Направления совершенствования фискальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования фискальной политики



Целью совершенствования фискальной политики является развитие расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на общество. Для этой цели необходимо:

· Провести выделение бюджетных средств на государственные инвестиции;

· Упростить расчёт и порядок взимания налогов;

· Отказаться от поддержки нерентабельных предприятий;

· Повысить эффективность социальных условий;

· Разработать программы помощи бедным слоям населения

Одной из главных задач политики является именно эффективное формирование расходов. Расходы необходимо распределить так, чтобы они давали максимально полезный результат и при этом мог быть осуществлен план финансирования бюджетных организаций с учетом их затрат и убытков.
Из этого следует, что контроль над дефицитом бюджета будет главным приоритетом бюджетной политики Республики Беларусь. Для того чтобы снизить дефицит бюджета, государству следует применить такие меры, при которых поступления в бюджет буду увеличиваться одновременно с сокращением расходования из него. Такими мерами могут быть:

– Увеличение производительности всех отраслей экономики с целью увеличения их денежных накоплений и, следовательно, увеличения суммы собранных налогов в бюджет;

– Выделение бюджетных средств в наиболее приоритетные отрасли народного хозяйства с дальнейшей их повышенной финансовой отдачей;

– Увеличение притока капитала. Это помогает решить сразу несколько задач одновременно. Во-первых, увеличение притока иностранного капитала повлияет на финансирование капитальных вложений (оно снизится). Из-за этого государственные расходы станут меньше. Во-вторых, база производства расширяется, соответственно людей, которые платят налоги, становится больше и увеличивается доход в бюджет; [20]
В области налоговой политики Республики Беларусь государство ставит главной целью поддержание финансовой стабильности, уменьшение налоговой напряженности, для развития конкуренции и улучшение социальных условий граждан.
По аналогии с бюджетной политикой, налоговая политика ставит главным приоритетом увеличение доходности в государственный бюджет с помощью налогообложения при соответствующем уровне расходования этих средств наряду с предотвращением возможного дефицита.
Исходя из этого, в нашей стране будут поставлены следующие задачи:

Модернизация всей системы налогообложения с максимальным ее подведением к моделям систем в развитых странах;

– Упрощение контроля над сбором налогов, вытекающее из отсутствия скрывающих налоги фирм; [19].
Решение всех поставленных задач и бюджетной и налоговой политики предполагает осуществление определенных мер государством. Таких мер существует большое количество, но я перечислю основные:

– Ликвидация некоторых налогов, удельная доля которых в бюджете мала и ненамного отличается от расходов на их сборы. Это уменьшит давление налогообложения на общество;

– Реорганизация сбора налогов с упрощением их исчисления и с переключением на систему поквартального сбора;

– Усовершенствование электронного декларирования;

– Реорганизация порядка сбора местных налогов;

– Грамотное распределение расходов государства на более приоритетные цели и общее повышение эффективности расходования бюджета;

– Развитие социальной защиты населения;

– Развитие метода программно-целевого бюджетного планирования и повышение внимания на ресурсы достижения целей;

– Решение проблем с государственным долгом;

– Изменение использования государственных заимствований с повышением эффективности их расходования;

– Усовершенствование рынка долговых обязательств внутри страны;

Мероприятия в области нашей налоговой политики направлены на повышение конкурентоспособности национальной экономики, создание условий для экономического роста, поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки, активизацию инвестиционных процессов. По плану новой пятилетки 2016-2020, уровень налоговой нагрузки не увеличится и составит не более 26 процентов от ВВП. [22]
В нашей стране существуют проблемы с политикой налогообложения труда. Фонд оплаты труда является объектом высокого налогообложения. Это отрицательно сказывается на развитии трудоемких отраслей, т.к. снижает их конкурентоспособность. С целью устранения этой проблемы, следует как-то упростить или удешевить систему налогов.
В Беларуси на 2016 год ставка подоходного налога составляет 9% для резидентов Парка высоких технологий. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 13%, для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 16%. Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 13%, для физических лиц добавились налоги с процентов банковских депозитов, но это не меняет принципиально общую картину налогообложения в Беларуси [17].
Одним из главных мероприятий налоговой политики нужно считать именно поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику. Условием его выполнения является увеличение фактического количества собранных налогов при прежнем, или более низком уровне налоговой ставки. Поддержка будет включать следующие меры:

– Окончательный отказ от оборотных видов налога на реализацию товаров и услуг на всех уровнях бюджета;

– Отмена практики введения налогов в чрезвычайных ситуациях, корректура налоговых ставок и усовершенствование принципа выплат страховых взносов в фонд социальной защиты населения. Это уменьшит нагрузку на фонд заработной платы.

– Оптимизация таможенных пошлин.

Как уже отмечалось ранее, государство должно стремиться к оптимальному расходованию бюджета и при этом сохранять высокий уровень затрат в социальную сферу. Этому способствует модернизация налоговой системы, так как она главный источник финансирования бюджета. Наше правительство заявило о том, что по плану на 2017 год налоговая политика меняться не будет, и все реформы связанные с ней пройдут лишь со структурой, существующей на данный момент системы налогообложения. То есть, изменения коснуться только действующего состава и количества налогов. При этом проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривает:

– отмену ряда действующих в настоящее время налоговых льгот;

– введение новых объектов налогообложения (например, по НДС);

– введение нового порядка исчисления земельного налога; [19]

Исходя из этого, можно сказать, что изменения действительно связаны только с действующими налогами. Но, с учетом того, что по плану доходность налогов должна увеличиваться только за счет роста экономики, эти реформы никак не снижают налоговую нагрузку. Можно даже сказать, они ее в какой-то степени усугубляют. Однако, вопреки всему этому, правительство планирует снижение нагрузки через оптимизацию системы исчисления и уплаты налогов и совершенствование налогового администрирования.
Также в Беларуси планируется ввести институт налоговых депозитов, которые помогут стимулировать исчезновение теневой экономики. «Задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, будет гарантировано безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны» – подчеркивается в проекте программы [22].
На сегодняшний день Палатой представителей уже утвержден проект «О республиканском бюджете на 2017 год». В нем указаны планы на профицит в бюджете с целью возвращения государственных долгов, на повышенное расходование в сферы здравоохранения и образования и на некоторое снижение расходования на строительство жилья и сельское хозяйство. [20]

Проанализировав все задачи и цели, можно сказать, что основными направлениями развития бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь являются:

– постепенное сокращение государственного долга

– рационализация управления государственным долгом на примере международной практики.

– постепенное сокращение уровня налоговой нагрузки одновременно с увеличением реальных налоговых сборов;

– рационализация расходования бюджета с ориентацией на более приоритетные цели;

– борьба с теневой экономики;

– устранение проблем оттока капитала и повышение инвестиционного потенциала;

– строгое определение прав и обязанностей налогоплательщиков;

– развитие системы взысканий против правонарушителей в области налогов;

– оптимальное урегулирование системы льгот налогоплательщикам;

– частичное перенесение с доходов фирм на юридические лица налоговой нагрузки;

– оптимизация ставок таможенных пошлин с целью повышения привлекательности импорта;
– взятие курса на унификацию налоговой системы с таковыми в странах СНГ и ЕС, в особенности с Российской Федерацией [16].

– разработка системы налогообложения научно-технических и инновационных организаций;

За последние годы фискальная политика в Республике Беларусь получила значительный толчок в развитии в сторону современных требований. Можно сказать, что она трансформировалась из административно-плановой политики в политику рыночного типа, с соответствующей налоговой системой и бюджетными расходами, отвечающими в первую очередь за поддержку со стороны государства социальной сферы, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь характеризуется, главным образом, своей сосредоточенностью на социальной сфере. Об этом говорит то, что основная часть бюджетных расходов идет именно на поддержание и развитие социальной структуры через пособия, льготы, различные социальные программы и т.д. Таким образом, государство уменьшает социальное напряжение в обществе и в какой-то степени увеличивает доходы. Однако если посмотреть на доходную часть бюджета, можно выявить некоторые проблемы, касающиеся налоговой системы. В Беларуси одна из самых сложных систем налогообложения в мире. И даже несмотря на те реформы, которые были проведены за прошедшие годы, она все равно остается очень сложной системой и на сегодняшний день.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мною были рассмотрены основные виды и методы осуществления фискальной политики государства, а также особенности фискальной политики в Республике Беларусь.
Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика предусматривает решение следующих целей: изменение реального объема национального производства и занятости; контроль над инфляцией, ускорение экономического роста.

Фискальная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • система автоматических встроенных стабилизаторов (недискреционная).

Очевидна необходимость совершенствования и оптимизации инструментов государственного регулирования экономики Беларуси. В момент, когда равновесие между доходами и расходами госбюджета крайне нестабильно, следует активно искать пути сокращения бюджетного дефицита, и, прежде всего, за счет его расходов. Расходование государственного бюджета должно определяться принципом рациональности, т.е. расходы необходимо распределить так, чтобы они давали максимально полезный результат.

Налоговая система должна реформироваться в направлении снижения налоговой нагрузки общества, создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития нашей экономики. При этом важным может оказаться мировой опыт в области фискальной политики, который необходимо тщательно изучить и применить с учетом современных реалий.

Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, эко­номической эффективности и достижение на этой основе макроэкономи­ческого равновесия. Однако требовать абсолютного упрощения налоговой системы, сводя ее к одному или нескольким налогам нецелесообразно. В государствах с достаточно сложной и многоотраслевой экономикой налоги представляют собой сложный инструмент изъятия доходов государственного бюджета из множества объектов налогообложения. Именно таким способом достигается стабильность формирования доходной части бюджета, что особенно актуально для стран с трансформационной экономикой, в том числе и нашей.

 


Список использованной литературы

 

 

1. Д.А. Неверов, Бюджетно-налоговая политика: учеб.-метод. Пособие. Минск: БГЭУ, 2009. 178с.

2. Эффект вытеснения инвестиций: что это такое и к каким последствиям он может привести. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://prostoinvesticii.com/stati-o-finansakh/ehffekt-vytesneniya-investicijj-chto-ehto-takoe-i-k-kakim-posledstviyam-on-mozhet-privesti.html. Дата доступа 11.11.2016

3. Сущность и виды бюджетно-налоговой политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.economy-web.org/?p=178. Дата доступа 11.11.2016

4. Фискальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://center-yf.ru/data/stat/Fiskalnaya-politika.php. Дата доступа 10.11.2016

5. Понятие фискальной политики, ее цели и виды[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.financelike.ru/dzms-671-2.html Дата доступа 11.11.2016

6. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/112.htm. Дата доступа 10.11. 2016

7. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://newinspire.ru/lektsii-po-makroekonomike/teorema-ekvivalentnosti-rikardo-barro-1906. Дата доступа 10.11.2016

8. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-rf/teorema-ekvivalentnosti-rikardo-31951.html. Дата доступа 10.11.2016

9. Современные направления и школы экономической теории[Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/economika/07.php

11.11.2016

10. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/ym2016.pdf. Дата доступа 09.11.2016

11. Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-март 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ej.by/news/economy/2016/04/29/za-pervyy-kvartal-2016-goda-profitsit-byudzheta-sostavil-51.html. Дата доступа 12.11.2016

12. Бюджетная политика РБ и ее социальная направленность [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://gomelcivil.org/analytics/4294-byudzhetnaya-politika-rb-i-ee-sotsialnaya-napravlennost. Дата доступа 13.11.2016

13. Отправные точки формирования бюджета республики Беларусь на 2016 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://dneprovec.by/economy/2016/01/08/10318. Дата доступа 13.11.2016

14. БЮДЖЕТ НА 2016 ГОД: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://peomag.by/number/2016/3/Byudzhet_na_2016_god_voprosy_formirovaniya_i_ispolneniya/. Дата доступа 11.11.2016

15. Закон Республики Беларусь от 04.06.1993 №2347-XII "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://pravo.newsby.org/belarus/zakon1/z982.htm. Дата доступа 13.11.2016

16. Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.eurasiancommission.org/hy/act/texnreg/deptexreg/normbaza/Pages/evrazes_24052005.aspx. Дата доступа 13.11.2016

17. Ставки подоходного налога в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.femida.by/index.php?page=se_nalog1. Дата доступа 12.11.2016

18. Топ-10 крупнейших налогоплательщиков Минска [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://thinktanks.by/publication/2016/03/01/top-10-krupneyshih-nalogoplatelschikov-minska-1.html. Дата доступа 12.11.2016

19. Налоговая политика в 2017 году в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.belta.by/economics/view/nalogovaja-politika-v-2017-godu-ne-predusmatrivaet-suschestvennyh-preobrazovanij-210327-2016/. Дата доступа 12.11.2016

20. Проект программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.president.gov.by/ru/sobranie/. Дата доступа 13.11.2016

21. В чем заключаются улучшения налогового законодательства 2017 года? [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/v-chem-zaklyuchayutsya-uluchsheniya-nalo. Дата доступа 12.11.2016

22. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.pravo.by/main.aspx?guid=216643#5.6. Дата доступа 11.11.2016

23. Экономическая теория (Иохин В.Я.) Финансовая политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.konspekt.biz/index.php?text=24138. Дата доступа 11.11.2016

24. Фискальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://economicportal.ru/ponyatiya-all/fiskalnaya-politika.html. Дата доступа 11.11.2016



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.033 с.)