Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. (М.М.Пришвин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. (М.М.Пришвин)



Михаил Михайлович Пришвин считал, что «есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». Так оно и есть! Человек, имея от природы самую совершенную нервную систему, является владельцем разума. Но, помимо разума человеку присущи чувства; их может быть огромное количество, они могут быть самыми разными: чувство счастья, чувство любви, чувство зависти, чувство грусти, чувство одиночества и так далее, можно перечислять бесконечно. Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов о природе человека является взаимодействие разума и чувств. За доказательствами истинности данного тезиса обратимся к работе Н. В. Гоголя «Портрет».

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли взаимосвязь между вышеназванными составляющими сущности человека, и, если она есть, то какова ее природа. Рассмотрим образ главного героя произведения: Чартков - молодой и талантливый художник, но, к сожалению, бедный; человек, который умеет восхищаться чужим превосходством, а не завидовать, пожалуй, это одно из самых прекрасных умений, свойственных человеку; он трудится, выкладывая все свои способности красками на холсте, но его внутренний мир ущемляет одно но: такие же как и он молодые художники получают за свои работы целые состояния, а ему лишь остается и дальше работать в нищете, и дальше быть неизвестным талантом, о котором знают единицы. В один прекрасный день Чартков посещает картинную лавку и ему попадается очень необычный портрет пожилого человека, зацепивший его душу выразительностью глаз старика; практически не обдумывая, Чартков отдает последние деньги за эту работу. И вот здесь-то мы и можем проследить взаимодействие чувств и разума. Не задумываясь о том, что денег практически нет и жить не на что, главный герой слушает свои чувства и покупает понравившуюся ему картину. Именно эти чувства, управляющие Чартковым в ту роковую минуту, мы можем назвать «затемняющими». Далее с главным героем произведения начинают происходить самые необычные явления. Ему везде мерещатся эти глаза с портрета. Магическим образом получив крупную сумму денег и став богатым, Чартков получает и славу, и признание, и роскошь, но он теряет самого себя. Абсолютно не задумываясь о развитии своего таланта, молодой художник живет «на широкую ногу», подчиняясь власти чувства материальной ненасыщенности. «Кисть его хладела и тупела…», работы получались однообразными и эмоционально скучными, он больше не вкладывал в них свою душу, а лишь пытался угодить заказчикам. Неутолимая жажда славы искушала Чарткова все сильнее, но, увидев однажды превосходные работы неизвестного молодого художника, он понял, что свой талан променял на деньги. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что он наконец-то обратился к разуму, что он высвободился от рабства чувств. Это и есть тот самый случай, когда разум охлаждает движение чувств. К огромному сожалению, эта свобода была кратковременной. Очень скоро им овладевает чувство зависти. Он вновь становится жертвой своеобразной схватки ума и чувства. Как правило, такие явления приводят к потере разума, что и произошло с главным героем произведения.

В заключение мне бы хотелось сказать, что человек – это одно из самых уникальных созданий природы. Умея чувствовать душой и думать головой, он страдает от вечной междоусобицы. Незаменимый и такой необходимый для жизни разум довольно часто может быть потеснен тем необъяснимым, что называют чувством. Прекрасно, когда власть чувства приводит к счастью, гораздо хуже, когда плохие чувства просто растаптывают в человеке все великолепие и неповторимость его души, ущемляют разум человеческий, не позволяя здраво анализировать всю суть происходящих с ним событий.

Всего: 518

3.

Ф.М. Достоевский утверждал: «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно». Я считаю, что писатель определенно прав. Человек, который хотя бы раз в своей жизни поддался искушению, перешёл черту дозволенного никогда больше не сможет жить без этого. Человеку свойственно меняться по жизни, создавать другой круг общения или переезжать в новый дом, но если человек покусится на саму свою сущность, внутреннее «я», ему уже никогда не стать прежним. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.

Я предлагаю вместе со мной постараться открыть смысл, который вложил в своё высказывание Фёдор Михайлович, взяв за основу всем известное произведение Н.В.Гоголя: «Портрет». В своём произведении сатирик повествует нам о жизни талантливого художника: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе», который так неосторожно и можно даже сказать глупо потерял свой талант. В короткое время Чартков входит в моду: он пишет множество портретов, на которых рисует уже не людей, а лишь их копии, устраивающие заказчиков. С помощью своих «портретов-кукол» некогда бедный, но ужасно талантливый Чартков становится богаты человеком, принятым высшее общество. Теперь его речи о художниках, также как и его нрав, становятся резкими и высокомерными. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Забывая наставления своего учителя который предостерегая его говорил: «Смотри, брат, -…- у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец.». Но с появлением портрета, из головы художника улетучивается всё, что хоть как-то связывало его с прежней жизнью. Он важен, укоряет молодёжь в безнравственности, становится скрягой, искореняя в своей душе «себя настоящего». Проще сказать переходит черту, убивая в себе не только дар художника, но личность. С той стороны Чартков уже не возвращается, так и умерев в слепой ярости на тех, кто рисует душой, а не следую стандартам. Им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства. «К счастию мира и искусств, такая напряженная и насильственная жизнь не могла долго продолжаться: размер страстей был слишком неправилен и колоссален для слабых сил ее. Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и наконец все это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Иногда несколько человек не могли удержать его. Ему начали чудиться давно забытые, живые глаза необыкновенного портрета, и тогда бешенство его было ужасно.».

В заключение мне бы хотелось сказать, что Михаил Федорович оказался очень точен, излагая свои мысли по поводу запретной черты. Я думаю, что мы убедились на примере жизни героя Гоголя, Чарткова, что обратной дороги нет и никогда ни будет. Во всяком случае без возвращения за своеобразную черту человек не сможет прожить свою жизнь.


[1] Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

 

[2] Идея взята из книги Фефиловой Г.Е. Литература. 10 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2015.

Предложенная ниже работа учеников собрана из ответов всех групп

[3] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Дальневосточный федеральный округ. Амурская область



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.005 с.)