Семинар № 1. История как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 1. История как наука



1. Сущность и функции исторического знания. Принципы, методы и источники изучения истории.

2. Многообразие концепций общественного развития. Отечественная историческая наука в прошлом и настоящем.

3. Исторический путь России между Востоком и Западом.

Термины

Гуманитарные науки, история, историография, культура, цивилизация, общественно–экономическая формация (социально–экономическая формация), мировоззрение, фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие.

 

Требования к оформлению терминологического словаря по теме:

· титульный лист (Ф.И.О. и указание темы словаря);

· словарь обязательных терминов (разъяснения терминов и примеры их использования).

 

Темы докладов

Плюсы» и «минусы» формационного и цивилизационного подходов.

Российские исторические школы и их представители.

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРУ № 1:

- основная:

1. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 573 с. (ГРИФ). – ISBN: 978-5-222-18805-7

2. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. ISBN: 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

3. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. – ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116.

- дополнительная:

Чз – Будаев Д.И. Что такое историческая наука. – Смоленск: СГПИ, 1997. – 68 с.

Чз – Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 5-14, 14-20.

Чз – Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: ЭКОПРОСС, 1995. – 637 с.

Чз, Аб – История России /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2004. – С. 12-21.

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – С. 1-12.

Чз – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36-42, 42-49.

Чзп – Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. – С. 83-93.

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 687 с. – ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ № 1

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия – поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.

 

1. Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, зачем нужна она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников, рекомендованных в списке основной литературы, а также доступно изложенный данный вопрос в учебнике под редакцией А.А. Радугина, во вводной главе учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, указанных в списке дополнительной литературы. Итог работы – осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II. – М., 1957. – С. 291–292).

 

2. Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо-биологические, социально-культурные, хозяйственно–экономические, научно-технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

 

Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14–20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42).

 

3. Для ответа на третий вопрос достаточно изучить размещенный в Приложении к семинару №1 текст «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». Кроме этого, рекомендуется познакомиться с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42–49), обратив внимание на выводы о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных «магнитных» полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.

2 Темы эссе1

1. Зачем нужна дисциплина «История» в учебных планах технических вузов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.008 с.)