная конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования, создание субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном рынке товара.

Примером горизонтальных согласованных действий являются любые соглашения между молокозаводами или хлебозаводами, работающих в территориальных пределах области. Или любые соглашения между коксохимзаводами или машиностроительными заводами одного профиля, работающих на общегосударственном рынке.

Вертикальные согласованные действия - заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, любая другая согласованная конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования, создание субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель).

Пример вертикальных согласованных действий между субъектами хозяйствования приведены на схеме 6.1.

Конгломератные согласованные действия - это заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, любая другая согласованная конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования, создание субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом не находятся и не могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель).

Смешанные согласованные действия составляют заключения субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, любая другая согласованная конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования, создание субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, когда часть субъектов хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель), а другая часть не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом не находятся и не могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель).

В конкурентном праве различают понятия задействованного рынке товара, смежного рынка товара и равноценных согласованных действий.Задействован рынок товара - это соответствующий рынок товара, на котором должны или могут иметь место согласованные действия или их последствия, а также рынки, смежные с ним. Смежный рынок товара - рынок товара, отличного от товара, который вращается на соответствующем рынке, для субъектов которого реализация произведенных товаров или использование товаров других субъектов хозяйствования невозможны без использования товаров, обращающихся на соответствующем рынке товара.

Равноценные согласованные действия - согласованные действия, которые имеют одинаковую цель, совершаются одинаковым способом, в одинаковых условиях, и с высокой вероятностью будут иметь одинаковые последствия для конкуренции, но в которых принимают участие различные субъекты хозяйствования.

Например, предприятия X, Y, Z и К - участники одного товарного рынка - розничной торговли моторными бензинами и дизельным топливом заключили с компанией L, является владельцем НПЗ и осуществляет оптовую торговлю нефтепродуктами, договоры комиссии на реализацию нефтепродуктов в розницу через сеть автозаправочных станций этих предприятий (по договорам - Комиссионеры).

Условия договоров, по которым компания L выступает Комитентом, за исключением разных субъектов хозяйствования, является по ним комиссионерами (X, Y, Z и К), одинаковы и их реализация на практике в части установления Комитентом единых цен реализации нефтепродуктов на АЗС комиссионера ограничивает конкуренцию между комиссионером как участниками одного рынка, поскольку они лишаются права свободно формировать цену на собственных АЗС. Однако такие согласованные действия имеют и положительный эффект, поскольку, с одной стороны направлены на минимизацию расходов комиссионера, связанных с необходимостью привлечения дополнительных денежных средств на закупку нефтепродуктов, поскольку согласно договору реализация нефтепродуктов осуществляется за счет Комитента и за это Комиссионеры получают комиссионное вознаграждение. С другой стороны, у Комитента появляется возможность углубленного изучения рыночной конъюнктуры с целью своевременного удовлетворения потребностей потребителей в качественном топливе и в достижении планомерности, ритмичности и бесперебойности поставок нефтепродуктов (одним из условий договора является предоставление комиссионером комитенту ежесуточных отчетов о реализации комиссионного топлива).

Тема 4

Согласно части первой статьи 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предприятие занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:

· на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

· не претерпит значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию.

Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.

Наряду с указанными нормами есть специальные условия для установления монопольного (доминирующего) положения каждого из нескольких хозяйствующих субъектов.

Согласно части четвертой этой статьи считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одна из условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если в отношении них выполняются следующие условия:

· совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов;

· совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов, и при этом они не докажут, что в отношении них не выполняются условия части четвертой статьи 12.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке являются действия или бездействие субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, которые были бы невозможны при условиях существования значительной конкуренции на рынке.

Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частности, признается:

· установление таких цен или других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке;

· применение разных цен или разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин;

· оговорок заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;

· ограничение производства, рынков или технического развития, что нанесло или может нанести вред другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам;

· частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения;

· существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин;

· создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

То есть в соответствии с законодательством Украины само по себе наличие у субъекта хозяйствования монопольного положения не является противоправным. Таковы действия или бездействие монополистов, которые ограничивают конкурентоспособность других участников рынка, ущемляющие их интересы или интересы потребителей. Чаще всего злоупотребления монопольным положением проявляется в виде завышения цен и снижение качества товаров и услуг.

Особенностью этого вида нарушения законодательства о защите экономической конкуренции является осуществление субъектом хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой производительностью, а неправомерным использованием своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положения путем устранения с рынка конкурентов или ограничения их доступа на рынок.

Предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением является направлением работы Антимонопольного комитета Украины, что в современных условиях обеспечивает наибольший непосредственной социально-экономический эффект.

В соответствии с законодательством Украины само по себе обладание субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным.Таков лишь злоупотребление доминированием на рынке.

Закон "О защите экономической конкуренции", в отличие от предыдущего законодательства, предоставляет легальное определение понятия "злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке".

Согласно п.1 ст. 13 Закона "О защите экономической конкуренции" злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке являются действия или бездействие субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в том числе ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования или ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, которые были бы невозможны при условиях существования значительной конкуренции на рынке.

Кроме легальной дефиниции, в Законе содержится перечень составов правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, который, в отличие от Закона "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", который действовал ранее, не является исчерпывающим.

Согласно п.2 ст.13 Закона злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частности, признается:

установление таких цен или других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке;

применение разных цен или разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин;

обусловливания заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнит

их обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;

ограничение производства, рынков или технического развития, что нанесло или может нанести вред другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам;

частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения;

существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин;

создание препятствий для доступа на рынок (выходу с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

Хотя в Законе "О защите экономической конкуренции" указано 7 составов правонарушений (как и в законодательстве, которое действовало раньше) однако сформулированы они иначе.

В отличие от законодательства, действовавшего ранее, где отсутствовала прямой запрет выше проанализированного правонарушениях (запрет вытекала из установленных за его совершение санкций), Закон "О защите экономической конкуренции" отмечает, что злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке запрещается и влечет за собой ответственность согласно закону.

Из-за отсутствия действующей конкуренции и эффективных средств правовой защиты потребителей резко усиливается давление производителя (поставщика, продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не может реально осуществить право выбора производителя (продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-монополиста, в нечестный способ пытается воспользоваться своим монопольным положением.

Особенностью этого вида нарушения антимонопольного законодательства является осуществление хозяйствующим субъектом, который занимает монопольное положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой производительностью, а неправомерным использованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положения путем устранения с рынка конкурентов или ограничения их доступа на рынок.

Вопрос а6

 

 

 
Антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Антиконкурентными согласованными действиями считается также совершение субъектами хозяйствования похожих действий (бездействия) на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции в случае, если анализ ситуации на рынке товара опровергает наличие объективных причин для совершения таких действий (бездействия). Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещается и влечет за собой, ответственность по закону. Лицо, совершившее антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно сообщило об этом Антимонопольный комитет Украины или его территориальное отделение и предоставила информацию, которая имеет существенное значение для принятия решения по делу, освобождается от ответственности за совершениеантиконкурентных согласованных действий, предусмотренной статьей 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Органы Антимонопольного комитета Украины на основании мотивированного ходатайства в интересах расследования дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции обеспечивают конфиденциальность информации о лице. Не может быть освобождена от ответственности лицо, совершившее антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно сообщило об этом Антимонопольный комитет Украины или его территориальное отделение, если она: · не приняла эффективные меры по прекращению ней антиконкуреннтних согласованных действий после сообщения о них Антимонопольному комитету Украины; · была инициатором или обеспечивала руководство антиконкурентными согласованными действиями; · не предоставила всех доказательств или информации относительно совершения им нарушения, о которых ей было известно и которые она могла беспрепятственно получить. Согласованные действия, которые не приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части, могут быть разрешены Антимонопольным комитетом Украины, если участники согласованных действий докажут, что эти действия способствуют: · совершенствованию производства, приобретению или реализации товара; · технико-технологическому, экономическому развитию; · развития малых или средних предпринимателей; · оптимизации экспорта или импорта товаров; · разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары; · рационализации производства. Правительство Украины может разрешить согласованные действия, на которые Антимонопольным комитетом Украины не было предоставлено разрешение, если участники согласованных действий докажут, что положительный эффект для общественных интересов преобладает негативные последствия ограничения конкуренции. При этом, предусмотренный законодательством разрешение правительства Украины на согласованные действия не может быть предоставлен, если: · участники согласованных действий применяют ограничения, которые не являются необходимыми для реализации согласованных действий; · ограничение конкуренции составляет угрозу системе рыночной экономики.

Вопрос 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.021 с.)