Государственное регулирование естественных монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование естественных монополий



Вопрос

Конкуренция - экономическое соревнование производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего количества покупателей и получения максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периодах. Основа конкурентных отношений - свобода выбора - реализуется в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход.

В процессе конкурентной борьбы участники преследуют одинаковые цели - максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Однако способы и пути достижения этой общей цели разные. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто раньше других добился определенных конкурентных преимуществ и захватил устойчивый позицию на рынка. Но завоевание преимуществ - это только начало, гораздо сложнее удержаться на рынке, сохраняя свои первоначальные позиции.

Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или слишком дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде.

Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом эконом ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

4. Источники антимонопольно-конкурентного права можно рассмотреть в определенной системе:

Конституция Украины, кодексы и

законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета

Министров Украины, ведомственные нормативные акты, локальные нормативные акты).

Нормативно-правовой акт антимонопольно-конкурентного права - это документ, с помощью которого ксистемы антимонопольно-конкурентного права вводятся соответствующие нормы.

Наиболее распространенными являются классификации

по юридической силе (иерархическое упорядочение) и по объему правоотношений (общие, специальные, локальные).

Хозяйственно-правовые отношения. Общие принципы регулирования этих отношений предусмотрено в Конституции

Украины (ст. 42) и в Хозяйственном кодексе Украины (гл. 3).

Отношения определения статуса и полномочий компетентных органов и лиц. Основными источниками правового регулирования этих отношений являются:

- Законы Украины: «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 года; «О судоустройстве

и статусе судей»от 7 июля 2010

- Указы Президента Украины: «Об урегулировании некоторых вопросов обеспечения деятельности Антимонопольного

комитета Украины»от 27 июня 1999 № 741/99,«О системе центральных органов исполнительной власти»от 15

Декабрь 1999 № 1573/99.

- Приказы Антимонопольного комитета Украины, в частности: «О распределении функциональных полномочий между структурными подразделениями Антимонопольного комитета Украины»от 24 февраля 1998 года № 12; «Положение о служебное поручение»от 23 сентября 1997 года № 63/01.

- Распоряжение Антимонопольного комитета Украины, которыми утверждены: «Положение о территориальном отделение Антимонопольного комитета Украины»от 23 февраля 2001 года № 32-р; «Положение о постоянко действующую административную коллегию Антимонопольного комитета Украины»от 2 марта 1995 № 4-р.

Отношения предотвращения и недопущения недобросовестной конкуренции. Основными источниками этих отношений являются:

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ»от 18 февраля 1992 (утратил силу) «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня

1996; «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года.

Отношения ограничении монополистической деятельности и контроля за концентрацией. Источниками правоотношений являются:

- Законы Украины: «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 года; «О защите экономической конкуренции»

от 11 января 2001 года;

- «Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке» от

5 марта 2002 № 49-р.; Положение о порядке получения согласия Антимонопольного комитета Украины на создание холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации от 21 июня 1994; «Положение

о сложении и ведения перечня субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение на рынке»от

10 марта 1994 № 2-г.; «Положение о порядке рассмотрения заявлений на получение согласия органов Антимонопольного комитета Украины на создание, реорганизацию (слияние, присоединение), приобретение активов целостных имущественных

комплексов или долей (акций, паев), ликвидацию хозяйствующих субъектов»от 9 декабря 1994 года № 15-р.

Отношения субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольного-конкурентного законодательства.

- Законы Украины: «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996; «О защите

экономической конкуренции»от 11 января 2001 года;

- «Правила рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции» от 19

- «Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической

конкуренции»от 25 декабря 2001 года № 182-р.

Отношения защиты прав потребителей.

- Законы и кодексы Украины: «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 года; «Об информации»

от 2 октября 1992 года; «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996; Гражданский и

Хозяйственный кодексы Украины, принятые 16 января 2003.

Отношения административной ответственности. Источником является Кодекс Украины об административных правонарушениях

7 декабря 1984 года.

Отношения уголовной ответственности. Источником является Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года.

2. Правовой обычай и правовые принципы.

5. Наука конкурентного права включае т как деятельность по получению новых знаний, так и ее результат - систему знаний об особенностях правового регулирования конкуренции. Непосредственными целями этой науки является описание, объяснение и предсказание правовых процессов и явлений в сфере конкуренции. Итак, наука конкурентного права содержит определенные утверждения о состоянии правового регулирования конкуренции, средства его изучения и рационального изменения.
Теоретической основой науки конкурентного права являются экономические (труды классиков экономической мысли, теория макро- и микроэкономики) и юридические (в том числе теория государства и права, административного, гражданского, хозяйственного, уголовного права, гражданского и хозяйственного процессов) науки.
Предметом науки конкурентного права является именно конкурентное право как отрасль законодательства, практика его применения предпринимателями и органами государственной власти, история возникновения, становления и развития конкурентного права в Украине и за рубежом, методы и средства изучения и совершенствования конкурентного права, а также преимущества и недостатки механизма правового регулирования конкуренции.
Основная цель науки конкурентного права - исследование и осознание реального состояния правового регулирования конкуренции, определение эффективных путей юридической поддержки, защиты и сохранения конкуренции на рынке. Разработка правовых моделей существования конкуренции должна опираться на ее экономическую сущность. Самая высокая это можно обеспечить максимально тесным и плодотворным взаимосвязью ученых-юристов и экономистов. В свою очередь сотрудникам органов законодательной, исполнительной и судебной власти, решают вопросы защиты и развития конкуренции с практической стороны, целесообразно более внимательно прислушиваться к рекомендациям ученых.
На этой теоретической и практической основе целесообразно преподавать в высших учебных заведениях Украины конкурентное право как учебную дисциплину. С этой целью Министерство образования и науки Украины разработало и рекомендовало ввести к учебному курсу высших учебных заведений и учреждений повышения квалификации новую учебную дисциплину, с помощью которой студенты смогут усвоить предмет, принципы, методы конкурентного права, пути его становления и дальнейшего развития и многие другие знаний, которые необходимы лицу, имеющему дело с современными экономическими процессами. Новая учебная дисциплина называется "Конкурентное право Украины".
Этот курс направлен на изучение и исследование таких положений и направлений:
• предмет, система, методы, источники конкурентного права;
• законодательство, обеспечивающее защиту конкуренции и регулирования монополий;
• политика государства по развитию и защите конкуренции;
• изучение и исследование рынка;
• изучение системы органов, которые осуществляют в Украине политику защиты и развития конкуренции;
• исследование такого явления, как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, их виды и классификация;
• изучение процессуальных основ по рассмотрению дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;
• ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;
• исследование международного опыта по осуществлению политики защиты конкуренции.
Указанный учебный курс разрабатывался для его преподавания студентам юридических и экономических факультетов и вузов.Основной целью преподавания данного курса является формирование у студентов необходимых правовых и экономических знаний по науки конкурентного права, неразрывно связанные с. их профессиональной подготовкой и последующей профессиональной деятельностью.
Новая учебная дисциплина освещает основные направления конкурентного законодательства Украины. Ее цель - помочь студентам юридических и экономических вузов и факультетов как в изучении норм этого законодательства, так и в их применении в повседневной жизни. Изучение курса конкурентного права повысит правосознание лиц, его изучают, даст возможность раскрыть юридические и экономические аспекты науки по защите конкуренции и регулирования монополий, а затем обеспечит дальнейшее соблюдение норм законодательства о защите экономической конкуренции будущими юристами и экономистами.

Тема 2

ВопросСущность рынка

С экономической точки зрения рынок (тагкеи) можно определить как институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов определенных товаров и услуг. С юридической точки зрения рынок - это место где заключаются сделки, целью которых является приобретение или реализация товара и получения прибыли.
В соответствии с законодательством Украины товарный рынок - сфера обращения товара (взаимозаменяемых товаров) на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение.
Наверняка у многих слово «рынок» ассоциируется с базаром - местом приобретения и реализации товара. Но это не совсем так.Рынок способен принимать различные формы. Ближайший универмаг, мастерская по ремонту обуви, газетный киоск, столовая, биржа - все это обычные товарные рынки.
Лучше понять сущность рынка можно, исследовав функции, которые он выполняет. Главные из них: регулирующая, стимулирующая, распределительная и интегрирующая.
Регулирующая функция рынка обеспечивает постоянство связей между различными отраслями производства, спросом и потреблением, установление пропорций в экономике и непрерывность процесса воспроизводства.
Стимулирующая функция рынка поощряет субъектов хозяйствования тратить время и средства на организацию своей деятельности, разработку и использование новейших технологий, обеспечивать низкие затраты на производство единицы продукции и исходя из этого - низкие цены и т.
Распределительная функция. В процессе функционирования рынка происходит оборот капитала, который накапливается в эффективных собственников. Предприниматели, хозяйничают на рынке эффективно и способны конкурировать с другими его участниками, остаются на рынке, а неэффективные идут из него. То есть происходит распределение участников рынка по доходам: эффективные становятся богатыми, неэффективны - бедными.
Интегрирующая функция рынка заключается в том, что он соединяет мировую экономику в единое целое, развивая при этом систему горизонтальных и вертикальных связей, в том числе внешнеэкономических.
Рынки можно классифицировать по различным критериям. По экономическому назначению их разделяют на рынки предметов потребления, финансовый, валютный, рынок труда и тому подобное. Эти рынки в свою очередь делятся на рынки мяса, рыбы, хлеба и хлебобулочных изделий, кокса, угля, ценных бумаг и др.
В зависимости от инфраструктуры и объемов обмена товаров, являются рынки развивающихся развитые и высокоразвитые рынки.Например, товарные и фондовые биржи - это высокоразвитые рынки.
В зависимости от территории, которую охватывает рынок, он может быть региональным, общегосударственным и международным.
Кроме того, в зависимости от количества субъектов хозяйствования на рынке, их рыночных долей, наличия и степени переборности барьеров на пути вступления на рынок, существуют следующие основные типы (модели) рынков:
• совершенная (завершена) конкуренция;
• монополистическая конкуренция;
• олигополия;
• абсолютная монополия.
Совершенная (завершена) конкуренция.
К такому типу (модели) рынка принадлежит рынок, на котором действует большое количество независимых субъектов (продавцов), имеющих одинаковый уровень или с незначительной разницей долей на рынке.Новые субъекты хозяйствования имеют возможность легко вступить на этот товарный рынок. Рынок с совершенной (совершенным) конкуренции характеризуется наличием следующих условий:
1) на нем действует столь большое количество покупателей и продавцов, ни один из них, действуя самостоятельно, не в состоянии повлиять на цены на рынке;
2) нет препятствий вступления на рынок, выхода из него;
3) все лица (продавцы и покупатели), действующих на рынке, имеют свободном доступе к информации, необходимой для принятия решений, связанных с производством и потреблением;
4) продукция однородна (гомогенная).
Монополистическая конкуренция. Этот тип (модель) рынке внешне похож на совершенную конкуренцию, но ему присущи также элементы абсолютной монополии. На рынке действует большое количество субъектов хозяйствования, которые имеют незначительную долю, каждый из которых предлагает разновидности одного и того же товара. Такой рынок имеет незначительный, легко преодолим уровень барьеров на пути вступления на рынок. Основные отличия рынке с монополистической конкуренцией от рынков с совершенной конкуренцией и абсолютной монополией заключаются прежде всего в поведении каждого субъекта хозяйствования в сфере ценообразования, то есть в незначительном воздействии каждого из субъектов хозяйствования на уровень цены, который может значительно превышать конкурентную цену в условиях совершенной конкуренции и быть ниже, чем уровень на рынке абсолютной монополии.
Олигополия - самый распространенный тип (модель) рынка и, в отличие от рыночных структур, которые были приведены ранее, включая различные рыночные ситуации. Упрощенную модель олигополии в зависимости от структурных показателей рынка можно определить как "групповая монополия" или ограничена конкуренция. Олигополия характеризуется небольшим количеством действующих на нем субъектов хозяйствования, причем каждый из участников этого рынка имеет возможность независимо от других устанавливать цены и определять объемы производства продукции.
Олигополия отличается от совершенной (совершенной) конкуренции тем, что ее участники не зависят друг от друга;
от монополистической конкуренции - тем, что субъекты хозяйствования имеют определенный контроль над установлением цен;
от абсолютной монополии- тем, что каждый ее участник тщательно следит за деятельностью конкурентов (в абсолютного монополиста нет конкурентов).
Есть несколько видов олигополии. Если рыночные доли субъектов хозяйствования, действующих на олигополистическом рынке, примерно равны - это симметричная олигополия, а если разные - асимметричная. Упрощенной формой олигополии является дуополия.Дуополия - это ситуация, при которой на рынке действуют два продавца.
Абсолютная монополия - рынок, на котором действует один продавец и существуют непреодолимые барьеры на пути вступления на рынок. Абсолютная монополия противоположная совершенной (совершенной) конкуренции. Участник этого рынка имеет власть над ценообразованием, он сам определяет и устанавливает уровень цен.
Абсолютное монополию следует отличать от рыночной власти. Рыночную власть приобретают участники рынка не только там, где существует абсолютная монополия, но и там, где есть олигополия, монополистическая конкуренция или доминирующий субъект хозяйствования.
Абсолютная монополия существует, если имеющиеся барьеры входа на. рынок. Возникновение таких барьеров может быть обусловлено как юридическими, так и экономическими факторами. Так, правовая защита плодов интеллектуальной деятельности может образовывать барьер входа на определенный товарный рынок. Экономические барьеры могут возникать в результате стратегических действий субъектов хозяйствования или вследствие экономии на масштабе.
Кроме того, существуют олигопсонична и монопсонической модели рынка. Олигопсония - рынок, на котором действует несколько покупателей. И Монопсония - рынок, на котором действует один покупатель.

Вопрос

Предприятие занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:

на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

не претерпит значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

2. монопольное (доминирующее) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию.

3. монопольное (доминирующее) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.

4. Считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одно из условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

5. монопольное (доминирующее) считается также положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если в отношении них выполняются следующие условия:

совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов;

совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов - и при этом они не докажут, что в отношении них

не выполняются условия части четвертой этой статьи.

(Ст. 12 "Монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования" Закона Украины "О защите экономической конкуренции".Ухвалений Верховной Радой Украины 11.01.2001 р.N 2210-III).

Монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования

Монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования - положение предприятия на рынке, которое позволяет ему самостоятельно или вместе с другими субъектами хозяйствования определять условия оборота товаров на рынке благодаря тому, что субъект хозяйствования:

не имеет на рынке товара ни одного конкурента или не претерпит значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

является одним из двух или более субъектов хозяйствования, действующих на рынке товара, если между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция, и при этом они (вместе взятые), не имеют на рынке товара ни одного конкурента или не подвержены значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств. В частности, если субъект хозяйствования является одним из таких субъектов хозяйствования, и при этом указанным субъектам хозяйствования в составе не более трех принадлежат наибольшие доли на рынке, которые в совокупности превышают 50 процентов. пяти - 70 процентов.

(Выдержка из п.1.3. "Общие положения" "Методики определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке". Утвержден распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 5.03. 2002г. N 49-г. По-регистрируется в Министерстве юстиции Украины 1.04.2002р. за N 317/6605).

 

Границы рынка

 

Применение конкурентного законодательства возможно только при строгом определении границ рынка.

Согласно Закону о защите конкуренции рынок товара (товарный рынок) - это сфера обращения товара или взаимозаменяемых товаров, на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение. Товарный рынок является частью воспроизводственного процесса и охватывает сферу обращения товаров (работ, услуг), в результате которого в определенное время и в определенных территориальных границах последние от производителя (продавца) переходят к покупателю (получателю).

Ключевым для понимания границ того или иного товарного рынка является понятие «взаимозаменяемости». При этом в зависимости от спроса конкретного потребителя пределы взаимозаменяемости могут существенно меняться. Товарные границы рынка определяются путем формирования группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп), в рамках которой потребитель в обычных условиях может легко перейти от потребления одного товара к потреблению другого.

Формирование группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп) осуществляется из перечня товаров, которые по показателям взаимозаменяемости имеют для продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей, пользователей) признаки одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы). Ими, в частности, есть сходство назначения, потребительских свойств, условий использования; сходство физических, технических, эксплуатационных свойств и характеристик, качественных показателей и т.п.; наличие общей группы потребителей товара; отсутствие существенной разницы в ценах; взаимозаменяемость товаров (товарной группы) с точки зрения производства, то есть способность производителей предложить новые товары на замену тем, что есть.

В процессе определения товарных границ рынка заранее определена группа взаимозаменяемых товаров (товарных групп) может быть разделена на несколько подгрупп или присоединена ко второй группе.

При проведении исследования необходимо учитывать, что взаимозаменяемые товары относятся к группе однородных товаров (товарных групп), которые рассматриваются потребителем как один и тот же товар (товарная группа) и которые могут быть стандартизированными или дифференцированными.

Как стандартизированные товары (товарных групп) могут рассматриваться товары, имеющие единую систему показателей, параметров, характеризующих товар, и в производстве которых используются единые или одинаковые технические стандарты, технические условия, стандарты применения и т. Д.

Дифференцированные товары (товарные группы) характеризуются определенными различиями потребительских свойств, внешнего вида, качественных показателей, сроков использования, объемов дополнительных услуг (технического обслуживания), что дает возможность потребителям соответствующим образом отличать преимущества конкретного товара (товарной группы), который производится (реализуется) определенным предприятием (продавцом), от других аналогичных товаров (товарных групп) при удовлетворении соответствующего спроса.

Товары - заменители, включаемых в определенную товарную группу, оказываются по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса по цене, исчисляемый как отношение изменения объема реализации товара ЛП в процентах за определенный период:

Спрос на товар П при увеличении цены на товар Р может и расти и уменьшаться в зависимости от отношения покупателя к общему использования того и другого товара. Итак, перекрестная эластичность может быть и положительная, и отрицательная. При положительном коэффициенте перекрестной эластичности (Е> 2) товары П и Р легко заменяются один на другой, при этом чем больше коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров.

Если 0 ≤ Е ≤ 2, то существует незначительная вероятность замены одного товара на другой. Отрицательная эластичность (Е <0) характерна для взаимодополняющих друг друга товаров в процессе потребления, например, в определенный момент времени цена на белый хлеб выросла в области с 1 грн. 20 коп. 1) до 1 грн. 32 коп. (Р 2):

При этом общий объем реализации (по области) хлеба из муки 1 сорта возросла с 700 тыс. Кг до 910 тыс. Кг

Следовательно, при значении Е> 2 белый хлеб легко может быть заменен в употреблении на хлеб I сорта.

При несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.

Для оценки взаимозаменяемости товаров по производству необходимо учитывать наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в данной товарной группы, или же технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск данной товарной группы.

Территориальные (географические) границы рынка - это территория со сферой взаимоотношений купли-продажи товара (группы товаров), в рамках которой при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на определенный товар и которая может быть, как правило, по территории государства, области, района, города и т.п. или их частями.

Территориальные (географические) границы рынка определенного товара (товарной группы) определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителя, приобретение товаров (товарной группы), относятся к группе взаимозаменяемых товаров (товарной группы), невозможно или нецелесообразно. При этом, в частности, должны учитываться следующие критерии: физические и технические характеристики товара (товарной группы); технологические связи между производителями и потребителями; возможности технического, гарантийного, абонентского обслуживания; соотношение цен, в частности уровень соотношения цен на определенные товары (товарные группы) в пределах этого рынка, приемлемый для производителей или потребителей; возможности по перемещению спроса на товар (товарную группу) между территориями, которые входят в один географический рынок, в частности возможности сохранения уровня качества и потребительских свойств товара (товарной группы) при транспортировке; уровень транспортных расходов, включая особенности транспортировки товара (товарной группы).

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы, являются: наличие торговых, складских помещений, удобств выполнения погрузочно-разгрузочных работ, возможностей выполнения предпродажной подготовки; наличие знаков для товаров и услуг; наличие на соответствующей территории барьеров на вывоз или ввоз товара (товарной группы), а именно: административных барьеров; экономических и организационных ограничений; воздействий вертикальной (горизонтальной) интеграции; барьеров, связанных с эффектом масштаба производства;барьеров, основанные на абсолютном преобладании уровня затрат; барьеров, связанных с размерами капитальных расходов или объемов инвестиций, необходимых для вступления в определенный товарный рынок; ограничений со стороны спроса; экологических ограничений; барьеров, препятствующих свободному выходу с рынка и т. д.; место-расположение специфических групп потребителей; уровень цен на определенные товары (товарные группы) на смежных территориях, возможность перемещения предложения товара (товарной группы) между этими территориями.

При окончательном определении территориальных (географических) границ рынка определяющей является меньшая способность к перемещению или спроса, или предложения.

Корректность определения территориальных (географических) границ товарного рынка может быть проверена исследованием открытости рынка относительно межрегиональной и / или международной торговли.

Степень открытости рынка (далее - СВР) по международной, межрегиональной торговли оценивается по показателю, который рассчитывается как процентное соотношение суммы общего объема ввоза (импорта) товара на определенный рынок с территорий других регионов страны (других стран) к общему объему рынка по формуле:

где Qv - объем товара, ввезенного на соответствующий рынок из-за пределов этого рынка (для общегосударственного-объем импорта в Украину).

Например, рассмотрим степень открытости рынка, когда часть товара завозится из-за пределов области Б, но ввоз составляет незначительную часть от общего объема рынка - около 10%. Если СВР <30%, следовательно, границы рынка хлеба и хлебобулочных изделий определены пределами области Б. Если же ввоз муки в область Б из соседних областей составляет более 30%, то территориальные границы этого товарного рынка могут быть определены как межрегиональные.

Товарные и территориальные границы действуют одновременно с графиком рынка, определяются как промежуток времени (как правило - год), в течение которого данное совокупность товарно-денежных отношений между продавцами (поставщиками, производителями) и потребителями образует рынок товара с постоянной структурой.

В случаях, когда период полного оборота авансированного капитала в производстве соответствующего товара превышает один год, временные границы рынка, как правило, определяются как промежуток времени, равный от одного до трех обозначенных периодов оборота капитала.

На практике возникает ситуация, когда промежуток времени менее одного года может быть признан графиком рынка Однако при этом должны выполняться следующие условия: во-первых, период полного оборота авансированного капитала в производстве соответствующего товара значительно меньше одного года; во-вторых, за это время в ответ на значимое повышение цен на рынке продавцы (поставщики, производители) имеют возможность провести соответствующие мероприятия и стабилизировать предложение, а значительное количество потребителей, сократили потребление в результате этого повышения, могут без значительных трудностей восстановить объемы потребления; в-третьих, монопольное (доминирующее) положение субъекта (субъектов) хозяйствования обусловлено предоставлением ему особых прав, полномочий, льгот со стороны органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля или других субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение.

Вопрос 4. Барьеры входа (англ. Barriers to Entry) - экономические и технические факторы, которые не допускают или осложняют выход на рынок или в отрасль новых компаний, для того, чтобы не создавать дополнительной конкуренции для уже существующих компаний.

Барьеры входа ограничивают конкуренцию и является источником ценовой власти компании - возможности компании поднимать цену не теряя при этом потребителей.

Срок барьеры входа также применяется к физическим лицам, которые намерены начать определенную профессиональную или предпринимательскую деятельность.

Примеры барьеров входа на рынок труда для физических лиц включают образование, лицензирования или квоту на число работников конкретной профессии.

С одной стороны, эти барьеры должны гарантировать, что люди, которые выходят на этот рынок, имеют необходимую квалификацию, с другой стороны, это снижает конкуренцию на рынке. Также из-за этого появляется эффект дополнительной стоимости профессионалов некоторых сфер.

Барьеры входа и структура отрасли [ред. • ред. код]

1. Совершенная конкуренция: барьеры входа полностью отсутствуют;

2. Монополистическая конкуренция [ru]: низкие барьеры входа;

3. Олигополия: высокие барьеры входа;

4. Монополия: барьеры входа от очень высоких до абсолютных.

Вопрос 3

Вопрос 5

Тема 4

Согласно части первой статьи 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предприятие занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:

· на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

· не претерпит значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию.

Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.

Наряду с указанными нормами есть специальные условия для установления монопольного (доминирующего) положения каждого из нескольких хозяйствующих субъектов.

Согласно части четвертой этой статьи считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одна из условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если в отношении них выполняются следующие условия:

· совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов;

· совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 проценто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.083 с.)