Давид – создатель Израильско - Иудейского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Давид – создатель Израильско - Иудейского государства



(ок. 1000 - 965 гг. до н. э. )

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея из колена Иуды, жителя города Вифлеема, правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи. В юности был простым пастухом. Согласно библейскому рассказу, Давид убил филистимлянского исполина Голиафа. Став после этого подвига зятем царя, подвергся опале с его стороны и бежал, спасая свою жизнь. Еще при жизни Саула был помазан Самуилом на царство. Вокруг Давида собрались приверженцы числом в 400, а затем и 600 человек. Вместе со своим отрядом он поступил на службу к одному из филистимлянских правителей, получив от него в удел небольшой город.

Узнав о гибели Саула и его сыновей, Давид перебрался в город Хеврон в колене Иуды, стремясь заручится поддержкой своего племени. «Мужи Иуды», по словам Библии, собрались здесь и признали его царскую власть над «домом Иудиным», то есть Иудеей. Царем же остальной части еврейского государства стал оставшийся в живых младший сын Саула Эш-Бошет (Эш-Баал). Его царство стало именоваться Израилем.

Отношения между двумя частями разделенного царства были враждебными. Вскоре дело дошло до открытой войны. Эш-Баал был убит своими военачальниками, которые принесли его голову в дар Давиду. Старейшины израильских племен решили признать царем Давида. Они прибыли в Хеврон и предложили Давиду престол при условии заключения с ними специального договора.

Царь брался защищать народ и удовлетворять его требования, а тот - повиноваться при условии выполнения царем своих обязательств. Затем старейшины вторично помазали Давида на царство. Акт в Хевроне означал создание единого Израильско-Иудейского государства. Это событие встревожило филистимлян, перешедших в наступление. Однако Давид разбил их в битвах при Иерусалиме и Вифлееме.

Филистия сократилась до узкой прибрежной полосы. Впоследствии уже наемники-филистимляне оказываются на службе у израильского царя. Продолжая дело Саула, Давид ликвидировал ханаанские анклавы на израильской территории. На восьмом году своего правления он захватил город Салем, переименовал его в Иерусалим и перенес в него свою столицу.

Иерусалим, ставший личным владением Давида, не был включен ни в какую племенную территорию. Поэтому царь становился фактически независимым и от своего родного племени Иуды, органы власти которого остались в Хевроне. В скором времени в новую столицу был торжественно перенесен Ковчег Завета. Иерусалим стал, таким образом, не только светской, но и религиозной столицей всего Израильско-Иудейского государства. Все это еще более укрепило власть царя.

Давид изменил направление внешней политики. Израильтяне и прежде не раз воевали с соседями. Но это были либо оборонительные войны, либо грабительские походы. Теперь Давид начал проводить политику подчинения окрестных народов и их территорий. На этом пути первым его соперником стал Хадад-Эзер, арамейский царь Дамаска.

В Библии рассказывается о нескольких войнах между Давидом и Хадад-Эзером, завершившихся победой Израиля. Давид устанавливает контроль над Аммоном, расположенным к востоку от Иордана, покорил Моав (к востоку от Мертвого моря), где жили потомки Лота, и Эдом (к югу от Иудеи) - владения потомков Исава.

Таким образом Израильско-Иудейское царство распространило свой прямой или опосредствованный политический контроль на территории от Красного моря на юге до Евфрата на севере. Этому благоприятствовала внешнеполитическая обстановка - Египет и Ассирия переживали тяжелый кризис.

Внутренняя политика Давида была не менее эффективна, чем внешняя. Как и все цари древности, он большое внимание уделял армии. Основу её составила личная дружина, с которой Давид пришел ранее в Хеврон. Наряду с ней существовало и общеизраильское ополчение. Во времена Давида существовал еще один вид войска. Это иностранные наемники - критяне и филистимляне.

Одновременно происходит формирование нового аппарата управления. Давид установил должности начальника над повинностями (или податями), письмоводителя, писца, т. е. создал царскую канцелярию, подвластную только ему. Местом ее пребывания становится Иерусалим.

Третьей опорой царской власти становится религиозный культ. В Иерусалим был перенесен Ковчег Завета, возвращенный ранее филистимлянами. Это сделало Давида главным распорядителем различных культовых действий. Библейский автор, перечисляя приближенных Давида, которым он доверил ту или иную отрасль управления, называет первосвященников Садока и Афиафара. Одним из самых близких царю людей становится пророк Натан.

Сам Давид вошел в историю не только как царь, но как пророк (евр. нави - посредник между Богом и людьми). Он является автором псалмов - песен, исполнявшихся в сопровождении струнного музыкального инструмента - псалтыри. Сборник псалмов (Псалтырь), значительная часть которых традиция приписывает Давиду, входит в состав книг Ветхого Завета.

Военные успехи Давида, добыча, захваченная им в войнах, закрепление на важнейших торговых путях Передней Азии способствовали процветанию Израильско-Иудейского царства. Происходят значительные изменения в экономической жизни евреев. Не отказываясь полностью от скотоводства, особенно в нагорной Иудее, они все больше переходят к земледелию и ремеслу. Полукочевая скотоводческая цивилизация уходила в прошлое, уступая место земледельческо-городской.

В Палестине шло быстрое развитие городов. Этот процесс охватывает практически всю страну. Новый строй, основанный на сильной власти царя и территориальном, вместо племенного, устройстве государства, вошел в противоречие с прежним, патриархальным укладом жизни, основанном на племенном делении. Этот конфликт, как полагают, стал причиной восстаний против Давида.

Из Библии известно о нескольких таких выступлениях. Инициатором первого стал царевич Авессалом. Он стремился занять царский трон вместо состарившегося отца, используя популярные в народе идею восстановления патриархальных порядков. Центром восстания стал Хеврон, где Авессалом был провозглашен царем. Его активно поддержали «старейшины Израиля», которые официально помазали Авессалома на царство. На сторону мятежника перешла вся страна к западу от Иордана. Давиду пришлось бежать в Заиорданье.

В решающем сражении хорошо организованное и лучше вооруженное войско царя одержало победу над племенным ополчением мятежников. Авессалом погиб во время бегства. После этого старейшины Израиля были вынуждены вновь признать царем Давида. Наступил недолгий мир.

Новое восстание возглавил некий Шева (Савей) из племени Вениамина. По его призыву все израильские племена, кроме Иуды, выступили против Давида. Однако и это восстание было быстро подавлено. Сам Шева был схвачен жителями города, где он укрылся, и казнен.

Но Давиду так и не удалось обрести покой. О своих правах на трон заявил Адония, старший из оставшихся в живых сыновей царя. В этой ситуации пророк Нафан настоял, чтобы постаревший Давид передал власть Соломону, младшему сыну от любимой жены Вирсавии (Бат-шеба), отнятой царем у своего военачальника Урии – хеттеянина. Давид умер в возрасте 70 лет и был погребён в Иерусалиме, на горе Сион.

Величайший царь Израиля Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.).

В ожесточённой борьбе за трон Адония был убит. Соломон стал единоличным правителем обширной державы. Под его властью или влиянием оказались почти все бывшие азиатские владения Египта времен Тутмоса III. Исключением были лишь финикийские города. С одним из них, Тиром, Соломон поддерживал самые тесные отношения. Союз был выгоден обеим сторонам. Тир получал сельскохозяйственную продукцию, а Израиль - великолепный ливанский лес, необходимый для многочисленных построек, а также умелых финикийских мастеров.

Другим важным дипломатическим успехом Соломона стало заключение союза с Египтом, переживавшим далеко не лучшие времена. Страна была фактически разделена на две части. Юг находился во власти жрецов Амона, а на севере распоряжался фараон, резиденция которого находилась в Танисе. Фараон Сиамун из XXI династии (Третий переходный период) решил попытаться восстановить хотя бы часть азиатских владений. Он совершил поход в Палестину, в ходе которого захватил город Гезер, еще принадлежавший ханаанеям и располагавшийся примерно в 30 км к западу от Иерусалима.

Этот город открывал дорогу на Иерусалим. Соломону пришлось принять экстренные меры. Он проявил высокое дипломатическое искусство, сумев договориться с фараоном. Тот выдал замуж за Соломона свою дочь, а в приданое ей отдал Гезер. Таким образом, молодой израильский царь сумел без войны прибрести город, который господствовал над одним из важнейших и древнейших торговых путей всего Сиро-Палестинского региона.

Экономическое процветание Израиля во времена Соломона сопровождалось дальнейшим развитием управленческих структур. Был усовершенствован центральный государственный аппарат. В нём появились новые органы, в том числе для управления царским дворцом и двором и контроля за царским наместниками.

При Соломоне произошла важная реформа местного управления. С целью упорядочить взимание податей царь разделил страну на двенадцать округов во главе с полновластными наместниками. Главной задачей каждого округа было снабжение царского двора всем необходимым в течение одного месяца. Центрами управления округами были города, строительство которых широко развернулось при Соломоне.

В Иерусалиме началось возведение роскошного трехэтажного царского дворца. Библия сообщает, что он был высотой в десять локтей, т. е. более 15 метров, длиною в 100 и шириною в 50 локтей, т. е. соответственно больше 52 и 26 метров. Дворец был построен из драгоценного ливанского кедра, украшен дорогими тщательно обработанными камнями. Царский трон изготовили из позолоченной слоновой кости. Все сосуды во дворце были из золота.

Важнейшим из царских обязанностей был суд, который вершился в особой палате. Там стоял трон, к которому вели шесть ступеней, а по бокам находились статуи львов. Второе помещение (или группа помещений) со своим двором и окружающей стеной было «частным», предназначалось для жилья самого царя и его семьи.

Недалеко от дворца был воздвигнут великолепный храм Яхве («Бейт а-Микдаш» - Дом Святости). Местопребыванием Бога отныне становится не богато украшенный шатер, который можно переносить с места на место, а постоянный жилище в столице государства. В Иерусалиме были проведены и другие работы, построена новая оборонительная стена. Город сравнился по своему величию с другими столицами региона.

Библия отмечает, что Соломон построил города во всех своих владениях. Многие из них возводились на месте ранее существовавших, но к тому времени или разрушенных или превратившихся в сравнительно небольшие поселки. Раскопки показали, что многие города строились по единому плану, хотя и с некоторыми различиями, обусловленными в основном особенностями из расположения.

Библейские сведения и исследования археологов показывают, что цели постройки городов были различны. Одни создавались как центры управления округами, другие для размещения гарнизонов, охраняющих границы и торговые пути, третьи для проживания и экономической деятельности населения.

Соломон уделял большое внимание армии. В Библии упоминаются колесничие и всадники, которых царь набрал и разместил частично в самом Иерусалиме, частично в специально созданных гарнизонных городах. Эти отряды содержались на средства самого Соломона. Ремесло колесничих было очень сложным и требовало долгой и упорной тренировки. Поэтому на колесницах могли сражаться только профессиональные воины, служившие в армии много лет.

Можно утверждать, что именно при Соломоне завершилось формирование израильского государства. Но новые структуры (государственный аппарат, профессиональная армия, система податей и обязанностей, сама царская власть) все еще сосуществовали со старыми, патриархальными. Податные округа, созданные Соломоном вне племенной системы, эту последнюю не отменили.

Для перенесения в храм Ковчега Завета Соломон созвал всех старейшин Израиля, всех глав племен и колеи. Это сообщение подтверждает мнение специалистов, что в культовой сфере старая система сохранилась полностью. И это вполне естественно, ибо религиозная сфера жизни всегда наиболее консервативна. Но последующие события показали, что и в других областях бытия эта система еще сохраняла свою силу

В последние годы правления Соломона осложнилась международная обстановка. В 945 году до н. э. в Египте к власти пришел ливийский полководец Шешонк, основавший XXII династию. Он поставил перед собой цель восстановить египетское господство в Азии. Царство Соломона, естественно, препятствовало этим планам.

Отношения между двумя государствами стали враждебными, что привело к политическому кризису. Однако силы израильского царя были еще слишком велики, чтобы новый фараон сразу начал военные действия. Поэтому он до поры ограничился поддержкой антисоломоновских сил в Израиле.

Северные племена были недовольны политикой Соломона, его явным предпочтением племени Иуды. Вспыхнуло восстание, во главе которого стал Иеровоам из колена Ефрема (Эфраима). В молодости он состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими. Пророк Ахия предсказал ему, что за домом Давидовым останутся только два колена, а он будет царем десяти северных колен. Восстание потерпело неудачу. Иеровоаму пришлось бежать в Египет, где он нашел приют у Шешонка.

Восстания показали, что сил для поддержания порядка в огромной державе у стареющего царя не недоставало. Исследователи полагают, что уже в конце правления Соломона в стране начался экономический, а затем и политический кризис. Время великодержавного Израиля шло к концу.

В историю Соломон вошел как мудрый правитель и справедливый судья. Ему приписывается авторство библейских книг: Песнь Песней, Притчи Соломона и Экклезиаст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.014 с.)