Принципы и признаки правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и признаки правового государства



В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства является:

1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.

2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).

3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную(создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).

4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).

5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).

6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.

9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.

10. Появление действенной способности противостоять произволу.

10.Разграничение партийных и государственных функций.

11.Установление парламентской системы управления государством.

12.Торжество политико-правового плюрализма.

13.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.

г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

 

 

49. Правовая культура современного российского общества: проблемы и перспективы

Правовая культура - это определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства, умение ими воспользоваться, это также высокая степень убеждения в ценности права. Правовая культура пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, правотворческую и правоприменительную деятельность, то есть характеризует всю правовую реальность общества. Правовая культура создается обществом постепенно в результате постоянного совершенствования права, повышения уровня правосознания, развития общей культуры и цивилизации.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1. Уровень правосознания и правовой активности граждан. Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т. д. Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

2. Правовая осведомленность широких слоев населения. Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц ещё не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

3. Состояние юридической практики. Уровень правотворческой деятельности и состояние законодательства — выражается в совершенстве содержания и формы нормативно-правовых актов, в их качестве, продуманности, согласованности, культуре юридических текстов, то есть в юридической технике подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов, решения процедурных законодательных вопросов. Все это вместе взятое — показатель уровня правотворческой (в том числе законодательной) культуры; Уровень судебной, правоохранительной деятельности и состояние правоприменительной практики — выражается в качестве работы правоприменительных, судебных, правоохранительных и иных органов, что является показателем правореализующей культуры должностных лиц, их профессионального знания законодательства, четко налаженной работы по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения.

4. Высокий уровень законности и правопорядка в обществе. Режим законности и правопорядка — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение — это основа режима законности и правопорядка.

В юридической литературе иногда выделяют два типа правовой культуры - культура выражения и культура правил. В первом случае общество достигает высокого уровня правовой культуры в том случае, если находит соответствующую форму для уже данного содержания. В обществе уже сложились или складываются те или иные отношения. Если они остаются без правового регулирования, то правовая культура общества находится на низком уровне. Поэтому повышение правовой культуры означает помимо всего прочего возможно полную и наиболее адекватную правовую оформленность общественных отношений. Это и называется культурой выражений. Культура правил подразумевает не выражение уже данного содержания, а создание, формирование определенных общественных отношений. Здесь «содержание правовой нормы устанавливается самой нормой, а не реальным правоотношением. Норма сама как бы диктует то, что должно существовать в действительности. Что законодатель вводит как норму, то и существует как правовая реальность». Следовательно понимание правовой культуры тесно связано с проблемой правопонимания. Следует отметить, что в таком аспекте правовая культура рассматривается как правотворческая и правоприменительная культура, которая подразумевает деятельность государственных органов. Но наряду с этим существует еще и правовая культура отдельных личностей, которая влияет на характер правовой культуры всего общества.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:

1. Правовая культура общества. Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

2. Правовая культура личности. Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность. Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нём как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это её позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

3. Правовая культура группы. В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

По мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие. Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений.

В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин, выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России. В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника». Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Ю.В. Сорокина: правовая культура – внешнее проявление правосознания. Правосознание – внутреннее отношение к праву, правовая культура – поведение. Правовая культура считается высокой, если существует внутренняя установка и поведение направлено на следование правовым нормам. Следование правовым нормам можно обеспечить принуждением либо внутренними готовностями. Особенности формирования правовой культуры российского общества: западная культура вообще развивалась именно как правовая. Право на западе воспринималось не как воля государства, не норма, спущенная сверху, а как нормы, которые могут защитить индивида в его жизни. В России очень сильно влияние востока, присутствовало искаженное понимание права, поскольку право всегда стояло на службе власти. В настоящее время имеют место изменения, и они касаются частного права. Российское население стало осознавать ценность права. Если раньше отношение к суду было негативным, то теперь положение меняется.

50. Актуальные вопросы современной философии права.

 

Наука – это особый тип мировоззрения, выраженный единством духовного и практического освоения.
С.А.Лебедев выделяет два возможных для философии способа осмысления понятия «наука», которые он условно называет «кантовским» и «контовским». Первый способ является трансцендентально аналитическим. Суть его в том, что, во-первых, задаются параметры науки как специфической структуры сознания, а во-вторых, даётся ответ на вопрос, как возможна такая структура с точки зрения всеобщих характеристик сознания, его оснований и познавательных средств. Второй способ философского анализа науки – синтетически - обобщающий. Он опирается преимущественно на эмпирическое исследование науки как социокультурной реальности с особыми когнитивными, коммуникационными и практическими механизмами воспроизводства и функционирования.
Круг проблем философии науки достаточно широк. К ним, в частности можно отнести следующие вопросы: существует ли однозначная детерминация положений науки со стороны опытных данных, каковы критерии научности, возможны ли обоснования предпочтительности одной теории по отношению к другим, в чём состоит логика научного поиска, каковы модели развития знания, и многие другие.
Однако по своей общественной резонности т актуальности на первый план в современной социокультурной ситуации выходят проблемы этики науки. Этика науки подразделяется на внутреннюю и внешнюю. «Внутренний» этос науки, формируемый на основе применения к научной деятельности этического оценочного разделения явлений на «добро» и «зло», включает следующие принципы: самоценность истины, новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого, полную свободу научного творчества, абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины», научные истины — всеобщее достояние, исходный критицизм. Внешняя этика базируется на оценке социальных последствий научно-технической деятельности. Она предполагает для ученого следующие обязанности: принимать во внимание не только теоретическое значение, но и возможные социальные последствия своей деятельности и цену ошибок; стать достаточно компетентным для оценки таких последствий (видеть горизонты); осуществлять на основе своей профессиональной подготовки предвидение возможных нежелательных эффектов; оповещать общественность о возможных последствиях проводимых исследований, о том, как можно избежать негативных последствий или их минимизировать, выбирая для этого адекватные формы обращения; обеспечить достаточно полную информацию для властных структур, позволяющую обеспечить компетентность управленческих решений.
Не менее значимой проблемой в современной философии науки является прогнозирование моделей и сценариев развития научно-технического прогресса. Актуальность использования прогнозирования в ходе исследования в области философии состоит в необходимости получения информации о возможных тенденциях в динамике того или иного феномена, или процесса в рамках сферы научной рациональности или технического проектирования.
Использование метода моделирования предполагает, что на основе изучения внутренней логики развития конкретной научной дисциплины исследователь конструирует соответствующую историко-логическую модель. Эта модель позволяет следить за ходом научно-технического развития конкретной проблемной области, анализировать тенденции и оценивать совокупности задач (ситуации), синтезировать прогнозные варианты тех или иных изменений в ситуациях и оценивать следствия этих изменений.
Таким образом, философия науки представляет собой одно из наиболее актуальных и значимых направлений современного философского знания, во многом определяющее состояние и перспективы дальнейшего развития человеческой цивилизации в ХХI веке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.58.132 (0.058 с.)