Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар № 1. История как наука
1. Сущность и функции исторического знания. Принципы, методы и источники изучения истории. 2. Многообразие концепций общественного развития. Отечественная историческая наука в прошлом и настоящем. 3. Исторический путь России между Востоком и Западом. Термины Гуманитарные науки, история, историография, культура, цивилизация, общественно–экономическая формация (социально–экономическая формация), мировоззрение, фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие.
Требования к оформлению терминологического словаря по теме: · титульный лист (Ф.И.О. и указание темы словаря); · словарь обязательных терминов (разъяснения терминов и примеры их использования).
Темы докладов Плюсы» и «минусы» формационного и цивилизационного подходов. Российские исторические школы и их представители. ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРУ № 1: - основная: 1. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 573 с. (ГРИФ). – ISBN: 978-5-222-18805-7 2. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. ISBN: 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1 3. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. – ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116. - дополнительная: Чз – Будаев Д.И. Что такое историческая наука. – Смоленск: СГПИ, 1997. – 68 с. Чз – Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 5-14, 14-20. Чз – Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: ЭКОПРОСС, 1995. – 637 с. Чз, Аб – История России /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2004. – С. 12-21. Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – С. 1-12. Чз – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36-42, 42-49. Чзп – Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. – С. 83-93. – История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 687 с. – ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ № 1 1 Методические указания по подготовке к семинару Цель занятия – поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.
1. Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, зачем нужна она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников, рекомендованных в списке основной литературы, а также доступно изложенный данный вопрос в учебнике под редакцией А.А. Радугина, во вводной главе учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, указанных в списке дополнительной литературы. Итог работы – осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II. – М., 1957. – С. 291–292).
2. Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо-биологические, социально-культурные, хозяйственно–экономические, научно-технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.
Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14–20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42).
3. Для ответа на третий вопрос достаточно изучить размещенный в Приложении к семинару №1 текст «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». Кроме этого, рекомендуется познакомиться с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42–49), обратив внимание на выводы о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных «магнитных» полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.
2 Темы эссе1 1. Зачем нужна дисциплина «История» в учебных планах технических вузов?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.008 с.) |