Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночная экономика и её особенности в республике Беларусь ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Белорусская рыночная модель - модель с социально-ориентированной рыночной экономикой. Потому что наша модель экономики похожа на модели экономик развитых европейских стран. Однако на данном этапе экономическая модель Республики Беларусь проходит стадию трансформации [16, с. 134]. Потребность перехода к рыночной экономике вызвана минусами социалистической экономики, главными принципами которой являются [17, с. 346]: - существование страны только на первом, переходном этапе от капитализма к социализму; - поэтапное уничтожение рыночного механизма, исчезновение товарно-денежных отношений, а следовательно – и денег; - руководство народным хозяйством из единого центра, который принимает решения, что, как и для кого выпускать; - централизованное планомерное регулирование экономики; - отсутствие частной собственности и её замещение общественной как экономической базы социального равенства; Также к существенным минусам административно-командной экономики можно отнести её неспособность быстро адаптироваться к экономическим переменам, негибкость и низкую производительность из-за её невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Всё это и вызвало необходимость преобразования административно-командной экономики. Причём нужен был новый подход к реформированию экономики, затрагивающий саму основу существующей административно-командной системы. Ведь когда страна располагает большим экономическим и интеллектуальным потенциалом, но не имеет положительных достижений от его использования, то надо искать причину именно в общественной системе. Потому что из-за внутренней целостности экономической системы создание новой эффективной системы подразумевает изменение всех экономических отношений [10, с. 190]. Переход от устаревшей административно-командной системы к эффективной новой рыночной экономике основывается на изменении всей совокупности экономических отношений старой системы, а также механизма её функционирования. Мировой опыт доказывает, что самая эффективная система на сегодня - рыночная экономика. Поэтому Республика Беларусь взяла курс на переход к рыночной экономике. Однако переход от одной экономической системы к другой интерпретируется как весьма сложный процесс трансформации, развития и реформирования. С одной стороны, этот процесс постепенно «подрывает» устоявшиеся социально-экономические отношения старой системы, но в то же время понемногу зарождает и развивает в её недрах новые. А с другой стороны, в экономике начинают шаг за шагом развиваться и усиливаться отношения и элементы современной рыночной экономике и начинают слабеть отношения и элементы старой административно-командной системы.
Видно, что процесс становления рыночной экономики требует довольно таки значительного периода времени, в течение которого существует так называемая переходная экономическая система (трансформация) представляющая собой смесь элементов административно-командной и рыночной систем. Трансформационная экономика – экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах [17, с. 352]. Трансформационный период – время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [17, с. 352]. Смысл этой экономики в Республике Беларусь состоит в преобразовании социально-экономических отношений, переустройстве экономической политики и методов хозяйствования, создании рыночных отношений в сторону демократизации и либерализации. Главной ориентацией этого переходного периода в Республике Беларусь является социально ориентированная рыночная экономика. Суть социально ориентированной рыночной экономики отражается в процессе повышения социальной эффективности, повышения её социальной составляющей, проявляющейся в том, что всё большая часть ресурсов общества, привлекаемых государством, перераспределяется на социальные цели, а производство подчиняется потребителю. Такая экономика основывается на конституционных гарантиях личных прав и свобод граждан, свободе и ответственности предпринимательства, равенстве всех форм собственности, гарантиях её неприкосновенности и использования в интересах общества и личности, выбора профессии и места работы, обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищённых слоёв населения, социального партнёрства между профсоюзами, союзами нанимателей и государством.
Сущность социальной ориентации регулирования экономики заключается в регулировании в интересах не только собственников средств производства, но и самих производителей благ, а также других социальных групп общества [11, с. 19]. Государство выступает в роли субъекта, главная цель которого направлять и регулировать переход к новой экономической модели в Республике Беларусь. Оно определяет правовое поле, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, политико-административные условия, создаёт конкурентные условия, а также инновационную, структурно-инвестиционную, денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, кадровую и ценовую политику. Для эффективного развития государства будет мало создать экономические и технико-технологические условия. Необходимо активное участие государства в качестве партнёра в осуществлении субъектами хозяйствования всех этих условий, потому что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы. Тактикой трансформации государства на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании экономического и социального благосостояния; гармонизация и сочетание различных механизмов государственного, общественного и рыночного регулирования для обеспечения стабильного и устойчивого развития базируясь на надёжных гарантиях в исполнении законов, партнёрстве, активном участии всех граждан в формировании государственной политики через государственные институты и различные общественные группы [17, с. 352]. Общая функция всех экономических систем в обеспечении благоприятных материальных условий для жизнеспособности социума, тогда логично предположить, что она остаётся главной функцией и для социальной рыночной экономики. Отсюда можно выделить другие присущие рыночной экономике отличительные функции: - увеличение материальной обеспеченности всех слоёв населения основываясь на экономическом развитии государства; - развитие ответственности и социальной солидарности у населения; - функция социальной стабилизации и социального мира; - создание и поддержание условий для более широкого удовлетворения важных потребностей общества, которые не удовлетворяет рынок; - расширенное удовлетворение особых, социальных потребностей общества и граждан; - социальная защита тех, кто оказался в силу ряда объективных причин «вне игры» на рыночных условиях. Можно вывести ключевые принципы социальной рыночной экономики: 1) социальная рыночная экономика может присутствовать исключительно в правовой стране, где утверждено правило всеобщего почтения общеустановленных законов, в том числе и в сфере экономики; 2) беспрепятсвенность экономической деятельности в границах действующих законов, смысл которой в том, что каждый вправе выбрать себе ремесло, взяв на себя экономические обязательства за его последствия;
3) трудоспособное населения должно обеспечивать страну; 4) определение общественных гарантий как гарантий одинаковых возможностей для всех социальных слоёв; 5) социальная справедливость для всех слоёв населения; 6) социальная защита оставшихся без защиты; 7) стабильность экономического роста как материальная база всеобщей и справедливой обеспеченности; 8) социальное партнёрство, суть которого в паритетных и с одинаковой ответственностью отношениях между работниками, государством и нанимателями; 9) поддержание социального мира в государстве на основе своевременного переговорного разрешения разногласий между социальными группами [12, с. 17]. Модификация в экономике имеет цель повышения обеспеченности народа. В первые годы реформ в экономике Беларуси большой удельный вес занимала индустрия (до 70%). В мае 1992 года были приняты Основные направления политики руководства Республики Беларусь по предупреждению спада производства и образованию условий выхода из кризиса. Однако данные направления на первом этапе не принесли желаемых итогов. Дефицит госбюджета вырос с 1,6 % внутреннего валового продукта в 1992 году до 8,3 % в 1993 году. В экономике начался экономический спад и страна оказалась под угрозой гиперинфляции. В 1996 году были приняты Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. В последствии осуществления Программы удалось преодолеть сокращение производства, достигнуть прироста внутреннего валового продукта и иных показателей. Таким образом, прирост внутреннего валового продукта в 1993-2003 годах оказался в среднем 8 % в год. По данным Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт Беларуси в 2015 году составил в текущих ценах 869,7 трлн руб. (до деноминации), или в сопоставимых ценах 96,1% к уровню 2014 года, таблица 11. Индекс-дефлятор внутреннего валового продукта за 2015 год по отношению к предыдущему году составил 116,4%. Таблица 11 – Внутренний валовый продукт в Республике Беларусь в 2014-2015 гг.
Примечание – Источник: [13] По данным на 1 июля 2016 года в Беларуси действовало 142,2 тыс. юридических лиц, 251,3 тысячи индивидуальных предпринимателей.
В динамике розничного товарооборота в Беларуси за шесть месяцев 2016 года, то видно, что по итогам периода сохраняется отрицательная динамика. Розничный товарооборот сократился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютном выражении это составило 174,2 трлн. рублей, или 98,4% в сопоставимых ценах к уровню I полугодия 2015 г. [Приложение Б]. Ещё одним важным показателем является инфляция. Инфляция в 2015 г. в Республике Беларусь составила 12%. В августе 2016 года в Беларуси впервые за много лет была зафиксирована дефляция из-за сезонного снижения цен на фрукты и овощи. С начала 2016 года за январь-октябрь инфляция выросла до 9,2%, что можно проследить на графике [Приложение В]. Инфляция по прогнозным показателям за 2016 год в Республике Беларусь не должна превысить 12% [14]. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Беларуси за январь-сентябрь 2016 года составила Br713,9 (деноминированных), в том числе в сентябре - Br732,9 [Приложение Г]. В номинальном выражении за сентябрь 2016 года по сравнению с августом средняя номинальная зарплата уменьшилась на 2,3%. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учётом роста потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2016 года по сравнению с сентябрём 2015 года упала на 4,1% [13]. На первое октября, на складах промышленных предприятий имеется продукции более чем на 788 миллионов белорусских рублей, что составляет 89,3% от среднемесячного объёма выпуска продукции. В начале 2016 года объём запасов готовой продукции в денежном выражении превышал 900 миллионов белорусских рублей или 118,4% к среднемесячному объёму выпуска. Отсюда видно, что снижение складских запасов произошло почти на 1/3. Высокие темпы разгрузки складов демонстрируют некоторые предприятий лёгкой промышленности ОАО "Свiтанак" (Жодино), ОАО "Купалинка" (Солигорск), ЗАО "Калинка" (Солигорск). Уменьшения запасов на складах у них получилось за счёт начала работы на новых рынках. Также уменьшение запасов на складах наблюдается на предприятиях машиностроения и у производителей запасных частей и комплектующих. Положительные тенденции наблюдаются на складах мясо-молочных, мукомольных и комбикормовых предприятий.
Таким образом, можно обобщить вышесказанное: что касается экономического роста, то в 2016 году правительство планировало увеличить внутренний валовый продукт на 0,3 % по сравнению с предыдущим годом. В 2015 году внутренний валовый продукт уменьшился на 3,9 % по сравнению с 2014 годом. На 2017 год планируется увеличить внутренний валовый продукт на 1,5 % по сравнению с 2016 годом и увеличить производительность труда по внутренний валовый продукт на 1,6 %. Также планируется увеличить экспорт товаров и услуг в 2017 году на 3,6 %. Что касается денежно-кредитной сферы, то есть инфляции, то правительство планировало в 2016 году удержать её в пределах 12%. На данный момент этот показатель ещё вполне реален, так как инфляция с января и до октября 2016 года включительно составила 9,2 %. На 2017 год планируется удержать инфляцию в пределах 9 % по сравнению с 2016 годом. Также планировалось, что средняя номинальная заработная плата вырастет до 780 рублей (после деноминации), то есть на 1,2 % по сравнению с предыдущим годом, а в бюджетном секторе будет составлять примерно 635 рублей (после деноминации). На 2017 год планируется увеличить реальные располагаемые денежные доходы на 1,2 % по сравнению с 2016 годом [15]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе была изучена рыночная экономика и её модели, национальные особенности в Республике Беларусь, освещены основные проблемы экономики переходного периода Республики Беларусь. Были даны понятия термина «рыночная экономика», проведено сравнение данных понятий и на основе данного сравнения выделены основные черты, элементы и принципы рыночной экономики. Также в ходе выполнения данной работы были выделены и рассмотрены положительные и отрицательные моменты функционирования рыночной экономики; Таким образом, на основании данной работы можно сделать следующие выводы: - рыночная экономика – это качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства и регулирующих функциях государственных структур; - рыночная экономика как модель экономической системы предполагает наличие элементов и принципов её функционирования, является наиболее эффективной и действенной при решении главных экономических задач; - рыночная экономика как модель экономической системы имеет ряд достоинств и недостатков. Так, например, в рыночной системе существует высокая эффективность производства, но насыщенность рынка товарами сочетается с нарушением принципов равенства, социальной справедливости; - экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения; - наиболее часто выделяют американскую, немецкую, шведскую модели рыночной экономики; - всё множество путей развития национальных рыночных экономик с известными допущениями можно свести к двум моделям: либеральной и социально ориентированной; - с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социальными приоритетами; - мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому Республика Беларусь взяла курс на переход к рыночной экономике; - экономика Республики Беларусь в настоящее время представляет собой специфическую систему, функционирующую в период перехода общества от одной сложившейся исторической формации к другой: от централизованно регулируемой плановой экономической системы к рыночной экономике; - по данным Национального статистического комитета, в Республике Беларусь в 2015 году внутренний валовый продукт составил в текущих ценах 869,7 трлн руб. (до деноминации), или в сопоставимых ценах 96,1% к уровню 2014 года; -несмотря на принятие постоянных мер, направленных на переход к рыночной экономике, экономические показатели Республики Беларусь по-прежнему не совпадают с прогнозными данными. Так, Правительством Республики Беларусь были запланированы следующие уровни показателей на 2016 год: рост ВВП на 0,3 % к уровню 2015 года и 12 %-я инфляция к концу года.На сегодняшний день инфляция за январь-октябрь составила 9,2 %, денежным властям надо удерживать её в пределах 1 % в месяц, с чем на данный момент власти в принципе справляются. Сохранение инфляционного давления в экономике связано с ростом зарплат работников. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Беларуси за январь-сентябрь 2016 года составила Br713,9 (деноминированных), в том числе в сентябре - Br732,9.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.029 с.) |