Социологические школы о развитии общества и культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические школы о развитии общества и культуры.



Теории классической социологии структурализма при всем различии солидарны в том, что исторический процесс эволюции (развития) представляет собой результат взаимодействия, экономической и социальной, политической и культурной сфер жизнедеятельности индустриального общества. Социальное развитие, социальная динамика для О. Конта воплощались в общественном прогрессе, позитивных изменениях в обществе, так или иначе нарушающих его статическое состояние. Динамика подчинена статике, ибо «прогресс — это развитие порядка». В связи с этим он настаивал на различении социологических законов двух разрядов — законов порядка и законов прогресса. Суть контовской теории общественного прогресса можно представить следующими положениями. 1.Каждое последующее общественное состояние совершеннее предыдущего.2. Прогресс достигается развитием прежде всего сознания людей, проявляющимся в позитивных переменах в науке, морали и религии.

3. В истории человечества прогресс выразился в смене теологической стадии (периода господства традиционной религии, охватывающего рабовладение и феодализм) метафизической стадией (временем сокрушения теологии и феодализма) и переходом от последней к позитивной фазе, основанной на позитивной науке об обществе, которая должна стать новой религией человечества. Г. Спенсер углубил понятие социального развития. По его мнению, эволюция есть интеграция, которая сопровождается рассеянием движения, в течение которой осуществляется переход из состояния неопределенной, бессвязной разнородности в состояние определенной связной разнородности. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному и прежде всего противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, социальной дезинтеграции. Два противоречивых процесса — интеграция (т.е. объединение, слияние) и распад единого тела — дезинтеграция находятся в антагонизме друг с другом. Г. Спенсер ввел в социальную теорию понятие социальной дифференциации, применив его для описания универсального для всей общественной эволюции процесса возникновения специализированных институтов и разделения труда. Одним из первых развернутое представление о социальном развитии общества как системы разработал К. Маркс. Общественная формация, по Марксу, — это система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Ключом для осмысления проблем развития общества является способ производства материальных благ, который лежит в основании структуры общества и составляет его экономическую подсистему. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия. При этом ведущую роль играют производительные силы: именно способ производства создает качественную определенность общественной формации. Движущей силой социального развития является классовая борьба (классы, противоборствующие социальные группы, которые различаются по их отношению к способу производства). Именно сознание определяет целостность социальных явлений и направленность социального развития. В строении общества Сорокин выделяет два уровня социальной организации: уровень культурных систем и уровень социальных систем. Первенство принадлежит культурным системам, поэтому все подсистемы общества связаны с ведущими ценностями, в результате чего направления социального развития обусловлены доминирующими ценностями, традициями, обычаями. Согласно П. Сорокину, культура - это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Вместе с тем культура - это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.).Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей,

значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права,религии, в художественной сфере и науке. Культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо с материальным производством (и формационными факторами) или политической борьбой (и классовыми импульсами). Эта динамика связана с особыми для культурного процесса закономерностями, находящими специфическое выражение в облике и судьбах каждой культуры.

 

12. Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития.

Модели общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории. Главным понятием, используемым для фиксации ступеней развития общества, является «цивилизация». Оно наиболее часто употребляется в современной науке и публицистике и происходит от латинского слова «civilis», что означает «государственный, гражданский, политический». В совр. науч. лит-ре цивилизация трактуется: как синоним понятия культуры; тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений; тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой. Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как

отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории. В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные: локальных цивилизаций; мировой, общечеловеческой цивилизации. Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом). Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку.

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-

экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.005 с.)