Лекция 9. Палестина в конце II – середине I тысячелетия до н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Палестина в конце II – середине I тысячелетия до н.э.



Лекция 9. Палестина в конце II – середине I тысячелетия до н.э.

 

Вопросы лекции.

1. Переселение заречных племен (ибрим).

2. Израильско-Иудейское царство.

3. Иудея и Израиль после распада единого еврейского государства.

 

I. Переселение заречных племен ('ибрим)

Патриархи

В конце XIII века до н. э. в Ханаан вторглись семитские племена, пришедшие из-за реки Иордан (ибрим – «заречные»). Об этих событиях подробно сообщает Библия и свидетельствуют археологические данные. Согласно книгам Ветхого завета, это были потомки Иакова (Израиля), сына Исаака и внука Авраама – трех библейских патриархов, живших после потопа.

В библейской Книге Бытия рассказывается, что у первых людей, Адама и Евы после изгнания из рая родились два сына – Каин и Авель. Старший сын убил младшего и бежал на восток, где основал первый город на Земле. Позже у Адама и Евы родился третий сын - Шет (Сиф). Потомком его был Ной, единственный праведник среди человечества, впавшего во всевозможные пороки. Ной, его жена, три сына и три невестки спаслись от гибели во время Всемирного потоп.

В книге Бытия приводятся родословная народов, происшедших от сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета, а также генеалогическая линия, ведущая от Сима к Аврааму. Фарра, отец Авраама, жил в Нижней Месопотамии, городе Уре. Оттуда он переселился со своим семейством в Верхнюю Месопотамию, в область Харран (аккад. «развилка»).

После смерти отца Авраам и его племянник Лот со своими родными и слугами отправились в Палестину. Затем Авраам со своим кланом кочевал между центральной частью Палестины и границами Египта. Семья Лота обосновалась в районе к югу от Мертвого моря, где стояли города Содом и Гоморра.

В Палестине Авраам вынужден был отстаивать свои права в борьбе с местными и пришлыми правителями. Он получил благословение от Мелхиседека (евр. «Царь праведный»), жреца Бога Всевышнего, царя Салема (позже Иерусалима). У Авраама был два сына – Исмаил от наложницы-египтянки Агари и Исаак от жены Сарры. Изгнанный отцом Исмаил стал родоначальником арабских племён.

Сын Авраама Исаак взял себе жену из Месопотамии - Ревекку, дочь Нахора, родственника Авраама. Она родила ему сыновей-близнецов Исава и Иакова. Старший сын Исав, продавший право своего первородства за чечевичную похлебку, стал предком эдомитян, или идумеев, расселившихся к югу от Мертвого моря. Младший, Иаков, по прозванию Израиль, что значит «Бог сражается», имел двенадцать сыновей:

- шестерых от старшей жены Леи (Лии; букв. «Дикая корова»): Реувена (Рувима), Шимона (Симеона), Леви (Левия), Йехуду (Иуду), Иссахара и Зевулуна (Завулона);

- двоих от Зилпы (Зелфы), рабыни Леи - Гада и Ашера (Асира);

- двоих от младшей и любимой жены Рахели (Рахили, букв. «Овца») - Йосефа (Иосифа) и Бинйамина (Вениамина);

- двоих от Билхи (Валлы), рабыни Рахели - Дана и Нафтали (Неффалима).

Двенадцать сыновей Иакова-Израиля стали родоначальниками – эпонимами двенадцати колен (племен) Израилевых.

В Книге Бытия рассказывается о том, что сыновья Иакова из зависти продали своего брата Иосифа в рабство в Египет. После многих испытаний он достиг должности верховного сановника фараона. В голодные годы Иаков-Израиль и его одиннадцать сыновей с семьями, всем скотом и имуществом переселяются, по приглашению Иосифа, примирившегося с братьями, в Египет. Они располагаются в земле Гошен (Гесем), небольшой плодородной области в восточной части Дельты. Иаков прожил в Египте семнадцать лет. Перед смертью он усыновил сыновей Иосифа от жены - египтянки Асенефы – Эфраима (Ефрема) и Менаше (Манассию).

Исход из Египта.

Многие исследователи полагают, что историческим фоном библейского рассказа об Иосифе и поселении кланов его братьев в Египте, является период господства гиксосов (ок. 1700 - ок. 1542 гг. до н. э.). Находясь в благоприятных условиях, потомки Израиля, как повествует книга Исхода, размножились, так что «наполнилась ими земля та».

После изгнания гиксосов положение потомков Израиля резко ухудшилось. Они оказались де-факто на положении рабов. Египтяне стали изнурять их тяжкими работами, прежде всего, строительными. В частности, израильтяне построили города Питом (Пер-Атум, т. е. «Дом Атума») и Раамсес (Рамсес, Пер-Рамсес - «Дом Рамсеса»).

Чтобы прекратить рост еврейского населения, фараон повелел бросать младенцев мужского пола из израильтян в Нил. В это время в одной семье из колена Леви родился мальчик. Мать младенца скрывала его три месяца, а затем, не имея более возможности прятать ребенка, положила в корзину и поставила ее в тростнике на берегу Нила. Дитя нашла дочь фараона, которая взрастила его как сына. Она же нарекла ему имя Моисей (ивр. ‏Моше́ - «взятый (спасённый) из воды»).

Спустя время, когда Моисей вырос, он увидел, что египтянин бьет еврея. Вступившись за избиваемого, он убил египтянина и вынужден был бежать в Синайскую пустыню. Здесь Моисей женится на Циппоре (Сепфоре), дочери Иофора - вождя и жреца племени мадианитян (потомков Мадиама - сына Авраама от второй жены Хеттуры). Она родила ему двух сыновей, Гершома и Елиэзера. У Горы Хорив (Синай) Моисею явился Бог. Он открыл Свое имя Яхве (YHWH) и повелел вывести израильтян из Египта. Помогать Моисею должен был его старший брат Аарон.

Моисей с семьей приходит в Египет и вместе с Аароном идет к фараону. Братья требуют отпустить израильтян. Фараон отказывается, и Бог насылает на Египет десять жестоких казней. Результатом стал исход евреев из Египта, описанный во второй книге Библии. Предположительно, эти события происходили при одном из первых фараонов XIX династии, после более чем 400-летнего пребывания евреев в Египте.

После исхода из Египта Моисей на горе Синай возобновил «завет» (договор) с Яхве, заключенный первоначально еще Авраамом. Согласно этому договору Бог обещал отдать израильтянам «землю обетованную»» - Палестину. Они, в свою очередь, обязывались не поклоняться никакому иному божеству.

Моисей получил также от Яхве различные этические и юридические рекомендации для народа Израиля. Записанные, согласно преданию Моисеем, они составили Тору (Учение или Закон). Ядром Закона являются «Десять заповедей» (евр. Асерет-а-диброт), начертанные на двух каменных скрижалях (плитках).

По указанию Яхве была изготовлена скиния (обиталище или шатер) - переносное святилище, символизировавшее земное местонахождение Бога. В глубине шатра, за занавесом, было небольшое помещение - «Святая Святых» (Кодеш а-кодашим). В нём находился Ковчег Завета (Арон а-брит), в котором лежали Скрижали Завета (Лухот а-брит). Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный Моисеем.

Богослужение отныне осуществлялось специальным сословием – священниками (ед.ч. коген, мн.ч. коханим) во главе с первосвященником, первым из которых стал Аарон. Священникам помогали левиты, происходившие из колена Левия (кроме рода Аарона).

От Синая израильтяне направились в Ханаан. Достигнув его границ, они послали в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек его сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте.

Моисею также не суждено было войти в Землю Обетованную. Перед смертью он поднялся на гору Нево на левом берегу Иордана, чтобы увидеть новую родину его народа. После кончины Моисея вождем Израиля стал Иошуа бин-Нун (Иисус Навин).

Завоевание Ханаана

К моменту вторжения израильтян территория нынешней Палестины находилась под властью Египта. Она была заселена различными народами - хананеями, хеттеями, иевусеями, амореями и другими. Раздробленное на враждовавшие между собой царства и города-государства население не было способно объединиться даже перед лицом внешней угрозы. Переживавший кризис власти Египет также не был способен как защитить его от нападения извне, так и пресечь междоусобные войны. Каждый защищался как мог, поэтому местные жители окружали свои города мощными стенами из камней и глины.

Жители Ханаана были язычниками. Главное божество, Баал (Ваал или Молох), бог грома и дождя, отличался жестокостью и кровожадностью. Ему, его жене Астарте (Баалат) и другим божествам жрецы приносили жертвы, как правило животных и птиц. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. В жертву Молоху приносили детей, сжигаемых в чреве идола.

Распространено было жертвоприношение и при основании дома. Когда заканчивалась постройка, в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого замуровывали в стену. По свидетельству Библии, греческих и римских писателей, религиозные празднества сопровождались проявлениями худших, животных свойств человеческой натуры.

В целом, политическая обстановка в Ханаане способствовала успеху новых завоевателей. Израильтяне перешли Иордан близ Иерихона, который первый ощутил их силу. Город был разрушен до основания. Такая же участь постигла ряд других городов Ханаана, но далеко не всех. Часть из них вступили с завоевателями в союзные отношения, другие откупились обязательством уплачивать дань или исполнять повинности на завоевателей. Некоторые, как, например, воздвигнутый на неприступной скале Салем, город племени иевусеев, остались независимыми и вели войны с завоевателями.

Покорение Ханаана завершилось в основном за семь лет. Отвоеванную землю разделили между двенадцатью племенами (по числу родоначальников – десяти сыновей Иакова и двух его внуков от Иосифа). Потомки Левия – левиты были выделены для священнического служения. Им были даны земельные наделы в окрестностях различных городов. Каждый город также должен был поддерживать своё священство десятиной и пожертвованиями.

Саул – первый царь Израиля.

Очередное тяжелое поражение, нанесенное евреям филистимлянами, привело к тому, что Ковчег Завета попал в руки врагов. В народе резко усилились монархические настроения. Замена прежней формы правления на царскую казалась единственным выходом в борьбе с врагами. Первым царем Израиля стал Саул, сын Киша, из колена Вениамина. Провозглашение его царем произошло на общенародном собрании. Религиозный обряд помазания (возлияния оливкового масла на голову) совершил Самуил, последний и самый знаменитый из судей израильских.

Основной задачей Саула стало спасение народа от внешних врагов. Поэтому главный акцент он сделал на военной реформе. Царь создал постоянное войско, первоначально насчитывавшее 3000 человек. Разделив его на две части, он одну из них возглавил лично, а другую поставил под командование своего старшего сына Ионатана. Регулярная армия строилась с учетом родоплеменной структуры израильского общества. Были созданы новые воинские единицы - сотни и тысячи, но главе со своими командирами. В них включались воины одного «дома» (бейт), рода, племени.

С появлением монархии создается царский двор. В условиях сохранения племенной структуры царь, разумеется, полагался на своих соплеменников. Поэтому двор его состоял преимущественно из потомков Вениамина. Ведение войн, содержание двора и армии требовали дополнительных средств, источником которых были налоги с населения. Единицей налогообложения был «дом отца» (бейт-аб) - патриархальная семья из нескольких поколений, которую возглавлял, имуществом и трудом которой распоряжался его глава (рош – «голова»).

Правление Саула прошло в непрестанных войнах с филистимлянами. Ему удалось освободить от них всю центральную часть Израиля. Царство Саула в итоге включало пределы Вениамина, Ефрема, территорию Заиорданья – Галаад и, возможно пределы Иуды. Столицей был родной город царя - Гаваон (Гива или Гева) близ современного Иерусалима.

К концу правления Саула стаяли преследовать неудачи. В итоге, потерпев поражение в битве с филистимлянами, он покончил с собой, бросившись на меч. Погибли и трое его сыновей. Филистимляне захватили израильские города и поставили в них свои гарнизоны. Только те израильтяне, которые жили за Иорданом, сумели сохранить свою независимость. Об этом времени пишет Лион Фейтвангер в романе «Ифтах и его дочь»

Цари Иудеи и Израиля

(Электронная еврейская энциклопедия)

Иудейское царство Израильское царство
Ровоам (Рехав‘ам) 928–911 Иеровоам (Иоров‘ам) I 928–907
Авия (Авиям) 911–908 Надав 907–906
Аса 908–867 Вааса Ба‘ша 906–883
  Ила Эла 883–882
  Замврий Зимри  
  Амврий Омри 882–871
Иосафат (Иехошафат) 870–846 Ахав 873–852
  Охозия Ахазия 853–851
Иорам (Иехорам) 851–843*  
Охозия (Ахазия) 843–842 Иорам Иехорам 851–842
Гофолия (Аталия) 842–836 Ииуй Иеху 842–814
Иоас (Иехоаш) 836–798 Иоахаз Иехоахаз 817–800*
Амасия (Амация) 798–769 Иоас Иехоаш 800–784
Озия (Азария) 785–733 Иеровоам (Иоров‘ам) II 788–747*
Иоафам (Иотам) 759–743 Захария (Зхария)  
  Шаллум  
  Ахаз 743–727
  Манаим (Менахем) 747–737
  Факия (Пекахия) 737–735
  Феках (Пеках) 735–732
Езекия (Хизкияху) 727–698 (Осия) Хошеа 732–724
Манассия (Менашше) 698–642  
Амон 641–640  
Иосия (Иошияху) 639–609  
Иоахаз (Иехоахаз)    
Иоахим (Иехояким) 608–598  
Иехония (Иехояхин    
Седекия (Цидкияху) 596–586    

 

Единство северных (Израиль) и южных (Иудея) областей расселения евреев в одном государстве оказалось непрочным. Наследником Соломона стал его сын Ровоам, рожденный аммонитской принцессой Наамой. Но царствовать спокойно он не смог. Вероятно, акт воцарения Ровоама, совершившийся в Иерусалиме, другие племена не признали. Созвав народное собрание в Сихеме, они потребовали прибытия туда наследника, что тому и пришлось сделать.

На собрании Ровоаму был предъявлен ультиматум. От него потребовали уменьшить трудовую повинность и снизить подати, после чего обещали признать царем. Таким образом, речь явно шла о заключении договора с ним, как это было при Сауле и Давиде. Однако Ровоам отказался пойти на компромисс и собрание не признало его царем.

Вместо него был избран Иеровоам, вернувшийся из Египта. Он стал первым правителем отдельного Израильского царства (963 - 941 гг. до н. э.). Столицей Ровоама стал древний город Сихем (Шхем, ныне Наблус). Позже, около 875 года до н.э. царь Амврий (Омри) перенес престол в построенный им город Самария.

Ровоаму I, царствовавшему 17 лет, подчинились лишь колена Иуды и частично Вениамина. По названию наиболее крупного из оставшихся двух племен, его государство стало именоваться Иудой, или Иудеей. Образовавшиеся два новых государства были гораздо слабее единого. Через четыре года после раздела страны фараон Шошонк предпринял поход в Азию. Он захватил Иерусалим, разграбив храм и дворец.

Судя по перечню городов, захваченных Шешонком, египетское войско прошло как по Иудее, так и по Израилю. Это подтверждается и археологическими данными. Было разрушено множество городов, а в Мегиддо фараон воздвиг свою победную стелу. Однако достичь своей основной цели - восстановления египетского господства в Азии, Шешонк не сумел. Сил у Египта для этого не было, да и сам фараон умер вскоре после своего похода.

Разрушение городов в значительной степени уничтожило экономическую инфраструктуру обоих еврейских царств. Они оказались настолько ослабленными, что ни то, ни другое не могли возглавить новое объединение. При этом, в экономическом отношении Иудея была более отсталой, чем Израильское царство.

Кроме Иерусалима, других значительных городских центров на ее территории не было. Да и Иерусалим был, скорее, административным и религиозным центром, чем экономическим. В хозяйстве Иудеи большую роль играло традиционное скотоводство, главные торговые пути обходили ее стороной. С потерей Эдома вскоре после смерти Соломона, она утратила выход к Красному морю.

Пророки

Власть правителей Иудеи поддерживалась наличием в Иерусалиме духовного центра евреев - храма Яхве. Из опасения перед возможным объединением еврейского народа под властью Иудейского царя, Иеровоам всячески стремился к отчуждению своих подданных от Храма. Апогеем его политики стала религиозная реформа. В Бэйт -Эле, на границе с Иудеей, а также в Дане, на севере Израильского царства, были установлены изваяния золотых тельцов. Иеровоам лично совершал перед ними жертвоприношения.

Постепенно в обоих государствах забывались традиции общинных и родственных связей. Усиливалось социальное расслоение общества, росла пропасть между бедными и богатыми. Рядом с культом единого и единственного Бога, а то и вместо него, распространялось поклонение языческим божествам, ханаанским и финикийским.

В ответ на эти негативные явления возникает движение библейских пророков. Они обличали своих современников за поклонение идолам, обвиняли в преступлениях против ближних, в корыстолюбии и отсутствии милосердия. Из пророков, живших в Израильском царстве, особенно выделялись Илия, Елисей и Иона, а из пророков Иудеи - Исаия, Иеремия, Михей, Иоиль, Иезекииль.

 

Вавилонское пленение

В «вавилонском пленении» с новой силой разгорается пророческое движение. Оно приобретает более радикальные черты. У иудеев рождается вывод, что основным грехом народа было само установление царской власти. Избранный народ терпит муки, наложенные на него Господом ради того, чтобы очистить его от греха и дать ему спасение. Возрождение народа Израиля не мыслилось более как восстановление государства. Во главе народа должны стоять не цари, а люди, чьим голосом говорит сам Бог.

Положение в Восточном Средиземноморье изменилось после возникновения Персидской державы. Финикийские города признали ее власть на правах добровольных союзников. В награду персидские цари расширили территорию Финикии на севере и на юге - до Аскалона включительно. Была создана федерация трех главных городов - Сидона, Тира и Арвада. Их старейшины образовывали общефиникийский совет, собиравшийся во вновь основанном городе Триполи, в котором каждый из главных городов имел свой квартал.

Финикия стала важным экономическим центром Персидской державы. Её города сосредоточили значительную часть внешней торговли государства. В них чеканили собственную серебряную монету. К самому концу эпохи Ахеменидов политическая стабильность нарушилась. Сидон восстал против персидского царя и был разрушен около 343 года до н. э.

Лекция 9. Палестина в конце II – середине I тысячелетия до н.э.

 

Вопросы лекции.

1. Переселение заречных племен (ибрим).

2. Израильско-Иудейское царство.

3. Иудея и Израиль после распада единого еврейского государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.044 с.)