Рыночная экономика и её особенности в республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная экономика и её особенности в республике Беларусь



Белорусская рыночная модель - модель с социально-ориентированной рыночной экономикой. Потому что наша модель экономики похожа на модели экономик развитых европейских стран. Однако на данном этапе экономическая модель Республики Беларусь проходит стадию трансформации [16, с. 134].

Потребность перехода к рыночной экономике вызвана минусами социалистической экономики, главными принципами которой являются [17, с. 346]:

- существование страны только на первом, переходном этапе от капитализма к социализму;

- поэтапное уничтожение рыночного механизма, исчезновение товарно-денежных отношений, а следовательно – и денег;

- руководство народным хозяйством из единого центра, который принимает решения, что, как и для кого выпускать;

- централизованное планомерное регулирование экономики;

- отсутствие частной собственности и её замещение общественной как экономической базы социального равенства;

Также к существенным минусам административно-командной экономики можно отнести её неспособность быстро адаптироваться к экономическим переменам, негибкость и низкую производительность из-за её невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Всё это и вызвало необходимость преобразования административно-командной экономики. Причём нужен был новый подход к реформированию экономики, затрагивающий саму основу существующей административно-командной системы. Ведь когда страна располагает большим экономическим и интеллектуальным потенциалом, но не имеет положительных достижений от его использования, то надо искать причину именно в общественной системе. Потому что из-за внутренней целостности экономической системы создание новой эффективной системы подразумевает изменение всех экономических отношений [10, с. 190].

Переход от устаревшей административно-командной системы к эффективной новой рыночной экономике основывается на изменении всей совокупности экономических отношений старой системы, а также механизма её функционирования.

Мировой опыт доказывает, что самая эффективная система на сегодня - рыночная экономика. Поэтому Республика Беларусь взяла курс на переход к рыночной экономике.

Однако переход от одной экономической системы к другой интерпретируется как весьма сложный процесс трансформации, развития и реформирования. С одной стороны, этот процесс постепенно «подрывает» устоявшиеся социально-экономические отношения старой системы, но в то же время понемногу зарождает и развивает в её недрах новые. А с другой стороны, в экономике начинают шаг за шагом развиваться и усиливаться отношения и элементы современной рыночной экономике и начинают слабеть отношения и элементы старой административно-командной системы.

Видно, что процесс становления рыночной экономики требует довольно таки значительного периода времени, в течение которого существует так называемая переходная экономическая система (трансформация) представляющая собой смесь элементов административно-командной и рыночной систем.

Трансформационная экономика – экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах [17, с. 352].

Трансформационный период – время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [17, с. 352].

Смысл этой экономики в Республике Беларусь состоит в преобразовании социально-экономических отношений, переустройстве экономической политики и методов хозяйствования, создании рыночных отношений в сторону демократизации и либерализации.

Главной ориентацией этого переходного периода в Республике Беларусь является социально ориентированная рыночная экономика.

Суть социально ориентированной рыночной экономики отражается в процессе повышения социальной эффективности, повышения её социальной составляющей, проявляющейся в том, что всё большая часть ресурсов общества, привлекаемых государством, перераспределяется на социальные цели, а производство подчиняется потребителю. Такая экономика основывается на конституционных гарантиях личных прав и свобод граждан, свободе и ответственности предпринимательства, равенстве всех форм собственности, гарантиях её неприкосновенности и использования в интересах общества и личности, выбора профессии и места работы, обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищённых слоёв населения, социального партнёрства между профсоюзами, союзами нанимателей и государством.

Сущность социальной ориентации регулирования экономики заключается в регулировании в интересах не только собственников средств производства, но и самих производителей благ, а также других социальных групп общества [11, с. 19].

Государство выступает в роли субъекта, главная цель которого направлять и регулировать переход к новой экономической модели в Республике Беларусь. Оно определяет правовое поле, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, политико-административные условия, создаёт конкурентные условия, а также инновационную, структурно-инвестиционную, денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, кадровую и ценовую политику.

Для эффективного развития государства будет мало создать экономические и технико-технологические условия. Необходимо активное участие государства в качестве партнёра в осуществлении субъектами хозяйствования всех этих условий, потому что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

Тактикой трансформации государства на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании экономического и социального благосостояния; гармонизация и сочетание различных механизмов государственного, общественного и рыночного регулирования для обеспечения стабильного и устойчивого развития базируясь на надёжных гарантиях в исполнении законов, партнёрстве, активном участии всех граждан в формировании государственной политики через государственные институты и различные общественные группы [17, с. 352].

Общая функция всех экономических систем в обеспечении благоприятных материальных условий для жизнеспособности социума, тогда логично предположить, что она остаётся главной функцией и для социальной рыночной экономики. Отсюда можно выделить другие присущие рыночной экономике отличительные функции:

- увеличение материальной обеспеченности всех слоёв населения основываясь на экономическом развитии государства;

- развитие ответственности и социальной солидарности у населения;

- функция социальной стабилизации и социального мира;

- создание и поддержание условий для более широкого удовлетворения важных потребностей общества, которые не удовлетворяет рынок;

- расширенное удовлетворение особых, социальных потребностей общества и граждан;

- социальная защита тех, кто оказался в силу ряда объективных причин «вне игры» на рыночных условиях.

Можно вывести ключевые принципы социальной рыночной экономики:

1) социальная рыночная экономика может присутствовать исключительно в правовой стране, где утверждено правило всеобщего почтения общеустановленных законов, в том числе и в сфере экономики;

2) беспрепятсвенность экономической деятельности в границах действующих законов, смысл которой в том, что каждый вправе выбрать себе ремесло, взяв на себя экономические обязательства за его последствия;

3) трудоспособное населения должно обеспечивать страну;

4) определение общественных гарантий как гарантий одинаковых возможностей для всех социальных слоёв;

5) социальная справедливость для всех слоёв населения;

6) социальная защита оставшихся без защиты;

7) стабильность экономического роста как материальная база всеобщей и справедливой обеспеченности;

8) социальное партнёрство, суть которого в паритетных и с одинаковой ответственностью отношениях между работниками, государством и нанимателями;

9) поддержание социального мира в государстве на основе своевременного переговорного разрешения разногласий между социальными группами [12, с. 17].

Модификация в экономике имеет цель повышения обеспеченности народа. В первые годы реформ в экономике Беларуси большой удельный вес занимала индустрия (до 70%). В мае 1992 года были приняты Основные направления политики руководства Республики Беларусь по предупреждению спада производства и образованию условий выхода из кризиса. Однако данные направления на первом этапе не принесли желаемых итогов. Дефицит госбюджета вырос с 1,6 % внутреннего валового продукта в 1992 году до 8,3 % в 1993 году. В экономике начался экономический спад и страна оказалась под угрозой гиперинфляции.

В 1996 году были приняты Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. В последствии осуществления Программы удалось преодолеть сокращение производства, достигнуть прироста внутреннего валового продукта и иных показателей. Таким образом, прирост внутреннего валового продукта в 1993-2003 годах оказался в среднем 8 % в год.

По данным Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт Беларуси в 2015 году составил в текущих ценах 869,7 трлн руб. (до деноминации), или в сопоставимых ценах 96,1% к уровню 2014 года, таблица 11. Индекс-дефлятор внутреннего валового продукта за 2015 год по отношению к предыдущему году составил 116,4%.

Таблица 11 – Внутренний валовый продукт в Республике Беларусь в 2014-2015 гг.

     
  В текущих ценах в % к 2014 г. (в сопоставимых ценах)
  млрд, руб. (до деноминации) в % к ВВП
Внутренний валовый продукт 869 701,7   96,1

Примечание – Источник: [13]

По данным на 1 июля 2016 года в Беларуси действовало 142,2 тыс. юридических лиц, 251,3 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Количество юридических лиц по сравнению с данными на 1 июля 2015 года снизилось на 1,2%, на 1 января 2016 года — выросло на 0,4%; количество индивидуальных предпринимателей — сократилось на 3,7 и 1,7% соответственно.
Удельный вес организаций государственной и с долей государства форм собственности составил 12,8% в общем количестве действующих организаций (на 1 июля 2015 года — также 12,8%).
Из 142,2 тыс. действующих организаций в сфере производства осуществляли деятельность 33,7 тысячи (23,8% общего количества), в сфере услуг — 108,5 тысячи (76,3%) [15].

В динамике розничного товарооборота в Беларуси за шесть месяцев 2016 года, то видно, что по итогам периода сохраняется отрицательная динамика. Розничный товарооборот сократился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютном выражении это составило 174,2 трлн. рублей, или 98,4% в сопоставимых ценах к уровню I полугодия 2015 г. [Приложение Б].

Ещё одним важным показателем является инфляция. Инфляция в 2015 г. в Республике Беларусь составила 12%.

В августе 2016 года в Беларуси впервые за много лет была зафиксирована дефляция из-за сезонного снижения цен на фрукты и овощи. С начала 2016 года за январь-октябрь инфляция выросла до 9,2%, что можно проследить на графике [Приложение В]. Инфляция по прогнозным показателям за 2016 год в Республике Беларусь не должна превысить 12% [14].

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Беларуси за январь-сентябрь 2016 года составила Br713,9 (деноминированных), в том числе в сентябре - Br732,9 [Приложение Г].

В номинальном выражении за сентябрь 2016 года по сравнению с августом средняя номинальная зарплата уменьшилась на 2,3%.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учётом роста потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2016 года по сравнению с сентябрём 2015 года упала на 4,1% [13].
Также, можно заметить, что в январе средняя заработная плата работников возрастает за счёт сезонных факторов (начисления премий, дополнительных выплат и др.). Следовательно, в феврале, напротив, отмечается сезонное снижение зарплат.

На первое октября, на складах промышленных предприятий имеется продукции более чем на 788 миллионов белорусских рублей, что составляет 89,3% от среднемесячного объёма выпуска продукции. В начале 2016 года объём запасов готовой продукции в денежном выражении превышал 900 миллионов белорусских рублей или 118,4% к среднемесячному объёму выпуска. Отсюда видно, что снижение складских запасов произошло почти на 1/3. Высокие темпы разгрузки складов демонстрируют некоторые предприятий лёгкой промышленности ОАО "Свiтанак" (Жодино), ОАО "Купалинка" (Солигорск), ЗАО "Калинка" (Солигорск). Уменьшения запасов на складах у них получилось за счёт начала работы на новых рынках. Также уменьшение запасов на складах наблюдается на предприятиях машиностроения и у производителей запасных частей и комплектующих. Положительные тенденции наблюдаются на складах мясо-молочных, мукомольных и комбикормовых предприятий.
Наибольшие на данный момент запасы готовой продукции в Минской области наблюдаются на предприятиях республиканской формы собственности. Так, в ОАО "БелАЗ" в денежном выражении они составляют около 200 миллионов белорусских рублей (почти 25% от всех запасов по области). Продукция более чем на 150 миллионов белорусских рублей скопилась у ЗАО "Штадлер Минск", однако до конца года планируется отгрузка партии электропоездов по контрактам в Россию. В пищевой промышленности лидерами по складским запасам в регионе являются производители сахара из-за большого урожая сахарной свёклы. Однако это наоборот хорошо, так как в будущем за счёт созданных запасов будет удовлетворяться внутренний спрос, а также сахар будет экспортироваться. Предприятия, у которых наблюдаются сверхнормативные запасы планируют увеличить реализацию своей продукции как внутри страны, так и за рубежом [15].

Таким образом, можно обобщить вышесказанное: что касается экономического роста, то в 2016 году правительство планировало увеличить внутренний валовый продукт на 0,3 % по сравнению с предыдущим годом. В 2015 году внутренний валовый продукт уменьшился на 3,9 % по сравнению с 2014 годом. На 2017 год планируется увеличить внутренний валовый продукт на 1,5 % по сравнению с 2016 годом и увеличить производительность труда по внутренний валовый продукт на 1,6 %. Также планируется увеличить экспорт товаров и услуг в 2017 году на 3,6 %.

Что касается денежно-кредитной сферы, то есть инфляции, то правительство планировало в 2016 году удержать её в пределах 12%. На данный момент этот показатель ещё вполне реален, так как инфляция с января и до октября 2016 года включительно составила 9,2 %. На 2017 год планируется удержать инфляцию в пределах 9 % по сравнению с 2016 годом.

Также планировалось, что средняя номинальная заработная плата вырастет до 780 рублей (после деноминации), то есть на 1,2 % по сравнению с предыдущим годом, а в бюджетном секторе будет составлять примерно 635 рублей (после деноминации). На 2017 год планируется увеличить реальные располагаемые денежные доходы на 1,2 % по сравнению с 2016 годом [15].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была изучена рыночная экономика и её модели, национальные особенности в Республике Беларусь, освещены основные проблемы экономики переходного периода Республики Беларусь. Были даны понятия термина «рыночная экономика», проведено сравнение данных понятий и на основе данного сравнения выделены основные черты, элементы и принципы рыночной экономики. Также в ходе выполнения данной работы были выделены и рассмотрены положительные и отрицательные моменты функционирования рыночной экономики;

Таким образом, на основании данной работы можно сделать следующие выводы:

- рыночная экономика – это качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства и регулирующих функциях государственных структур;

- рыночная экономика как модель экономической системы предполагает наличие элементов и принципов её функционирования, является наиболее эффективной и действенной при решении главных экономических задач;

- рыночная экономика как модель экономической системы имеет ряд достоинств и недостатков. Так, например, в рыночной системе существует высокая эффективность производства, но насыщенность рынка товарами сочетается с нарушением принципов равенства, социальной справедливости;

- экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения;

- наиболее часто выделяют американскую, немецкую, шведскую модели рыночной экономики;

- всё множество путей развития национальных рыночных экономик с известными допущениями можно свести к двум моделям: либеральной и социально ориентированной;

- с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социальными приоритетами;

- мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому Республика Беларусь взяла курс на переход к рыночной экономике;

- экономика Республики Беларусь в настоящее время представляет собой специфическую систему, функционирующую в период перехода общества от одной сложившейся исторической формации к другой: от централизованно регулируемой плановой экономической системы к рыночной экономике;

- по данным Национального статистического комитета, в Республике Беларусь в 2015 году внутренний валовый продукт составил в текущих ценах 869,7 трлн руб. (до деноминации), или в сопоставимых ценах 96,1% к уровню 2014 года;

-несмотря на принятие постоянных мер, направленных на переход к рыночной экономике, экономические показатели Республики Беларусь по-прежнему не совпадают с прогнозными данными. Так, Правительством Республики Беларусь были запланированы следующие уровни показателей на 2016 год: рост ВВП на 0,3 % к уровню 2015 года и 12 %-я инфляция к концу года.На сегодняшний день инфляция за январь-октябрь составила 9,2 %, денежным властям надо удерживать её в пределах 1 % в месяц, с чем на данный момент власти в принципе справляются. Сохранение инфляционного давления в экономике связано с ростом зарплат работников. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Беларуси за январь-сентябрь 2016 года составила Br713,9 (деноминированных), в том числе в сентябре - Br732,9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.029 с.)