Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество можно подразделить на четыре сферы.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Доп 31. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. 32. Понятие социальной мобильности: сущность, виды, параметры и каналы социальной циркуляции. 33. Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. 34. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. 35. Социологические исследования в познании общества. 36. Социальная структура современного белорусского общества.
1.Социология как наука, ее объект, предмет исследования. Термин «социология» состоит из сочленения двух слов: латинского societas –общество и греческого logos – наука, знание, в буквальном переводе означает учение об обществе. В широком понимании социологическая наука направлена на изучение общества, закономерностей его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Объект науки – это обобщающее целое, которое, дробясь, дает нам индивидуума. Другими словами, объект социологии — это то, на что направлено социологическое внимание, знание и исследование. О предмете социологии белорусский социолог Бабосов Е.М. писал так: «…возникает (предмет социологии) не помимо человеческого сознания, а с его участием, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности». Предметом социологии, по мнению Бабосова Е.М., является исследование взаимодействия личностей социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Нужно отметить, что в современной социологии понимание ее предмета весьма разнообразно. В предметное поле социологии включаются и социальные явления, и социальные процессы, социальные факты и закономерности. Можно сказать, что предмет социологии определяется скорее интуитивно, чем рационально. Предмет социологии — это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него. Итак, в рамках социологической теории Конта, объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как единый социальный
организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Сущность социологического подхода Эмиля Дюркгейма состояла в понимании общества как социальной реальности (объект социологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки. Немецкий социолог Макс Вебер в качестве предмета социологии выделял социальное действие, которое предполагает мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии; а также ориентацию на другого или других, т.е. «ожидание». 2. Важнейшие подсистемы общества: общество как социокультурный механизм и как социально-экономическая система. Индивидуальная и групповая маргинальность Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Социальные функции религии 1. Мировоззренческая функция - указание целей (ценностей), к которым должен стремиться человек, и в их обосновании. Так с позиций религии целью человека является спасение или посмертное существование, а обоснованием значимости данной цели является учение о божестве и значении для мира. 2. Компенсаторная - означает восполнение. Религия может восполнить неудовлетворенность человека своей жизнью в целом; может давать надежду на осуществление чаяний человека в ином мире, если в этом он не обнаруживает возможности их воплотить; религия дает человеку возможность обрести универсального всепонимающего собеседника. 3. Коммуникативная - т.е. установление и укрепление связей между людьми. Религия обеспечивает это прежде всего, через общность вероучения, обрядов и ритуалов и их совместное исполнение. Кроме того, учение об исполнении моральных заповедей как условии спасения, ориентирует людей на связь друг с другом.
4. Регулятивная функция з аключается в том, что с помощью определенных религиозных идей, ценностей, установок, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивида и общин. В религиях вырабатываются системы норм (религиозного права, морали), образцов (примеров для подражания), контроля (отслеживания реализации предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний действительных и обещаемых в посмертном существовании). Наиболее значимым аспектом регулятивной функции является реализация разрабатываемой концепции морали. 5. Интеграционная функция основывается на способности религии оказывать консолидирующее воздействие на социальные группы и институты. Интеграционные возможности проявляются в объединении индивидов по вероисповедному признаку, что делает их единомышленниками не только в религиозных вопросах, но и в вопросах общественного, бытового и личного характера. 6. Религия является частью культуры, выполняет культуротворческую функцию. Она обеспечивает сохранение и развитие вероисповедных ценностей, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Исходя их религиозных потребностей появились и получили развитие определенные жанры литературы (агиографии, проповеди, молитвы, каноны и др.) и искусства (иконопись, культовая скульптура и архитектура, церковное песнопение и др.)
Доп 31. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. 32. Понятие социальной мобильности: сущность, виды, параметры и каналы социальной циркуляции. 33. Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. 34. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. 35. Социологические исследования в познании общества. 36. Социальная структура современного белорусского общества.
1.Социология как наука, ее объект, предмет исследования. Термин «социология» состоит из сочленения двух слов: латинского societas –общество и греческого logos – наука, знание, в буквальном переводе означает учение об обществе. В широком понимании социологическая наука направлена на изучение общества, закономерностей его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Объект науки – это обобщающее целое, которое, дробясь, дает нам индивидуума. Другими словами, объект социологии — это то, на что направлено социологическое внимание, знание и исследование. О предмете социологии белорусский социолог Бабосов Е.М. писал так: «…возникает (предмет социологии) не помимо человеческого сознания, а с его участием, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности». Предметом социологии, по мнению Бабосова Е.М., является исследование взаимодействия личностей социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Нужно отметить, что в современной социологии понимание ее предмета весьма разнообразно. В предметное поле социологии включаются и социальные явления, и социальные процессы, социальные факты и закономерности. Можно сказать, что предмет социологии определяется скорее интуитивно, чем рационально.
Предмет социологии — это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него. Итак, в рамках социологической теории Конта, объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как единый социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Сущность социологического подхода Эмиля Дюркгейма состояла в понимании общества как социальной реальности (объект социологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки. Немецкий социолог Макс Вебер в качестве предмета социологии выделял социальное действие, которое предполагает мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии; а также ориентацию на другого или других, т.е. «ожидание». 2. Важнейшие подсистемы общества: общество как социокультурный механизм и как социально-экономическая система. Общество можно подразделить на четыре сферы. Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Но также в обществе существуют и структурные элементы другого порядка: социальные организации, социальные институты, социальные общности, социальные группы. Социальные организации - общность людей, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенных целей посредством распределения обязанностей, в процессе функционирования системы управления. Типология социальных организаций: Добровольные ассоциации, Производственно-хозяйственные, Кредитно-финансовые, Научно-исследовательские Учреждения здоровья и социального обеспечения Правоохранительные органы, Административно-управленческие. Социальный институт -- высокоорганизованная система социальных отношений отличающихся устойчивой структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределяемых содержанием решаемых задач. Специальные характеристики социального института: Деятельность рационально упорядочена принятым установлениям. Устойчивый и долговременный тип поведения людей. Крупномасштабная и сложноиерархизированная общность. Интегрированность в социально-политическую, экономическую и социо-культурную жизнь общества. Наличие кадров, материальных ресурсов, условий для выполнения социального контроля. Система стандартов поведения для конкретных типичных ситуаций для всех. Социальные общности -- такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более/менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умозрения, целеполагания. Типы социальных общностей: Этнические общности: племена, народности, нации, расы. Территориальные общности: население деревни, города, района, государства. Политические общности: члены политических партий, общественные движения и организации. Социально-экономические общности: классы, пласты, страты. Отраслевые общности: работники образования, сельского хозяйства. Профессиональные общности: медики, преподаватели, бизнесмены, инженеры. Половые общности: мужчины, женщины. Возрастные общности: дети, подростки, пожилые. Конфессиональные общности: православные, католики, протестанты. Социальные группы -- совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.235.28 (0.015 с.) |