I. Переселение заречных племен ('ибрим) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Переселение заречных племен ('ибрим)



Патриархи

В конце XIII века до н. э. в Ханаан вторглись семитские племена, пришедшие из-за реки Иордан (ибрим – «заречные»). Об этих событиях подробно сообщает Библия и свидетельствуют археологические данные. Согласно книгам Ветхого завета, это были потомки Иакова (Израиля), сына Исаака и внука Авраама – трех библейских патриархов, живших после потопа.

В библейской Книге Бытия рассказывается, что у первых людей, Адама и Евы после изгнания из рая родились два сына – Каин и Авель. Старший сын убил младшего и бежал на восток, где основал первый город на Земле. Позже у Адама и Евы родился третий сын - Шет (Сиф). Потомком его был Ной, единственный праведник среди человечества, впавшего во всевозможные пороки. Ной, его жена, три сына и три невестки спаслись от гибели во время Всемирного потоп.

В книге Бытия приводятся родословная народов, происшедших от сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета, а также генеалогическая линия, ведущая от Сима к Аврааму. Фарра, отец Авраама, жил в Нижней Месопотамии, городе Уре. Оттуда он переселился со своим семейством в Верхнюю Месопотамию, в область Харран (аккад. «развилка»).

После смерти отца Авраам и его племянник Лот со своими родными и слугами отправились в Палестину. Затем Авраам со своим кланом кочевал между центральной частью Палестины и границами Египта. Семья Лота обосновалась в районе к югу от Мертвого моря, где стояли города Содом и Гоморра.

В Палестине Авраам вынужден был отстаивать свои права в борьбе с местными и пришлыми правителями. Он получил благословение от Мелхиседека (евр. «Царь праведный»), жреца Бога Всевышнего, царя Салема (позже Иерусалима). У Авраама был два сына – Исмаил от наложницы-египтянки Агари и Исаак от жены Сарры. Изгнанный отцом Исмаил стал родоначальником арабских племён.

Сын Авраама Исаак взял себе жену из Месопотамии - Ревекку, дочь Нахора, родственника Авраама. Она родила ему сыновей-близнецов Исава и Иакова. Старший сын Исав, продавший право своего первородства за чечевичную похлебку, стал предком эдомитян, или идумеев, расселившихся к югу от Мертвого моря. Младший, Иаков, по прозванию Израиль, что значит «Бог сражается», имел двенадцать сыновей:

- шестерых от старшей жены Леи (Лии; букв. «Дикая корова»): Реувена (Рувима), Шимона (Симеона), Леви (Левия), Йехуду (Иуду), Иссахара и Зевулуна (Завулона);

- двоих от Зилпы (Зелфы), рабыни Леи - Гада и Ашера (Асира);

- двоих от младшей и любимой жены Рахели (Рахили, букв. «Овца») - Йосефа (Иосифа) и Бинйамина (Вениамина);

- двоих от Билхи (Валлы), рабыни Рахели - Дана и Нафтали (Неффалима).

Двенадцать сыновей Иакова-Израиля стали родоначальниками – эпонимами двенадцати колен (племен) Израилевых.

В Книге Бытия рассказывается о том, что сыновья Иакова из зависти продали своего брата Иосифа в рабство в Египет. После многих испытаний он достиг должности верховного сановника фараона. В голодные годы Иаков-Израиль и его одиннадцать сыновей с семьями, всем скотом и имуществом переселяются, по приглашению Иосифа, примирившегося с братьями, в Египет. Они располагаются в земле Гошен (Гесем), небольшой плодородной области в восточной части Дельты. Иаков прожил в Египте семнадцать лет. Перед смертью он усыновил сыновей Иосифа от жены - египтянки Асенефы – Эфраима (Ефрема) и Менаше (Манассию).

Исход из Египта.

Многие исследователи полагают, что историческим фоном библейского рассказа об Иосифе и поселении кланов его братьев в Египте, является период господства гиксосов (ок. 1700 - ок. 1542 гг. до н. э.). Находясь в благоприятных условиях, потомки Израиля, как повествует книга Исхода, размножились, так что «наполнилась ими земля та».

После изгнания гиксосов положение потомков Израиля резко ухудшилось. Они оказались де-факто на положении рабов. Египтяне стали изнурять их тяжкими работами, прежде всего, строительными. В частности, израильтяне построили города Питом (Пер-Атум, т. е. «Дом Атума») и Раамсес (Рамсес, Пер-Рамсес - «Дом Рамсеса»).

Чтобы прекратить рост еврейского населения, фараон повелел бросать младенцев мужского пола из израильтян в Нил. В это время в одной семье из колена Леви родился мальчик. Мать младенца скрывала его три месяца, а затем, не имея более возможности прятать ребенка, положила в корзину и поставила ее в тростнике на берегу Нила. Дитя нашла дочь фараона, которая взрастила его как сына. Она же нарекла ему имя Моисей (ивр. ‏Моше́ - «взятый (спасённый) из воды»).

Спустя время, когда Моисей вырос, он увидел, что египтянин бьет еврея. Вступившись за избиваемого, он убил египтянина и вынужден был бежать в Синайскую пустыню. Здесь Моисей женится на Циппоре (Сепфоре), дочери Иофора - вождя и жреца племени мадианитян (потомков Мадиама - сына Авраама от второй жены Хеттуры). Она родила ему двух сыновей, Гершома и Елиэзера. У Горы Хорив (Синай) Моисею явился Бог. Он открыл Свое имя Яхве (YHWH) и повелел вывести израильтян из Египта. Помогать Моисею должен был его старший брат Аарон.

Моисей с семьей приходит в Египет и вместе с Аароном идет к фараону. Братья требуют отпустить израильтян. Фараон отказывается, и Бог насылает на Египет десять жестоких казней. Результатом стал исход евреев из Египта, описанный во второй книге Библии. Предположительно, эти события происходили при одном из первых фараонов XIX династии, после более чем 400-летнего пребывания евреев в Египте.

После исхода из Египта Моисей на горе Синай возобновил «завет» (договор) с Яхве, заключенный первоначально еще Авраамом. Согласно этому договору Бог обещал отдать израильтянам «землю обетованную»» - Палестину. Они, в свою очередь, обязывались не поклоняться никакому иному божеству.

Моисей получил также от Яхве различные этические и юридические рекомендации для народа Израиля. Записанные, согласно преданию Моисеем, они составили Тору (Учение или Закон). Ядром Закона являются «Десять заповедей» (евр. Асерет-а-диброт), начертанные на двух каменных скрижалях (плитках).

По указанию Яхве была изготовлена скиния (обиталище или шатер) - переносное святилище, символизировавшее земное местонахождение Бога. В глубине шатра, за занавесом, было небольшое помещение - «Святая Святых» (Кодеш а-кодашим). В нём находился Ковчег Завета (Арон а-брит), в котором лежали Скрижали Завета (Лухот а-брит). Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный Моисеем.

Богослужение отныне осуществлялось специальным сословием – священниками (ед.ч. коген, мн.ч. коханим) во главе с первосвященником, первым из которых стал Аарон. Священникам помогали левиты, происходившие из колена Левия (кроме рода Аарона).

От Синая израильтяне направились в Ханаан. Достигнув его границ, они послали в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек его сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте.

Моисею также не суждено было войти в Землю Обетованную. Перед смертью он поднялся на гору Нево на левом берегу Иордана, чтобы увидеть новую родину его народа. После кончины Моисея вождем Израиля стал Иошуа бин-Нун (Иисус Навин).

Завоевание Ханаана

К моменту вторжения израильтян территория нынешней Палестины находилась под властью Египта. Она была заселена различными народами - хананеями, хеттеями, иевусеями, амореями и другими. Раздробленное на враждовавшие между собой царства и города-государства население не было способно объединиться даже перед лицом внешней угрозы. Переживавший кризис власти Египет также не был способен как защитить его от нападения извне, так и пресечь междоусобные войны. Каждый защищался как мог, поэтому местные жители окружали свои города мощными стенами из камней и глины.

Жители Ханаана были язычниками. Главное божество, Баал (Ваал или Молох), бог грома и дождя, отличался жестокостью и кровожадностью. Ему, его жене Астарте (Баалат) и другим божествам жрецы приносили жертвы, как правило животных и птиц. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. В жертву Молоху приносили детей, сжигаемых в чреве идола.

Распространено было жертвоприношение и при основании дома. Когда заканчивалась постройка, в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого замуровывали в стену. По свидетельству Библии, греческих и римских писателей, религиозные празднества сопровождались проявлениями худших, животных свойств человеческой натуры.

В целом, политическая обстановка в Ханаане способствовала успеху новых завоевателей. Израильтяне перешли Иордан близ Иерихона, который первый ощутил их силу. Город был разрушен до основания. Такая же участь постигла ряд других городов Ханаана, но далеко не всех. Часть из них вступили с завоевателями в союзные отношения, другие откупились обязательством уплачивать дань или исполнять повинности на завоевателей. Некоторые, как, например, воздвигнутый на неприступной скале Салем, город племени иевусеев, остались независимыми и вели войны с завоевателями.

Покорение Ханаана завершилось в основном за семь лет. Отвоеванную землю разделили между двенадцатью племенами (по числу родоначальников – десяти сыновей Иакова и двух его внуков от Иосифа). Потомки Левия – левиты были выделены для священнического служения. Им были даны земельные наделы в окрестностях различных городов. Каждый город также должен был поддерживать своё священство десятиной и пожертвованиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.007 с.)