История становления и развития Конституционного контроля в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития Конституционного контроля в Российской Федерации



Так как в Царской России не было конституции, она не имела и даже не могла иметь подобного органа, как Конституционный Суд, поэтому очень важным шагом в развитии конституционного строя России стало создание такого органа. История развития Конституционного суда условно можно разделить на 4 этапа: предыстория, недавняя история, новая история и новейшая история. Изначально были предприняты две попытки его создания. В своей работе Конституционное развитие в современном мире Енгибарян Р.В: «В 1923 году на Верховный Суд СССР были возложены ограниченные функции конституционного надзора. Однако, этот Суд не являлся независимым органом, а состоял при ЦИК Союза ССР, не имел права надзирать за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР, и законов. В 1929 году и этот весьма ограниченный судебный надзор за законностью был упразднен, так как не укладывался в систему крепнущего тоталитарного режима власти».[2]

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею самостоятельного, независимого и полноправного органа конституционного контроля. Но много позже, только в период перестройки, возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.[3]

Вторая попытка создания подобного органа была предпринята в 1989 году, когда Съезд народных депутатов СССР учредил Комитет конституционного надзора СССР (далее по тексту – ККН СССР). Это как раз - таки и будет являться предысторией возникновения Конституционного суда. Задачей КН СССР явилась проверка соответствия Конституции СССР:

- законов;

- нормативных актов высших органов государственной власти, а также их проектов.

ККН СССР мог, при наличии несоответствия, рекомендовать, издавшим или подготовившим соответствующие проекты актов, органам устранить его, в случае же отказа - передавать вопросы об исправлении или отмене таких актов на рассмотрение Совета Министров, Верховного Совета или Съезда народных депутатов (за данными органами оставалось окончательное решение). Также запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН СССР. Вскоре Комитету конституционного контроля было предоставлено право, принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина. Как отмечал в своей работе «Конституционное развитие в современном мире» Енгибарян Р.В: «Но все же ККН не был полноценным судебным органом, и эффективность его работы не была высокой. Существование Комитета прекратилось с распадом СССР в декабре 1991 года».[4]

Недавняя история. Первое упоминание в Конституции о Конституционном суде появилось 15 декабря 1990 года. В этот день на втором внеочередном Съезде народных депутатов в Российской Федерации был учрежден институт Конституционного Суда. В поправке в действующую Конституцию, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, который, к слову, определяет порядок его избрания и деятельности в Законе. Позже четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был принят пятым Съездом 12 июля 1991 года, только в иной редакции (редакция от 28 июня 1991 года).

30 октября 1991 года Съездом народных депутатов РСФСР по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова было проведено избрание судей Конституционного Суда в количестве 13 человек из 15. Однако, закон позволяет суду начать работу при наличии двух третей его состава, и в конце августа 1991 г., после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей, которые приняли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.

В своем первом решении, которое было принято на заседании в январе 1992 году, суд провозгласил Указ Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», неконституционным. Суд заявил, что этот Указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992 года Конституционный суд рассмотрел самое громкое и массовое дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «дело века» получило подробное освещение в средствах массовой информации; многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым.

Новая история. 21 сентября 1993 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором Конституционному Суду было предложено не проводить заседаний. Также была прервана деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Были введены в действие временные положения о выборах Государственной Думы, о федеральных органах власти. Далее Указом от 7 октября 1993 года деятельность Конституционного Суда была приостановлена. После принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ Президент Российской Федерации Указом от 24 декабря 1993 объявил Закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим.

В 1994 году, а именно, 23 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию закона проголосовал Совет Федерации. 21 июля он был подписан Президентом РФ, а 23 июля данный федеральный закон был опубликован. Позднее, в феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

Конституционный Суд был определен законом как судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Созданы две палаты Конституционного Суда РФ, а число судей Конституционного Суда было увеличено до 19. На Конституционный Суд были возложены полномочия:

- дача общеобязательного толкования Конституции РФ;

- возможность установления дополнительных полномочий.

Более того, из компетенции суда была исключена проверка конституционности политических партий и других общественных объединений, а также правоприменительной практики.

Новейшая история. Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. Стоит отметить последние изменения. В 2014 году была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения коллизий между российским законодательством и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения 2010 и 2014 годов также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда РФ, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что процесс становления и развития конституционного контроля в Российской Федерации осуществляется медленно и противоречиво. Можно даже говорить о фактической стагнации этого процесса. Причины этого явления будут рассмотрены ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.068 с.)